ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МНОГОГРАННИКИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МНОГОГРАННИКИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР

Неустроева А.В. 1, Волкова Е.А. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в школах. В современной методике преподавания она обязательно соотносится с организующей ролью учителя.

Под самостоятельной работой в дидактике понимают целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректируемую им по процессу и результату деятельность. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет школьнику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [2].

Исследования Е.Л. Белкина, Б.П. Есипова, А.С. Лынды, А.В. Усовой и др. ученых показывают, что организация системы самостоятельной работы школьников на основе традиционных для общеобразовательной школы средств далеко не всегда эффективна. Увеличение часов, отводимых для самостоятельной работы в государственных образовательных стандартах, требует соответствующей модернизации учебно-методического обеспечения, разработки новых дидактических подходов к освоению учебного материала. Возможности применения информационных технологий для организации самостоятельной работы рассмотрены в исследованиях Н.М. Антипиной, О.В. Виштак, В.В. Давыдкова и др. Ввиду вышесказанного существенно возрастает роль электронных носителей учебной информации для самообучения, в частности цифровых образовательных ресурсов.

Согласно определению цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе [1].

Экспериментальной базой исследования являлся факультет естествознания, математики и информатики в РГППУ(ф)НТГСПИ. В эксперименте приняли участие 15 учащихся группы – н104 ИЭ-оЗ.

В группе, состоящей из 15 человек, проводились занятия с использованием элементов разработанного электронного ресурса по теме «Многогранники».

Оценки по данному предмету изначально средний балл выглядел следующим образом (см.табл.1).

Таблица 1

Результаты по предмету геометрия

Фамилия Имя

Оценка

1

Гайнутдинова Настя

3

2

Гайсин Данил

3

3

Казаченко Таисия

5

4

Багненко София

3

5

Вавилов Илья

3

6

Борчанкин Сергей

3

7

Клевцевич Михаил

5

8

Коцемир Екатерина

4

9

Барский Артем

3

10

Перин Илья

5

11

Лыскова Софья

3

12

Тарасова Мария

3

13

Эклер Артем

4

14

Терещенко Александр

3

15

Даминов Эркан

5

Как видно из таблицы, оценку «5» имеют 4 человека – это 27%, оценку «4» у 2 учащихся – это 13%, и оценку «3» имеет большая часть группы – это 60%. Такие результаты показывают о низком уровне знаний преобладающей части группы испытуемых в геометрии.

В процессе прохождения темы «Многогранники» учащиеся выполняли тестирования и практические задания. С результатами можно познакомиться в Приложении 1.

Из рисунка 1 видно, что успеваемость улучшилась. Учащиеся завершили изучение курса «Многогранники» со следующими результатами: оценку «5» имеет 6 человек – это 40%, что увеличилось на 13%; оценка «4» у 5 испытуемых – это 33%, а было 27%; оценку «3» получили 4 человека, что составило 27%, снизилось на 33%.

Рис. 1 Сравнение успеваемости испытуемых в ходе эксперимента

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что уровень качество знаний учащихся повысился относительно начального на 33,33%, обученность повысилась с 56,8 % на 70,93%, также видим, что средний балл стал 4,13 (см.табл.2).

Таблица 2

Сравнение показателей

Показатели

До

После

Формула

Качество знаний

40%

73,33%

Качест.знаний = (кол-во "5" + кол-во "4") / общее количество учащихся

Обученность

56,8%

70,93%

Обученность = (кол-во "5" + кол-во "4" * 0,64 + кол-во "3" * 0,36 + кол-во "2" * 0,16 + кол-во "н/а" * 0,08 ) / общее количество учащихся

Средний балл

3,67

4,13

Средний балл = сумма всех оценок / кол-во учащихся

Результаты обучения теме «Многогранники» с помощью разработанного электронного ресурса показали значительное увеличение уровня знаний испытуемых в данной области. Кроме того, итоги опытно-поисковой работы показали повышение уровня самостоятельного усвоения учебного материала.

Разработанный электронный ресурс «Многогранники» можно использовать при организации самостоятельной работы учащихся, так как он облегчает понимание изучаемого материала за счет различных способов подачи информации, допускает адаптацию в соответствии с уровнем подготовки и интеллектуальными возможностями учащихся, позволяет рассмотреть большое количество примеров и выполнять задания различной сложности.

Таким образом, созданный электронный ресурс представляет собой программу, которая позволяет изложить учебный материал более наглядно, снабдить его мультимедийной информацией (графика, аудио- и видеофрагменты), определением терминов, используемых в текстах, системой тестирования и оценки знаний, что дает все основания считать электронный ресурс важнейшим средством развития умений самостоятельной работы.

Применение данного ресурса позволило повысить уровень знаний учащихся в этой области, а также увеличить уровень самостоятельного усвоения ими учебного материала (см. табл. 2),. Это свидетельствует о возможности дальнейшего применения на практике данной модели.

Список литературы:

1. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студентов // Проблемы организации самостоятельной работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции. – Волгоград, 1994.

2. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника. – М.: Издательство МЭИ, 2003г.

Приложение 1

Результаты студентов по теме «Многогранники»

Номер

Студент

Задания

Итоговое теоретическое тестирование

Итоговое практическое тестирование

Контрольная работа

Тест «Понятие многогранника»

Задание №1

Тест «Геометрическое тело»

Задание №2

Тест «Призма»

Тест «Пирамида»

Задание №3

Тест «Прав. многогранники»

Задание №4

Тест «Площади и объемы многогранников»

Задание №5

1

Гайнутдинова Настя

4

4

4

4

5

5

3

4

3

4

4

4

4

4

2

Гайсин Данил

3

3

4

3

5

4

3

4

4

4

3

3

3

3

3

Казаченко Таисия

5

5

5

4

5

5

5

4

5

5

4

5

5

5

4

Багненко София

3

4

4

3

5

4

4

3

3

4

3

4

3

3

5

Вавилов Илья

4

3

3

3

4

4

4

5

4

4

4

4

3

3

6

Борчанкин Сергей

4

4

4

3

5

5

4

5

3

4

4

4

4

4

7

Клецевич Михаил

5

5

5

5

5

4

4

5

5

5

5

4

5

5

8

Коцемир Екатерина

5

4

5

4

5

5

5

5

5

4

4

5

5

5

9

Барский Артем

4

3

4

4

5

5

3

4

4

4

4

5

4

3

10

Перин Илья

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

11

Лыскова Софья

4

5

5

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4

12

Тарасова Мария

4

3

4

4

5

5

4

4

3

4

4

4

3

4

13

Эклер Артем

5

4

5

5

4

5

5

4

4

5

5

5

4

5

14

Терещенко Александр

4

5

3

3

3

5

4

4

4

3

4

4

4

4

15

Даминов Эркан

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

Просмотров работы: 6