В настоящее время в России в связи с существенным увеличением парка автомобилей резко возросла потребность в пунктах заправки их топливом. При этом широко распространено проектирование и строительство АЗС в непосредственной близости от потребителей, по этой причине, как в крупных городах, так и на подъездах к ним появляется все больше АЗС, которые, в свою очередь, несут в себе потенциальную угрозу.
В качестве исследуемого объекта выбрана АЗС «Лукойл-12», расположенная на территории города Уфа.
Существует несколько классификаций причин аварийных ситуаций на АЗС, способных привести к ЧС: человеческий фактор, неисправность оборудования и статическое электричество.
Согласно статистике выделяют несколько сценариев возникновения аварий, приводящих к ЧС на АЗС:
- переполнение резервуаров при сливе нефтепродуктов из автоцистерн, полуприцепов и прицепов;
- разъединение соединений в технологических обвязках и поломки в напорно-всасывающих трубопроводах резервуаров;
- переполнение топливных баков при заправке автомобилей;
- аварии на трубопроводах и обвязках колонок в результате старения металла;
- неисправности раздаточных кранов и повреждения напорных рукавов [1].
В данной работе рассмотрен сценарий, наиболее опасный по последствиям- разгерметизация люков резервуаров и образование паровоздушной смеси («большое дыхание»).
Анализ возможных причин возникновения аварийной ситуации по предложенному сценарию представлен в виде дерева отказов (рис. 1), который выявляет комбинации отказов (неполадок) оборудования, инцидентов, ошибок персонала и нерасчетных внешних (техногенных природных) воздействий, приводящих к головному событию (аварийной ситуации).
Рисунок 1 - «Дерево отказов» возгорания ПВС на дыхательном клапане
Основной сценарий развития аварийной ситуации, приводящей к ЧС, на АЗС при выполнении операции налива бензина из автоцистерны в резервуар представлен на рис. 2.
При сливе нефтепродуктов из цистерны в резервуар на дыхательном клапане образуется облако паровоздушной смеси, которое при воздействии источника зажигания воспламеняется с образованием теплового потока и развитием избыточного давления, что приводит к разрушению цистерны и к последующему пожару пролива, в редких случаях - к вторичному взрыву.
Рисунок 2 - Сценарий возникновения и развития ЧС
на автозаправочной станции
Условиямигоренияявляются наличие окислителя, горючего вещества и источника зажигания. Всевозможными источниками зажигания, т.е. источниками возникновения искры могут стать статическое электричество, молнии, разряды, возникающие в транспорте, разряды в элементах электрооборудования, космические и геофизические факторы.
Взрыв и пожар пролива характеризуются своими поражающими факторами: воздушная ударная волна, обломки, осколки, экстремальный нагрев среды, тепловое излучение и токсическое действие.
При взрыве паровоздушного облака образуется ударная волна, характеризуемая избыточным давлением, негативно воздействующая на человека, здания и сооружения. Пожар пролива характеризуется термическим воздействием. Параметры воздействия на конструкции и человека от АЗС «Лукойл-12» приведены на рис. 3.
Вероятность развития эффекта домино, который выражен в виде пожара пролива и вторичного взрыва составляет 7,2×10-6 год-1 для пожара, и 9×10-7 год-1 для взрыва.
Рисунок 3 - Барическое и термическое воздействия
на строительные конструкции и человека
Опасным по последствиям является вторичный взрыв ПВС, образовавшейся в результате разрушения цистерны и разлива нефтепродукта по территории. Рассчитанные параметры поражающих факторов позволяют определить индивидуальный риск.
Таким образом, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию АЗС, нужно предусмотреть превентивные и оперативные мероприятия. Оперативные мероприятия по ликвидации ЧС на АЗС направлены на устранение пожара и спасение пострадавших. Превентивные же мероприятия ориентированы на минимизацию вероятности возникновения ЧС на АЗС путем применения молниезащиты, рециркуляции паров, адсорбционного улавливания и рекуперации паров бензина.
Список литературы
1. Ахтямов Р.Г. Оценка и пути уменьшения экологической опасности объектов автотранспортной инфраструктуры урбанизированной территории: автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. техн. наук.– Казань, 2009. – 19 с.