БЕСЦЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ШЕДЕВРОВ ИСКУССТВА УИЛЬЯМА СОМЕРСЕТА МОЭМА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

БЕСЦЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ШЕДЕВРОВ ИСКУССТВА УИЛЬЯМА СОМЕРСЕТА МОЭМА

Малышева А.С. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С начала двадцатого века Сомерсет Моэм собирает картины для своей коллекции. В данном случае, перед нами он предстаёт не только как писатель, но и тонкий, грамотный ценитель живописи. Знакомство с картинами и с историями их приобретения – это исследование значимых воспоминаний Сомерсета Моэма, которые повлияли на его мировоззрение и литературное творчество.

«Самое интересное в искусстве – личность художника, и если она оригинальна, то я готов простить ему тысячи ошибок». Эта цитата из романа Сомерсета Моэма «Луна и грош», который посвящен жизни Поля Гогена, французского живописца и крупнейшего представителя постимпрессионизма. За основу сюжета Моэм взял непростой период в биографии художника. Гоген бросает привычный уклад жизни и отправляется на Таити, где работает в полную силу и пишет лучшие свои картины. Эта история очень сильно заинтересовала британского писателя. В своём путешествии по Таити ему удалось найти людей, знавших не только Гогена, но и место расположения его хижины. Именно одну, расписанную лично Гогеном, дверь этой хижины, покупает Сомерсет Моэм за 400 франков и украшает ей свой кабинет.

«Художник склонен видеть в своем произведении намного больше, чем обычный зритель». Благодаря знакомству с Анри Матиссом, французским художником, Моэму пришла в голову эта мысль. Когда Матисс был прикован к постели, Моэм часто навещал его. В один из таких визитов писателя Анри Матисс показал ему около 40 своих новых работ. По мнению Сомерсета Моэма, это был настоящий подвиг для старика, лежащего в постели, изобразить эти удивительные рисунки. Однако художник хотел, чтобы его друг увидел не просто красоту и прелесть этих творений, а что‑то большее, то есть их силу, глубину мысли и даже философию.

Другая история, которая произошла между ними, связана с картиной «Желтое кресло», которую Моэм купил у Матисса, пополнив свою коллекцию. Эта работа была настолько удивительна и привлекательна, что произвела на писателя обманчивое впечатление. Ведь Моэм подумал, что его друг написал свое творение за одно утро, а на самом деле, Матиссу потребовалось три раза переписывать его, чтобы получить нужный эффект.

Дружба Моэма с британским художником Джеральдом Келли, который с 1949 по 1954 год был Президентом Королевской Академии, длилась более 60 лет. Однажды Моэм, будучи уже довольно известным в Англии драматургом, пришёл к своему другу, чтобы похвастаться новым шикарным цилиндром. Этот визит стал прекрасным поводом для написания портрета Моэма [картина «Насмешник»]. В свою очередь Сомерсет Моэм часто изображал Келли в своих работах, например, в качестве Лайонела Хильера в романе «Пироги и пиво, или скелет в шкафу» и Фредерика Лоусона из «Бремени страстей человеческих».

В 1926 году Моэм приобрел виллу «Мавританка» в Кап‑Ферре на французской Ривьере. Писатель самостоятельно занимался декором своего нового дома. Его столовую помимо мебели в провансальском стиле украшали картины Мари Лорансен. Однажды Моэм пригласил Лорансен на ланч, потому что она хотела понять, как смотрятся её работы. Подходя к каждой своей картине, французская художница не могла налюбоваться, особенно она наслаждалась своей работой под названием «Девушка с веером». Несмотря на такое сильное восхищение Лорансен собственными творениями, Сомерсет Моэм не считал её тщеславной, напротив, в этом самолюбовании он обнаружил простодушие художницы. Через несколько лет коллекция Моэма пополнилась ещё одним его портретом, который ему подарила Мари Лорансен.

Во время Второй Мировой войны Сомерсет Моэм смог как сохранить свою коллекцию картин, так и приумножить её. Когда началась война, Моэм, оставив на хранение коллекцию в безопасном месте, отправился в Америку. В 1944 году писатель получает гонорар за сценарий по своему роману «Острие бритвы», который он создал для кинокомпании «Twentieth Century Fox». Однако Моэм не хотел, чтобы ему заплатили за работу. Тогда писателю предложили купить картину не дороже пятнадцати тысяч долларов. Никогда раньше Моэм не покупал работы за такие деньги. Теперь его коллекцию дополняли «Дама с зонтиком» Матисса, которую он поменял на работу Камиля Писсарро «Набережная Сен Север в Руане», «Зимний пейзаж» К. Писсарро и картина Станисласа Лепина «Вид за пределами Парижа».

Когда Моэм был в Нью‑Йорке, он был очарован трогательностью картины Пабло Пикассо «Смерть Арлекина». Занимаясь восстановлением дома после Второй мировой войны, британский писатель не мог позволить себе купить столь дорогую работу. Он знал, что будет жалеть, если не приобретет эту картину, и, позабыв о расходах, сделал выгодное предложение дилеру. Моэм купил у него не только «Смерть Арлекина», но и монументальную картину «Стоящая женщина».

Летом в 1961 году Моэм принимает решение продать свою коллекцию в связи с кражей картины Гойи из Лондонской Национальной галереи. 10 апреля 1962 года на аукционе «Сотби» в присутствии двух с половиной тысяч человек коллекция картин Сомерсета Моэма продаётся почти за полтора миллиона долларов. Несмотря на этот факт, коллекция шедевров живописи Сомерсета Моэма является важной частью его жизни, в которой он познакомился с талантливыми художниками и их произведениями искусства.

В 1962 году выходят отрывки из его книги под названием «Исключительно для собственного удовольствия», где писатель рассказывает о своей коллекции картин.

По мнению Моэма, его «коллекция живописи – это не вопрос цены, или престижа, или репутации – это вопрос чувства. Нужно научиться чувствовать глазами» [2].

Список использованной литературы

Голицына Н. Сомерсет Моэм и его тайная жизнь. Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/1882171.html.

Ливергант А.Я. Жизнь замечательных людей. Сомерсет Моэм. Москва: Молодая гвардия, 2012.

Олих И. Сомерсет Моэм и его коллекция картин: «Исключительно для собственного удовольствия». Режим доступа:

https://artchive.ru/publications/2420~Somerset_Moem_i_ego_kollektsija_kartin_Iskljuchitelno_dlja_sobstvennogo_udovolstvija.

Просмотров работы: 28