Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании в Российской Федерации», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Статья 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» утверждает о том, что начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Во втором разделе Стандарта 2 поколения определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
В Пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения «Начальная школа» (ФГОС второго поколения) в гл. 1.2. «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» сформулировано следующее направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Определены следующие ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
В основной образовательной программе образовательного учреждения «Начальная школа» (ФГОС второго поколения) в п. 5 «Программы отдельных учебных предметов, курсов» в подпункте 5.2.5. «Окружающий мир» в разделе «Человек и общество» содержатся основные правовые ориентиры:
общество – совокупность людей, которые объединены общей культуройи связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели;
взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи;
семья – самое близкое окружение человека. В конвенции ООН в ст. 16 указываются права ребёнка на семейную жизнь: ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию;
семейные традиции, забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека;
правила поведения в школе, на уроке;
правила взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах;
значение труда в жизни человека и общества, трудолюбие как общественно значимая ценность, личная ответственность человека за результаты своего труда;
средства связи и массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет, избирательность при пользовании СМИ в целях сохранения духовно-нравственного здоровья;
наша Родина – Россия, государственная символика России: Государственный герб России, флаг, гимн России, Основной закон РФ – Конституция, права ребёнка;
Президент РФ – глава государства, ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан;
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочнения духовно-нравственных связей между соотечественниками: День защиты детей, День народного Единства, День защитника Отечества. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенгазеты к общественному празднику;
Россия на карте, государственная граница России, города России;
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию: их обычаи, особенности быта, религии.
Родной край – частица России. Родной город и родной край: достопримечательности, особенности труда людей.
Ученикам младших классов следует познакомиться с правами, предусмотренными законом «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека» и Конституцией Российской Федерации, потому что там освещены их права и обязанности.
В качестве методов воспитания правовой культуры педагог может использовать все виды педагогического и психологического воздействия: беседу, убеждение, поощрение, внушение, принуждение, личный пример (свой, преподавателей или родителей ребенка).
По А.Н. Леонтьеву, ведущей является деятельность, в результате которой:
а) формируются другие, частные виды деятельности;
б) развивается интеллект;
в) формируется личность субъекта деятельности.
Поэтому правовое воспитание может осуществляться в разных формах. Игровая форма лёгкая для усвоения, строится на примерах из обычной жизни, в ней достигается наибольший познавательный эффект.
Воспитанию правовой культуры, осознанию себя как личности, развитию интереса к изучению правовых вопросов способствует система обучения через предметы. Например, основные правовые знания школьники получают на уроках окружающего мира, но элементы права также могут применяться на уроках литературного чтения, введения в историю России.
Также правовому воспитанию могут быть посвящены внеклассные занятия. Например, во время формирования графика дежурства по классу, выбора актива класса, распределения обязанностей учащихся, дежурных, старосты, помощников старосты, их права доступны для обсуждения. А анализ проблемных жизненных ситуаций можно включить как в ход урока, так и во внеурочную деятельность. Такие ситуации поставят детей перед выбором действия, поступка. Дети научатся принимать верные оптимальные решения, делать выводы о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга и защищать свои.
Проведение родительских собраний (проведение индивидуальных бесед с учащимися и с их родителями о правилах поведения на улице, в транспорте, в общественных местах), экскурсий будут способствовать воспитанию правовой культуры. Правовое воспитание и обучение также может проводиться в форме бесед, презентаций, лекций, конференций.
Одним из средств правового воспитания и обучения правам человека является художественная литература. Сюда включают такие художественные произведения, как повести, рассказы, фольклорные и авторские сказки. Например, произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Усачева «Приключения маленького человечка», Н. Носова «Огурцы» и др. Не менее эффективным средством являются также пословицы и поговорки. Например, «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина», «Вся семья вместе, так и душа на месте.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1) технологии проблемного обучения. Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Учащиеся самостоятельно ищут решение, а учитель помогает ученику путём разъяснения проблемы. Проблемные ситуации могут быть представлены в форме задач. Например: Марина в личный дневник записывала самые сокровенные мысли. Она его в школе хранила в портфеле, а одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину. Вопрос: Почему были не правы мальчики? Правильный ответом в этом случае является нарушение одноклассниками права на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
2) технологии коллективного взаимообучения. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». Во время применения такой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик», при условии психологической совместимости;
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Учащиеся могут выполнять в группах и в парах любые задания: решение задач, рисование плакатов, разработка проектов. Например, проект «Сохраним жизнь на планете», «Озеленение города». При разработке и воплощении такого проекта в жизнь учащиеся будут ощущать обязанность соблюдать чистоту в общественных местах, заботиться об улучшении качества жизни в родном крае.
Также можно проводить викторину с группами учащихся. По результатам викторины выигрывает та группа, которая наберёт больше правильных ответов.
3) Технология перспективно - опережающего обучения.
Одной из его составляющих являются опорные конспекты, схемы, или просто опоры, – выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей. Такие опоры могут быть представлены на любом носителе: как на бумаге, так и на компьютере, планшете или смартфоне. Такую технологию можно также реализовать с помощью приложений на смартфоне. Например, Консультант+, Право.ru.
4) Технологии использования в обучении игровых методов.
Как внешкольные, так и занятия на уроках могут строиться как конкурсы, конференции или проходить как заседания суда (например, заседание, посвященное суду над лисой и котом, которые выманили деньги у Буратино обманным путем). Конвенция о правах ребенка в ярких картинках и стихотворной форме также легко запоминается школьниками.
Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются материалы, инструкции, правила.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Примером использования игровых технологий может служить применение таких видов игры, как: игры-викторины (вопрос-ответ, решение задач, «Да-Нет»).
Младший школьный возраст – это лучшее время для развития положительных черт личности. Жизнь ученика в младших классах регулируется в основном правилами, а не нормами права. И дети уже хорошо знакомы с этими правилами. Основная проблема заключается в том, что ребёнок может объективно оценивать действия своего одноклассника, но не всегда способен правильно оценить свои поступки. Поэтому школьников необходимо научить анализу своего поведения.
Правовое воспитание не является самостоятельной дисциплиной, оно вливается в процесс нравственного воспитания детей и приобретения ими норм поведения в обществе. Правовое воспитание должно проходить в доброжелательной, доверительной обстановке и учитывать желания и интересы детей. Ученики не на бумаге, а на деле должны чувствовать уважение со стороны педагогов и администрации школы. Только тогда нравственно-правовые нормы будут усваиваться ими правильно и последовательно.
Список литературы:
1. Азаров, А. Я. Права человека [текст] / А. Я. Азаров. – Москва : Новый взгляд, 1995. – 360 с.
2. Бочкарёва, З. В. Современные технологии правового воспитания школьников [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-pravovogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения 15.11.2018).
3. Жарикова, Л. И. Правовое регулирование образовательной деятельности в Алтайском крае / Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : коллективная монография. – Уфа, 2017. – С. 71-89.
4. Кукушкин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие [текст] / В. С. Кукушкин. − Ростов-на-Дону : Ростов, 2002. – 412 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 204 с.