Роль психологии в повышении профессионального роста педагога - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль психологии в повышении профессионального роста педагога

Абрамова К.Р. 1, Бурмистрова М.Н. 1
1СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского г. Саратова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из значимых форм работы для повышения профессионального роста педагогов является психологическое сопровождение педагогов, что может способствовать поддержанию психологического климата в коллективе, повышению мотивации педагогов к дальнейшему саморазвитию, развитию профессионального самосознания, улучшение качества профессиональной подготовки.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе во многом зависит от руководителя: степени его профессиональной и социально-психологической подготовки, умения видеть взаимосвязи и взаимодействия между людьми в коллективе, способности создавать условия для разных форм взаимодействия. Важное значение имеет умение руководителя создавать внутреннюю коллективную мотивацию, благодаря которой общая цель становится для каждого личностно значимой. Директор образовательного учреждения должен быть организатором творческой атмосферы, которая уже сама по себе будет стимулировать педагогов к самосовершенствованию, поскольку уровень притязаний повышается под влиянием успеха. Руководитель призван быть посредником между педагогической наукой и практикой. От него зависит организация педагогического коллектива, при которой объединяющим началом будет являться творческий замысел, идея, поскольку мастерство коллектива – это педагогические идеи [1, с. 71].

В рамках создания такого проекта, как школа молодого педагога, уместно проведение психологических тренингов, которые позволили бы молодым специалистам адаптироваться к новой деятельности, проанализировать трудности и ошибки, которые встретись им в начале профессионального пути, повысить уровень мотивации к дальнейшей работе, осмыслить значимость выбора профессии, обменяться опытом с коллегами. Для организации данного вида работы необходимо создание системы занятий, направленных на достижение нескольких направлений развития личности педагога. Такие психологические занятия уместны также и для подготовки педагогических кадров. Как пример, мы бы хотели предложить проанализировать психологическое занятие Губиной Е.В. [2], направленное на подготовку педагогических кадров под названием «Толерантность как профессионально значимое качество личности современного учителя». Педагог-психолог включает теоретический аспект и приводит определение толерантности, её основные задачи при работе в педагогической деятельности, компоненты и различие уровней толерантности. Наименование темы данного занятия можно связать с созданием благоприятного климата в коллективе, поскольку толерантность проявляется в равноправии, взаимоуважении членов группы или общества, в сотрудничестве и солидарности при решении общих проблем. Рассматривается понятие «интолерантность», которая проявляется в игнорировании кого-либо, преследованиях, угрозах и т.д. После проведения теоретической работы проводятся упражнения на усвоение понятия «толерантность» и формирование толерантного поведения. Упражнения направлены на создание доброжелательной атмосферы в группе, повышение внутригруппового доверия, работу с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда, осознание стереотипов поведения различных групп, умение принимать решения на основе толерантных отношений между людьми. Одной из упражнений представлено в инсценировании судебных ситуаций. Ведущий предлагает участникам групп представить, что они – граждане некой страны, в которой все судебные решения по гражданским и уголовным делам принимаются по законам толерантности. Участники делятся на три группы: обвинители, защитники и присяжные заседатели. В суде может рассматриваться несколько дел. Участники группы выбирают любую ситуацию из предложенных. После завершения упражнения участники группы обсуждают важность соблюдения в жизни законов толерантности и критерии допустимости или недопустимости толерантного поведения в различных жизненных ситуациях. После проведения всех упражнений проводиться диагностика толерантности с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности». Этапы психологического тренинга построены максимально приближенно к этапам урока. В конце изучения этой темы предлагается домашнее задание, в котором необходимо написать два письма в газету с выражением своей точки зрения на проблему трудовой миграции населения от лица толерантного и интолерантного человека [2]. Внедрение системы подобных психологических упражнений способствует повышению мотивации педагогических работников, развитию себя, как личности, своей профессиональной подготовки.

В статье Резапкиной Г.В. [3] представлены программы, направленные на самодиагностику и развитие профессионально важных качеств учителя, - методика «Психологический портрет учителя» и «Тренинг развития профессионального самосознания учителя». Упражнения, тесты и методики, включенные в программу, можно использовать на семинарах и совещаниях, посвященных задачам совершенствования стиля педагогического общения и сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Тренинг развития профессионального самосознания способствует общему пониманию своих профессиональных задач. Он состоит из пяти трехчасовых занятий («Приоритеты и ценности», «Мотивы и потребности», «Направленность личности», «Профессионально важные качества учителя», «Профессиональные риски и пути их преодоления»), содержащих упражнения, методики, элементы лекций.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становления личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. В каждой образовательной организации есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Резапкина Г.В. выделила блок профессионально-важных качеств, среди которых – приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания, уровень субъективного контроля и удовлетворенность трудом. Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления автора о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности. Теоретические основы методики – учение А.А. Ухтомского о доминанте, труды В.А. Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т.А. Флоренской, Я-концепция Р.Бернса, подходы У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, Т. Гордона. Человеку, способному к саморефлексии, данной методика может помочь увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны окружающим. Это будет только началом работы над собой, а её продолжением может быть участие в «тренинге развития профессионального самосознания учителя».

В ходе первого занятия участниками тренинга знакомятся друг с другом, уточняя представления о себе и своих взглядах, понятий «мировоззрение», «убеждение», «ценность», проводится методика «Определяем приоритеты». На каждого учителя возложено такое количество задач, что даже трудно перечислить. Данная методика помогает грамотно планировать свою педагогическую деятельность и определить наиболее важные задачи, поставив их в приоритет. Для этого необходимо выписать список своих задач и пронумеровать их по степени приоритетности. В рамках домашнего задания предлагается создание, реализация и защита своего проекта наиболее приоритетного направления. Для мотивации педагогов к реализации своего проекта им предложена проблемная ситуация, в ходе которой идет обсуждение и постановка проблемных вопросов. Последующие занятия направлены на знакомство с различными теориями мотивации, уточнение представлений о своих мотивах и потребностях на основе самодиагностики.

Неволин И.Ф. в своей статье представляет технологию понимания и освоения разнообразных текстов, лежащую в основе повышения качества профессионального образования. Сознательно управляемое чтение – необходимое средство развития качества и быстроты мышления. Автор описывает технологию работы с текстом и процесс индивидуального развития, становления интеллектуального потенциала [4].

В современной психологии стремление к профессиональному развитию рассматривается как важная характеристика профессионализма педагога. Таким образом, здесь психологическое сопровождение выступает элементом системы, направленной на личностно-профессиональное развитие. Это позволяет расширить рамки его применения и добиться большей продуктивности. В качестве перспектив исследования можно назвать дальнейшее изучение проблемы мотивации профессионального развития с учетом гендерного, возрастного и образовательного статуса педагога.

В постоянно меняющихся условиях образовательной деятельности педагог нуждается в поддержке со стороны профессионального сообщества и в первую очередь районных методических объединений. Данные тенденции определили необходимость разработки модели управления профессиональным ростом педагогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гончаров, М.А. О психологическом климате в педагогическом коллективе и о возможностях руководителя на него повлиять. Вестник практической психологии образования. 2012. № 1(30). С. 71-73.

Губина, Е.В. Личностное развитие будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки. Вестник практической психологии образования. 2010. №1 (22). С. 70-75.

Резапкина, Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя. Вестник практической психологии образования. 2011. №1 (26). С. 105-118.

Неволин, И.Ф. Система универсальных макроопераций как средство развития интеллектуального потенциала личности и путь улучшения качества профессиональной подготовки / И.Ф. Неволин, М.Б. Позина // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1(26). С. 62-67.

Просмотров работы: 2