РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Смирнова Ю.А. 1, Маслова Н.В. 2, Никонорова В.И. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2МОУ Николаевская СШ Ульяновской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Детский рисунок, процесс рисования –это частица духовной жизни ребенка”

(Сухомлинский В.А.)

Воспитание и развитие личности ребенка представляет собой задачу, решение которой должно начинаться в младших классах. Этот период времени (от 7 до 11-12 лет) отличается некоторыми особенностями. Ребенок физически развит, у него проявляется интерес к новым знаниям, сформирована речь и мышление. Его словарный запас достаточно большой – он уже готов к обучению. Особо следует отметить, что многие дети имеют большое желание идти в школу.

Однако, когда учение становится постоянным и ведущим видом жизнедеятельности, у ребенка могут появиться первые проблемы. Для многих детей новые правила школьной жизни (общение с учителем, учениками, серьезные обязанности) вызывают негативную реакцию, неприятие, отторжение [1].

Одним из путей преодоления сложной ситуации, которая возникает у детей на первых этапах адаптации к непривычному для них школьному режиму – выявление творческих способностей и всемерное поощрение занятиями в сфере творчества. Особую роль в этом может сыграть художественно-творческая деятельность на уроках изобразительного искусства. Дети любят рисовать, лепить, раскрашивать, петь. Для многих это не работа, а удовольствие, наслаждение. Поощрение таких занятий не только развивает воображение, формирует навыки владения техникой рисования, лепки, но и позволяет увидеть и почувствовать интерес к процессу учебы, школьному ритму жизни.

На уроке изобразительного искусства необходимо предлагать задания, которые развивают ребенка, а также мотивируют к решению трудных, но посильных творческих задач. Очень важно предоставить детям максимально возможную свободу в выборе деятельности. Желательно увеличивать в пределах оптимальных границ продолжительность занятий.

Рисование красками, лепка – это всегда привлекательные для детей виды художественной деятельности. Именно в них ребенок может свободно и наиболее полно выразить свои чувства и мысли.

Если научить ребенка видеть сочетание красок (цветовой круг) и обобщить знания о цветах, научить правильно, осознанно работать карандашами и красками, то это неизбежно приведет к появлению чувства радости успеха, что является первым шагом формирования интереса к изобразительному искусству.

На уроках изобразительного искусства в начальной школе учащиеся познают инструменты и материалы, которыми они рисуют, учатся возможностям работы с ними, знакомятся с различными операциями (рисунок, лепка и т.д.), овладевают элементарными навыками изображения, учатся делать зарисовку, наброски.

Очень важно познакомить школьников с разными материалами, научить возможностям работы с ними

Для развития техники рисования хорошо подходят акварель и гуашь. Желательно использовать плотную, чуть шероховатую, с маленькими углублениями бумагу. На нее краски ложатся ровно, и рисунок получается прозрачный. Акварель – изящный, аристократический и в то же время очень капризный материал. Именно поэтому он требует качественной бумаги. Большой простор фантазиям и активному творчеству может дать прием «живая краска» (смешивание красок).

Для рисования цветными карандашами нужна особая бумага, которая используется в изготовлении специальных альбомов для рисования. Карандаши, как и краски, также можно смешивать. В результате получаются очень красивые многоцветные работы. Нужно показать детям, что боковая сторона грифеля дает широкую линию и позволяет легко и быстро закрашивать большие поверхности.

Таким образом, для детей, при создании изображения на начальных этапах овладения техникой рисования, желательно отдать предпочтение акварельным краскам и цветным карандашам. С помощью их происходит оживление фантазий и раскрепощение детей.

Дети также любят рисовать и фломастерами. Рисовать ими легко, однако добиться хорошего качества при их использовании для ребенка весьма сложно.

От хорошо выполненной работы дети получают удовольствие. При этом поддерживается их творческая инициатива, улучшается эмоциональное самочувствие, стимулируется познавательная активность.

Обычно школьники хорошо усваивают материал урока, который не был скучным. Для развития творческих способностей и возможностей детей очень полезно использовать на уроках нетрадиционную технику рисования.

Желательно также давать ребенку возможность активно, самостоятельно проявлять себя, чтобы он мог испытать радость творческого труда. Чем чаще и больше он рисует, тем более совершенной становится его техника владения инструментами и материалами, рисунки получаются более качественными [2].

Большое значение имеет в обучении и воспитании детей общение с природой. Природа – главный художник. Необходимо делать уроки-экскурсии или просто прогулки на природу.

Например, ребенку предлагается нарисовать осенний лес. Если он захотел нарисовать природу так, как понимает и видит ее сам, пусть и рисует ее такой. Когда дети рисуют картину с изображением природы, у них развивается усидчивость, наблюдательность, обостряется восприятие. Природавдохновляет людей творить (изображать, украшать, строить). В природе формируется эстетическое отношение к действительности. Следует помнить, что все дети – творцы, мечтатели и фантазеры.

Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию. Эмоции являются важным источником детской фантазии. Например – веселая клякса,которая сделана кисточкой или уголком бумажки. Дети могут увидеть в кляксе причудливый рисунок. Она может принять любую форму (зверушки, цветочка и т.д.). Здесь стимулируется развитие и воображения, и фантазии.

Начальная школа – это эмоциональный уровень проживания связей искусства с жизнью. На уроках изобразительного искусства в начальной школе ученики познают инструменты и материалы, которыми рисуют, знакомятся с различными операциями (рисование, лепка и т.д.), овладевают элементарными навыками изображения, учатся делать зарисовку, наброски. Знакомясь с искусством, ребенок видит красоту окружающего мира. У него развивается творческое воображение, эстетические чувства, пространственное мышление, художественный вкус. воспитывается трудолюбие, любовь к искусству, уважение к традициям и культуре других народов.

Уроки изобразительного искусства в школе помогают выявить талантливых детей. Они могут затем продолжить изучение искусства в кружках, в художественных школах, и т. д. Ребенок никогда не станет интересным человеком, если он перестанет учиться и развивать свои творческие способности. Мир искусства должен помочь школьнику увидеть в себе образ культурного человека.

Литература.

1. Формирование нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00217198_0.html (дата обращения 17.11.2018).

2. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2001. - № 10.– С. 34-37.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.

Просмотров работы: 117