Коррупционные риски в развитии российского малого бизнеса - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Коррупционные риски в развитии российского малого бизнеса

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Помимо того, коррупция разрушает общественное развитие, она препятствует развитию любого национального бизнеса: малого, среднего и крупного.

По мнению автора, формирование институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально – эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.

Коррупция выступает одной из существенных проблем в развитии малого бизнеса, отсюда важнейшей функцией государственных контролирующих органов должна являться помощь малому бизнесу в его деятельности. Однако целью деятельности этих органов на практике оказывается – наказание за неправильное исполнение, что не способствует выживанию малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции.

По данным опросов фонда «Общественное мнение 47 % граждан РФ считают, что в стране сложились неблагоприятные условия для малого бизнеса, 19 % убеждены, что они в ближайшие годы только ухудшатся. На первом месте в рейтинге препятствий развитию предпринимательства в России стоят высокие налоги (23 %). Далее идут коррупция и взяточничество (17 %), бюрократия и административные препоны (11 %), плохая законодательная база (6 %) [1; 3].

Малые и средние предприятия вносят серьезный вклад в решение социально – экономических проблем РФ; выполняют важную функцию в создании ВВП. В современных условиях система поддержки малого и среднего предпринимательства не выполняет в достаточной мере своей функции в национальной экономике, что свидетельствует о несовершенстве государственного регулирования развития данного сектора и о существовании угрозы его сокращения в будущем.

Несовершенство существующего государственного регулирования проявляется в том, что, несмотря на ориентацию большинства федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на активные мероприятия, в том числе подразумевающее неограниченное содействие со стороны государственных структур, их исполнение на практике является формальным из-за отсутствия заинтересованности в развитии малого бизнеса со стороны чиновников. Представляется, что саморегулирование данного процесса невозможно.

По формальным признакам нормативно-правовая база направлена на защиту малого бизнеса, а практически отсутствуют или недостаточно проработаны механизмы принуждения или стимулирования участия государственных структур в обеспечении поддержки малого и среднего бизнеса, поэтому, можно говорить о слабости всей системы защиты.

На региональном уровне активность в развитии инфраструктуры малого бизнеса зависит от позитивного отношения местной власти к проблемам малого и среднего бизнеса, а реализация программ затруднена по причине противоречия федерального законодательства региональной нормативно- правовой базе.

В современных российских условиях взгляды государства и общества на коррупцию разнятся, т.к. нет единства мнения о причинах возникновения, значении и степени влияния данного явления на государственные и общественные институты, что во многом объясняется тем, кем исследуются вопросы коррупции – экономистами, социологами, политологами или юристами. Существует и бытовое понимание коррупции, формируемое на основе жизненного опыта, что затрудняет формирование относительно универсального понятия коррупции, что, в свою очередь, объективно ограничивает и выработку более эффективных механизмов ее противодействия.

Сущность коррупции заключается в злоупотреблении ресурсами и использовании государственных полномочий для достижения личной прибыли. Причинами коррупции выступают: 1) недостаточном уровень оплаты трудагосударственных чиновников; 2) монополизация общественных услуг; 3) необоснованно расширенная свобода действий чиновников при слабой системе контроля; 4) излишнее государственное регулирование общественных отношений в экономической сфере; 5) бюрократизация и отсутствие этических правил государственной службы.

Несмотря на множественность взглядов на коррупцию, эксперты единодушны в том, что она: всегда связана с государственной властью; как злоупотребление властью, может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного интереса.

По российскому законодательству, коррупция имеет следующие формы проявления:

злоупотребление служебным положением;

дача взятки;

получение взятки;

злоупотребление полномочиями;

коммерческий подкуп;

иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

ООН под коррупцией понимает «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны», подчеркивая, что феномен коррупции слишком сложен и многогранен, чтобы можно было дать всеобъемлющее определение [4].

Рассматривая коррупцию в широком смысле, следует выделить наличие у должностных лиц возможности непосредственно распределять выгоды или давать разрешение на подобное распределение, когда искушение получить личную прибыль преобладает над долгом и обязанностью служить интересам государства и общества. В подобном смысле коррупция имеет место, когда государственная функция выполняется чиновником хотя и при наличии установленных правил или процедурного порядка, но при возможности для него действовать и по собственному усмотрению, в том числе сознательно нарушая правила регулирования, с целью получения личной выгоды.

Коррупция в узком смысле, представляет явление, при котором должностные лица сознательно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради дополнительного материального или иного вознаграждения.

Коррупция вызывает наиболее ощутимые риски для экономической безопасности страны [2], приводит к нарушению конкурентного механизма, дискредитации рыночной конкуренции, в бюджетном процессе приводит как к незаконному присвоению бюджетных средств, так и к потере привлекательности страны для отечественных и иностранных инвесторов.

Развитие малого бизнеса тесно связано с формированием среднего класса. Однако до настоящего времени создание эффективного среднего класса остается декларативным, для фактического формирования которого нужна целостная системная методология развития малого и среднего бизнеса. Необходима система государственной поддержки малого бизнеса.

Литература

1. Предпринимательство в России: состояние, проблемы, ресурсы развития [Электронный ресурс]: – Режим доступа:http://www.fom.ru/.- (дата обращения: 17.10.2018)

2.Родина, И.Б. Глобальные риски в системе экономической безопасности России [Текст] / И.Б. Родина // Микроэкономика. – 2012, №1. – С.11-14.

3. Россия в цифрах. 2017 [Электронный ресурс]: Крат.стат.сб. / Росстат – M., 2018. – 543 с. – Режим доступа: http://www.gks.ru/

4. United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) [Электронныйресурс]: – Режимдоступа: http: // www. unodc.org .- (дата обращения 24.10.2018).

Просмотров работы: 342