ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

Кузьмин А.И. 1, Семчук Н.Н. 1, Орлова Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности учителя школы, воспитателя дошкольного учреждения, профессора университета. Начало XXI века показало, насколько хрупким является экологическое равновесие в природе и как сильно возросло влияние антропогенного воздействия на естественные экосистемы.

В настоящее время в специальной литературе, а также в средствах массовой информации общепризнанным становится утверждение, что экологическое воспитание и образование приобретают статус приоритетных вопросов современности. Рациональное, ресурсосберегающее отношение к природе, окружающему миру постепенно превращается в один из критериев оценки нравственности, духовности, зрелости общества.

Самыми, наверное, благоприятными периодами для решения задач экологического воспитания являются старший дошкольный и младший школьный возраст (начальные классы). Маленький ребёнок воспринимает окружающий мир с нескрываемым удивлением, восторгом, открытой душой и сердцем. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что отношение к природе, обучение правилам поведения в ней в большой мере зависит от взрослых, которые участвуют в его воспитании. Можно научить быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы. Но из ребенка также может получиться и стяжатель, которого будет интересовать только личные интересы, даже если они будут связаны нанесением серьезного, а иногда и преступного урона природным экосистемам [1].

Одним из эффективных приемов, который позволяет добиться серьезного положительного эффекта в проблеме экологического воспитания и образования, особенно в младшем школьном возрасте, является игра.

В процессе игры ребенок получает возможность установить существующие в природе взаимосвязи между объектами экосистемы и природными явлениями. Он также может раскрыть для себя связь между средой обитания и особенностями питания животных и растений. В процессе игры дети имитируют поведения и повадки животных, что позволяет им глубже познать их образ жизни и особенности взаимоотношений. В игре можно познакомить детей с уникальными свойствами различных экосистем, возможностями и способами приспособительных реакций растений и животных для выживания условиях данной среды.

Характерная для детского возраста эмоциональная отзывчивость может быть использована для формирования умения и желания беречь и защищать природу. Ребенок должен осознать важность охраны природы, научиться выполнять нормы поведения в природе [2].

Через игру можно активно формировать достаточный уровень социализации детей, совершенствовать и развивать память. Участвуя в игровом процессе или наблюдая за действиями других детей, у ребенка формируется новый уровень воображения, появляется стремление к развитию творческих способностей. Процесс игры невозможен без коллективных действий, коммуникативных умений. Следовательно, происходит активное развитие этих качеств. Кроме того, совершенствуется речь, происходит познание новых ощущений, проявляется способность критически оценивать результаты своей деятельности, а, значит, воспитывается художественный вкус. Ребенок учится лучше воспринимать и понимать окружающий его мир.

Участие ребенка в театрализованных постановках позволяет легче выявить, а затем и развить заложенные в нём задатки. Особо следует отметить, что театрализованные игры существенно отличаются от сюжетно-ролевых игр. Очень важным является тот факт, что отличия эти заключаются не только в том, что у них могут быть разные сюжеты. Они в принципе различны по характеру игровой деятельности. По своей сути театрализованная игра представляет собой «игру» в театр. А сюжетом для такой игры может быть хорошо известная детям сказка. Однако, вместе с тем, в процессе реализации ее в практических действиях дети пользуются такими средствами выражения чувств как интонация, походка, жесты, статическая поза, мимика лица и т.п.

В практической деятельности параллельно с подготовкой к театрализованному представлению мы проводили беседы на знание экологических вопросов. Например, все вместе выясняли – кто это, где живёт, чем зверюшки питаются? При этом раскрывались многие экологические аспекты, например, зависимость выживания животных от условий их обитания.

Мы не торопились делать само представление. Вначале анализировали возможность постановки разных сказок или эпизодов из них. Например, проигрывали роль Зайца в разных сказках и различных «экологических» условиях. Сравнивали – что в них общего и в чем состоят отличия. Такой же процесс проделывали и с другими персонажами. При рассмотрении иллюстраций к одной и той же сказке в нескольких книгах сравнивали, как разные художники изображали животных, какие особенности и повадки были отмечены в том или ином случае. Книги по сказкам, а также информацию экологического характера помещали в книжный уголок.

Эффективность экологического образования выражается не только в цифровых данных, которые показывают результаты тестирования или опросов детей. Его главное отличие от всех других направлений образовательного процесса заключается еще и в том, что во время этой специфической работы закладывается фундамент основ миропонимания, экологического мировоззрения. А это может определять действия человека, а также его отношение к природе в течение всей жизни. Знания о природе, полученные в процессе игры, будут осознанно использоваться для правильного взаимодействия с растительным и животным миром, создания гармоничного взаимоотношения между обществом и природой.

Литература.

1. Задачи, содержание, пути и способы экологического воспитания детей. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studopedia.ru/9_149763_zadachi-soderzhanie-puti-i-sposobi-ekologicheskogo-vospitaniya-detey.html (дата обращения 19.03.2019).

2. Калинина Л. А. Беседа "Почему надо беречь природу?". 2-й класс.[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/610115/(дата обращения 11.03.2019).

Просмотров работы: 5