ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Ларина К.М. 1, Коняхина И.С. 1
1ГСГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Старший школьный возраст – важнейший этап становления личности. Именно в этом возрасте (15-18 лет) происходит переход от ребенка к взрослому человеку, от детства к взрослой жизни. Старший возраст – тот период, когда заканчивается половое развитие. Подросток находится на пороге взрослого мира и, зачастую, к встрече с ним он не готов.

Так же в старшем возрасте закладываются важнейшие культурные, социальные и трудовые качества, благодаря которым старший школьник впоследствии сможет реализовать себя в обществе. В рамках патриотического воспитания подростковый возраст рассматривается как этап, на котором формируются взгляды, убеждения, мировоззрение. И именно на этом этапе подростку важно сделать надстройку из тех нужных качеств, базис для которой мы закладываем на всем протяжении его обучения, начиная с самого раннего возраста.

Экскурсия - (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. 

Экскурсия является одной из форм организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Это очень «плодотворная почва» для работы с подростками. Если информация для них является новой, актуальной и интересной, то школьники с удовольствием будут воспринимать информацию, которую до них пытается донести педагог. Экскурсия является наиболее эффективным средством формирования личности школьника.

Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

В рамках экскурсии у школьника формируются познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, развивается эмоциональная отзывчивость, эстетический вкус, закладывается основы нравственности. Грамотное составление и проведение экскурсии способствует формированию наблюдательности и внимания.

Цели экскурсий могут быть различными:

Активизация и интеграция учебной и внеурочной деятельности;

Осуществление взаимосвязи обучения с реальной жизнь;

Воспитание интереса к исследовательской работе;

Воспитание духовно – нравственных приоритетов;

Расширение кругозора учащихся;

Формирование знаний, умений, навыков;

Формирование научного и творческого потенциала школьников;

Формирование эстетического вкуса;

Экскурсии могут быть в рамках школьного обучения или внешкольные. Школьные экскурсии проводятся с классом или группой учащихся и имеют взаимосвязь с изучаемым предметом.

Урочные экскурсии проводятся во время учебных занятий. Во время таких экскурсий можно сделать акцент на культурное, патриотическое, нравственное воспитание.

Внеурочные экскурсии проводятся вне занятий. Они могут содержать дополнительные факультативные знания по предмету, а так как, как и урочные, могут быть направлены на воспитание важных личностных и социальных качеств школьников.

Для старших школьников можно провести внешкольную экскурсию на производственные и промышленные предприятия города и ближайших районов. Это поможет подростку познакомиться с профессиями, а так же даст основу для выбора своего будущего направления подготовки в рамках профессиональной ориентации.

Но чаще всего экскурсии проводят по культурным и историческим местам. В рамках таких прогулок и посещений тематических музеев школьникам можно рассказывать об истории родного края, давать дополнительные исследовательские задания, формировать научный и культурный интерес, а так же самое главное – любовь к малой Родине. Важно заставить подростков переживать и осознавать чувство привязанности к родным местам. Все это достигается лишь при активном участии учащихся в процессе экскурсии. Важно пробудить у школьника желание быть частью экскурсии, не бояться высказать свое мнение, а возможно, и предложить какой-то новый интересный маршрут или новую тему для экскурсии.

Патриотическое воспитание неразлучно связано с посещением музеев Боевой славы, памятных мест Великой Отечественной войны. В рамках таких экскурсий можно рассказать о местных героях, которые совершили подвиги в рамках военных действий. Очень важно сформировать у подростков в рамках таких экскурсий гордость за свою Отчизну, любовь к ней, привить чувство благодарности за Великую победу. В качестве исследовательской деятельности можно предложить детям подготовить доклады о родственниках, которые так или иначе связаны с Великой Отечественной войной, а затем устроить классный час, на котором каждый поделиться свой историей.

Так же можно рассказать детям в рамках экскурсии и о современных героях локальных войн, ведь многие даже не слышали о таком понятии. И так же провести классный час, на котором школьники поделились бы историей свой семьи или подготовили доклад о героях современных войн.

Экскурсии играют большую роль и в гражданско-патриотическом воспитании. Благодаря ним дети узнают историю своей страны, культуру и обычаи своего народа. В рамках проведения таких экскурсий необходимо рассказать школьниках об истории родного города, о его месте в российской истории. Так же стоит постараться привить детям гордость и бережное отношение к своей малой Родине.

Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы подытожить цитатой, найденной на просторах интернета: «Экскурсия, как хорошая книга — должна будить воображение!».

Список литературы:

1. Александров, Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий / Ю. Н. Александров. – М.: ЦРИБ Турист, 1974.

2. Савина, Н.В. Экскурсоведение: учебно-практическое пособие / Н. В. Савина – Минск, 2001.

3. Хуусконен, Н.М. Практика экскурсионной деятельности / Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок – СПб., 2006.

Просмотров работы: 187