Поэтому исследование авиапромышленности как экономической системы следует рассматривать и строить с позиции действенности и целесообразности, используя наработки методологии – функционально-стоимостной инженерии (ФСИ), как комплексного инженерно-технического экономико-математического и электронного метода. Используя методологию – функционально-стоимостную инженерно (ФСИ), рассмотрим объект, изделие или вообще экономическую систему через комплексное понятие эффективности как органического единства действенности и целесообразности. Обозначим действенность системы или объекта через V’, то есть через производную от оригинала любой системы, процесса, явления и др. И будем понимать (или принимать) его (ее) способность трансформировать источники а – акции в результаты r – реакции. Следовательно, отношение или частное от деления «реакций» на «акции» дает понятие или величину действенности:
(1)
то есть своеобразной эффективности решения.
Если же выразить акции и реакции в чисто экономических категориях, то формула (1) превращается в экономическую эффективность (V’ек), по которой следует оценивать трансформацию количества израсходованного живого или овеществленного труда; например, авиастроителей, выраженного уже в стоимостных показателях C в результат E, то есть отношение C и E, дает уже экономическую эффективность:
(2)
Далее, акции и реакции следует выразить в технических единицах, например, по количеству выпускаемых (или рассчитанных к выпуску) самолетов, что предопределяет характеристику, уже технической эффективности - , по которой изучается или оценивается величина требуемых усилий разработчиков проекта самолета и его производства – это величина P, необходимая для достижения ожидаемого результата – V, то есть отношение V и P дает техническую эффективность:
(3)
Здесь в формулах (1-3) показатель « » - означает максимальное или оптимальное качество эффективности всех видов по факту.
Далее , в соответствии с методологией ФСИ следует рассматривать целесообразность системы, проекта, объекта или процесса в авиастроении через форму усилий, прилагаемых для достижения оптимальных результатов.
Если в соотношении, выражающем, например, техническую эффективность, заменить категорию усилий P экономической категорией, выражающей все затраты на функции системы, проекта и др. единичным совокупным ресурсом , а категорию результата V' заменить на качественное понятие функциональности в виде степени выполнения функций системы (проекта, объекта и др.) - , то получим оригинальный и, в то же время, комплексный оптимальный показатель для экономической системы как авиастроения – это форма критерия эффективности или показатель относительной эффективной стоимости или (он же) – показатель интегрального качества системы:
(4)
где – показатель функциональности, объединяющий в себе комплекс качественных показателей (качество, надежность, эффективность, ремонтопригодность и долговечность) по i-й функции в j-м варианте исполнения:
i – функция как полезное свойство, состояние или действие (i=1,2,...,n);
j – вариант системы, проекта (j=0,1,2,…,m);
– общие затраты;
t – время на принятие решения или действия;
– единый ресурс – трудоемкость;
(°) – нынешнее или действительное состояние системы или проекта.
Таким образом, показатель относительной эффективной стоимости или показатель интегрального качества отражает комплексную эффективность авиационного производства в условиях нормальных производственно-экономических отношений как большой экономической системы. В частности, показатель зависит от большого количества критериев эффективности выраженных качеством всех разнородных ресурсов как проекта, так и производства самолетов, со сведением всех разнородных ресурсов в единый ресурс «функция-стоимость» или «функция-трудоемкость», в зависимости от этапа реализации проекта изделия в большой экономической системе – авиационном производстве. Математически это можно записать в виде функционала
(5)
где X – входные параметры системы по функции;
– операторы действия по функции;
Yf – выходные параметры системы по функции выраженного показателем (функционалом) качества Fk, то есть Fk – функционал качества экономической системы, и т.д.
Список литературы:
1. Аль-Дарабсе А.М.Ф., Маркова Е.В. Реализация концепции программы автоматизации управленческого учета. //В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции.2017. С. 31-33.
2. Аль-Дарабсе А.М.Ф., Маркова Е.В. Автоматизированный метод обучения студентов инженерных специальностей. //В сборнике: Технологическое развитие современной науки: тенденции, проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2018. С.4-6.
3. Маркова Е.В., Морозов В.В. Методика оценки уровня конкурентоспособности продукции инновационного предпринимательства//Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. №1 (24). С. 47-54.
4. Морозов В.В. Системный анализ и моделирование процессов управления организационно-техническими системами //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Техническиенауки. 2009. №2 (24). С. 234-237.
5. Морозова Е.В. Моделирование деятельности инновационного образовательного комплекса.//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. № 2-2. С. 306-310.
6. Морозова Е.В., Похвощев А.А. Организация инновационных образовательных комплексов: сущность и принципы. //Человек и труд.2009. № 4. С. 45.
7. Морозова Е., Поварич И. Социальная защита в сфере труда. //Человек и труд. 2005. № 8. С. 20