ИЗУЧЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ВОПРОСАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИЗУЧЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ВОПРОСАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Карпова О.А. 1, Самусёнок К.К. 2, Синкевич Е.В. 1
1Гродненский государственный медицинский университет
2Гродненский государственный медицинский универститет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность.Вопрос о влиянии питания на здоровье человека интересовал многих известных врачей разных эпох. Все они считали пищевые продукты и блюда естественными и эффективными лечебно-профилактическими факторами, которые позволяют предупредить развитие болезни, добиться выздоровления или ремиссии при целом ряде заболеваний.

Современные представления о количественных и качественных процессах ассимиляции нутриентов основываются на разработанной А. А. Покровским концепции сбалансированного питания.

Дефицит питательных веществ в пище ребенка приводит к задержке физического и нервно-психического развития, повышает риск возникновения различных заболеваний. Потребность ребенка в полноценном рационе и натуральных продуктах здорового питания относительно выше, чем у взрослого человека.

Учеными установлено, что в суточном рационе учащихся должны быть определенные соотношения между белками, жирами и углеводами, а именно 1:1:4 или 5.

Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок – наиболее важная часть пищи; При недостатке его в пище у ребенка появляется слабость, вялость, наблюдается падение веса, отставание в росте, снижается сопротивляемость к болезням, успеваемость и трудоспособность. Избыток белка в рационе школьника ведет к нарушению обменных процессов, снижению аппетита.

Жиры также, как и белки, имеют большое значение для детского организма, являясь строительным материалом для каркаса клеток, служат основным источником энергии и жирорастворимых витаминов (А, Д, Е, К), принимают участие в иммунных реакциях.

Растительные жиры являются источником полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), которые в организме не синтезируются и поступают только с пищей, а также витамина Е. ПНЖК участвуют в формировании нервной системы, органа зрения, оказывают иммуномодулирующее действие.

Углеводы – источник энергии для мышц, единственный источник энергии для нервной ткани и резерв питательных веществ, компоненты нуклеиновых кислот, мембран клеток, балластные вещества (например, клетчатка), необходимые для регуляции работы кишечника. Избыток углеводов нарушает внутреннюю оболочку (интиму) кровеносных сосудов и ведет к образованию холестериновых бляшек, уменьшающих кровоток из-за сужения их просвета, связывается с гемоглобином, образуя его гликозилированные формы, имеющие пониженные газотранспортные возможности кислорода и углекислого газа.

Витамины – низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью. Они необходимы для роста, нормального зрения, кроветворения, половой функции, деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной систем, участвуют в формировании адекватного иммунного ответа и антиоксидантного потенциала организма.

Минеральные вещества (макро- и микроэлементы) – неорганические составные части пищи. Минеральные соли участвуют в поддержании кислотно-щелочного равновесия, в передачи нервного импульса и мышечного сокращения, входят в состав ферментов, катализирующих множество биохимических реакций. Кальцию и фосфору присуща пластическая роль в организме, поскольку они являются структурным материалом для построения костной ткани и зубов. Недостаточное поступление микронутриентов в детском и подростковом возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости и успеваемости, способствует постепенному развитию нарушений обмена веществ, хронических заболеваний и, в конечном итоге, препятствует формированию здорового поколения.

Цель исследования: изучить информированность младших школьников по вопросам рационального питания, их пищевые предпочтения и привычки.

Материалы и методы. Проведен обзор литературных и информационных источников, добровольное анкетирование. Объект исследования – школьники 2-4 классов школ города Гродно.(100 человек)

Результаты и их обсуждение. В процессе анализа данных проведенного анкетирования выяснилось, что ответы на вопрос: «Знаешь ли ты, что такое полезная еда», распределились следующим образом: 96,5 % школьников ответили «да»; 3,5% - «нет». Далее был задан вопрос: «Как ты думаешь, что более полезное?» и предложены варианты ответов, среди которых, 76.4% школьников выбрали вариант «яблоко»; 20,2% - «хлеб»; 2,3% респондентов ответили «конфета» и 1,1% - «сосиска». Что касается кратности приема пищи в течение дня, включая перекусы, то 69,3% школьников утверждали, что питаются до 3 раз в день, 27.2% учащихся кушают 3-5 раз и 3,5%респондентов указали на 7-8 разовый прием пищи. На вопрос: «Завтракаешь ли ты дома, перед уходом в школу?», 63,2% школьников ответили «да», 20,2% - «нет» и 16,6% - «иногда». Те школьники, которые ответили, что завтракают перед школой, предпочитают на завтрак бутерброд с чаем (47,1%) или молочную кашу (30,8%), некоторые едят на завтрак яичницу (18,3%), и лишь единицы выбрали сосиски (0,9%) или сладкую булочку (2,9%). На вопрос: «Кушаешь ли ты перед сном?», 42,1% ребят дали утвердительный ответ, 28,1% – отрицательный и 29,8% выбрали ответ «иногда». Что касается предпочтений при перекусах, то большинство учащихся сделали бы это, съев овощи или фрукты (67%), остальные выбрали бы для этих целей либо булочку (12,3%), либо смаженку, пиццу (20,7%). Отвечая на вопрос: «Как часто ты ешь сладкое?», 69,3% респондентов выбрали ответ «по праздникам», 22,8% ребят, утверждают, что едят сладости «каждый день», а вот 7,9% опрошенных ответили «не ем». Далее был задан вопрос: «Часто ли пьешь лимонад?» и ответы на него распределились следующим образом: 76,3% школьников ответили «иногда», 14,9% - «никогда», а вот 8,8% детей пьют сладкие газированные напитки «каждый день». В ходе проведенного анкетирования выяснилось, что в семьях поднимаются вопросы здорового питания, и в подтверждение тому, 93% из числа опрошенных детей положительно ответили на вопрос «Рассказывали ли тебе родители, что такое полезная еда?», а 79% школьников знают о вредности гамбургеров и хот-догов для здоровья.

Выводы. Таким образом, проанализировав результаты анонимного анкетирования младших школьников, можно сделать выводы о том, что большинство школьников знает, что такое правильное питание, однако не всегда придерживаются его принципов. Поэтому, для формирования здоровых пищевых привычек необходимо чаще проводить факультативные занятия, тематические классные часы, посвященные вопросам рационального питания, привлекая к этому не только самих учащихся, но и их родителей.

Литература:

Покровский, А.А. Роль биохимии в развитии науки о питании. – М. : Наука, 1974. – С. 125.

Мартинчик, А.Н. Общая нутрициология : учебное пособие. – М. : МЕДпресс-информ, 2005. – 392 с.

Просмотров работы: 38