Анализ мотивов учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ мотивов учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах

Савельева Ю.И. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мотивация учебной деятельности школьников – одна из самых больших проблем современного образования. Нам, как будущим учителям, очень важно выявить, какие мотивы движут детьми во время их учебной деятельности. Поскольку нам предстоит работать с обучающимися разного возраста, очень важно знать – одинаковы ли мотивы учебной деятельности у детей среднего и старшего звена. Выявив, насколько различны мотивы к учению у школьников разного возраста, нам удастся избежать в дальнейшей профессиональной деятельности многих педагогических ошибок. А это очень важно, потому что это поможет дать обучающимся знания, которые надолго сохранятся в их памяти и помогут им в жизни.

Исследованием мотивации занимались многие психологи: Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, М. В. Матюхина, Д.Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская и др. Стоит отметить, что все учёные сходятся во мнении, что мотивы учебной деятельности несколько различаются в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах.

В ходе анализа научной литературы мы рассмотрели особенности учебной мотивации в подростковом и юношеском возрастах. Нам удалось выяснить, что в подростковом возрасте характерно общее снижение учебной мотивации. Это объясняется тем, что старые мотивы уже удовлетворены, а новые ещё не сформировались [2]. Подросток стремится к самостоятельности, что проявляется в ведущей роли познавательных мотивов учения, школьник стремится расширить свой кругозор, его привлекает неизведанное. Также происходят изменения в социальных позиционных мотивах, что связано с потребностью подростка самоутвердиться, занять своё место в классе, компании друзей, в любой социальной группе [3].

Немного иная структура учебной мотивации в юношеском возрасте. В данный период старшеклассник определяет будущую профессию, поэтому самоопределение влияет на всю структуру мотивов. Ведущая роль отводиться познавательным мотивам, которые в данный период являются избирательным по отношению к тем предметам, которые необходимы для будущей профессии [1]. При этом происходит взаимовлияние и взаимодействие познавательных и социальных мотивов. Теперь между ними нет противоречия, как это было в подростковом возрасте. Все мотивы обретают личностный смысл и становятся смыслообразующими, появляются профессиональные мотивы учения [4]. Юноша учится целеполаганию, умению соподчинять цели для достижения успеха.

С целью проверки полученных нами теоретических данных о специфике учебной мотивации в подростковом и юношеском возрастах нами было проведено анкетирование обучающихся 7 класса в возрасте 13-14 лет и обучающихся 11 класса в возрасте 17-18 лет. Выборка в 7 классе составила 18 человек, в 11 классе – 20 человек. Базой проведения исследования стала МОУ средняя школа №2 им. К. Д. Бальмонта г. о. Шуя.

Для проведения исследования использовалась методика Калининой Н.В. и Лукьяновой М. И.«Методика изучения учебной мотивации».

Мы выяснили, что уровень учебной мотивации выше у обучающихся 11 класса, чем у обучающихся 7 класса. Высокий и очень высокий уровень мотивации в 11 классе наблюдается у 90 % опрошенных, при этом соответствующий уровень мотивации в 7 классе наблюдается лишь у40 % опрошенных.

Кроме этого нами было установлено, что ведущими мотивами учебной деятельности в подростковом возрасте являются позиционный (66,99 %) и игровой (16,04 %) мотивы. В юношеском возрасте преобладают позиционный мотив (63,3 %), который уже имеет иную специфику – не просто стать взрослым, а определиться с будущей профессией и вообще жизнью. Также большое значение имеют учебный (20 %) и внешний (5,83 %) мотивы. Кроме этого было установлено, как реализуются учебные мотивы в поведении подростков и юношей. Большинство опрошенных 7 класса реализует учебные мотивы в поведении редко, но при этом большинство опрошенных 11 класса реализует данные мотивы в поведении часто.

Мы видим, что ведущим мотивов и в подростковом, и в юношеском возрасте является позиционный мотив. Это можно объяснить тем, что подросток стремится самоутвердиться в обществе, он пытается занять позицию взрослого. В юношеском возрасте происходит перестройка позиционных мотивов, но они также занимают ведущее место. Это связано с жизненным и профессиональным самоопределением. юноши и девушки стремятся определить свое место в обществе, занять достойную позицию в нём.

Также мы выяснили, что в 11 классе внутренние мотивы учения преобладают над внешними у большинства опрошенных (61,1 %). В 7 классе внутренние и внешние мотивы явно не выражены и находятся в равной степени у 60 % обучающихся.

Кроме этого в ходе исследования мы выявили, что важнее для опрошенных: стремиться к успеху в учебной деятельности или пытаться недопустить неудач в учении. И в подростковом, и в юношеском возрасте одинаково выражено как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности. Соответственно, 77,8 % опрошенных в 7 классе и 60 % опрошенных в 11 классе.

Также мы выявили, реализуют ли учебные мотивы в поведении опрошенные 7 и 11 классов. В юношеском возрасте происходит реализация учебных мотивов в поведении (у 60 % опрошенных), а в 7 классе этот же показатель составляет 33,3 %. Это говорит о том, что учебные мотивы в подростковом возрасте не играют большой роли.

Учитывая специфику психологического развития в подростковом и юношеском возрастах, нами были разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов по формированию учебной деятельности в обеих возрастных группах. Главное, что и объединяет предложенные рекомендации, учителям и педагогам необходимо придерживаться демократического стиля общения со школьниками.

При этом для подростков важна глубина получаемых знаний, наличие спорных моментов по определенной проблеме, что позволяет им поразмышлять, попытаться найти свое собственное решение данной проблемы. В юношеском возрасте главный критерий изучения или, наоборот, неизучения предмета – это применение знаний по данной дисциплине в будущей профессии, поэтому педагогам и родителям необходимо убедить старшеклассников в том, что полученный материал найдет практическое применение в их будущей жизни.

В ходе работы над данной темой мы можем сказать, что мотивация учебной деятельности школьников – одна из актуальных проблем педагогической психологии. Она постоянно изучается, написано много работ по данной сфере. Но при этом можно сказать, что тема учебной мотивации никогда не потеряет своей актуальности и её просто невозможно досконально изучить, поскольку каждый день в учебный процесс вносится что-то новое, что отражается в структуре учебной мотивации. Меняются и сами дети. Поколение школьников XX века существенно отличается от детей XXI века.

Литература

Волков Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие / Б. С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций / А. Н. Леонтьев - М., 1971. - 40 с.

Мотивация подростка // Психологос – энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/motivaciya-podrostka (дата обращения: 20.04.2018).

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2009. - 349 c.

Просмотров работы: 414