ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГЛЕНА ДОМАНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГЛЕНА ДОМАНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ

Голубева А.А. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Программа современной начальной школы сложна и объемна. Первоклассник начинает работать (именно этот термин уместен в данном случае) практически без периода плавной, щадящей адаптации к непривычным для него условиям. Действительно, процесс обучения обладает всеми характеристиками, которые присущи реальной работе, а не игре. В связи с этим обратимся к бывшему советскому и мировому опыту.

В Канаде дети начинают посещать школу в четыре года. Казалось бы – это не совсем гуманно по отношению к таким малышам. Однако рассмотрим это событие более детально и по существу. Что делают канадские дети в такой «школе» (действительно, ее назвать школой можно условно, хотя на самом деле так оно и есть). Они там играют. Время, проведенное в ней, совершенно не соответствует нашим российским урокам, как по содержательным характеристикам, так и по продолжительности. И такой, по существу, адаптационный период является достаточно длительным.

В свое время в советских детских садах открыли так называемые «нулевые» классы. В них проводили занятия квалифицированные учителя, дети изучали несколько предметов, выполняли учебные работы, отвечали на вопросы. То есть в подобном прецеденте можно увидеть все признаки современной начальной школы. Отличительной особенностью этого период жизни шестилеток являлся режим дня, соответствующий требованиям дошкольного учреждения: завтрак, обед и ужин, прогулки на свежем воздухе, игры и т. п. И – занятия, уроки.

Дети приходят в первый класс с различным уровнем подготовки. Естественно, что обладающие навыком чтения чувствуют себя более уверенно. Они быстрее читают и анализируют задания учебника, усваивают больше информации. Соответственно и успеваемость у ребенка умеющего читать выше, чем у не владеющего этим навыком.

Чтение является базовым навыком, который во многом определяет успешность процесс обучения школьника. Николай Федорович Бунаков, отечественный представитель методики начального образования писал: «Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может воздействовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников» [1].

Чтение это не только вид речевой деятельности, но и сложный комплекс знаний, умений и навыков используемый учеником при изучении всех учебных предметов, внеклассной работе и даже внешкольной жизни. Кроме того, это также и необходимое и обязательное средство саморазвития.

Именно поэтому очень важно обучить чтению ребенка в период подготовки к обучению в условиях школы. В этом возрасте у детей развиты такие качества как любознательность, восприимчивость, интерес к овладению новыми знаниями. Однако память и внимание еще очень устойчивы. Именно поэтому приходится постоянно возвращаться к ранее пройденному материалу, чтобы знания закрепились и стали прочными.

Существует много способов научить ребенка читать до школы. Однако следует постоянно помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Еще В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!». Поэтому, для успешного обучения ребенка в этот период является необходимость использования игровых приемов, которые не вызывают чрезмерное напряжение и утомление ребенка [2].

Большой интерес представляет собой способ обучения детей старшего дошкольного возраста чтению целыми словами в игровой форме при помощи карточек. В некоторых странах, например США, метод целых слов имеет большую популярность и широкое распространение. Основателем методики чтения целыми словами принято считать американского ученого Глена Домана. Согласно данной методике за единицу обучения принимается целое слово, его графическое изображение, которое уже впоследствии расчленяется на элементы – буквы. Благодаря этому методу удавалось избегать многих трудностей и начинать обучение чтению сразу с интересных, богатых по содержанию текстов. Метод вполне согласован с особенностями возрастного физиологического и психического развития. Дети в этом возрасте отличаются повышенной целенаправленной активностью. Память отличается образностью, преобладает узнавание, а не запоминание. Однако то, что запомнилось, сохраняется надолго. Кроме того, следует учесть, что ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете. Он быстро переключается с одной деятельности на другую. Как правило, обучение чтению проходит через звукобуквенную методику, которая основана на аналитико-синтетических операциях. Но ребенок еще пока не способен анализировать и синтезировать материал, так как в этом возрасте только начинает закладываться умение анализировать. Именно поэтому, глобальное чтение является естественным способом обучения детей дошкольного возраста.

Приведенная ниже таблица показывает, что уровень подготовленности детей дошкольного возраста к возможности прочитать текст сильно различается. У членов коллектива под номерами 1, 4, 6 и 7 уже сформирован навык чтения. Участники под номерами 3, 8 и 12 умеют читать по слогам. А некоторые (№ 2, 5, 9, 10, 11, 13, 14 и 15) не обладают навыками чтения совсем.

Мы проводили обучение чтению в игровой форме, при условии, что ребенок сам этого хочет. Основой была методика Глена Домана, согласно которой обучение чтению заключается в показе карточек со словами. В итоге малыш «перескакивает» через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу слова целиком. Несколько раз в день в спокойной обстановке мы показывали и называли карточки ребенку, давали играть с ними в различные игры. Из методики Глена Домана следует, что ребенок дошкольного возраста способен при правильном обучении читать простые книги. Мы составили план обучения на основе Хрестоматии по чтению для первого класса.

Были выбраны слова из хрестоматии, а процесс обучения опирался на их графическое изображение. Для эффективного запоминания слов на данном этапе использовали не только демонстрацию слов, но и различные игровые приемы.

Например:

Обмен словами. Дети садятся в круг, каждому выдается по карточке со словами. Читаем, кому что досталось. После прочтения карточек водящий говорит «Пусть тот, у которого слово «КОТ» поменяется местом с другим, у которого слово «КАША»» и т.п.

Таблица

Срез стартовых показателей перед началом работы с карточками

№ участника

Критерий оценки способа чтения:

отсутствует - 0

побуквенное - 1

послоговое - 2

целые слова - 3

Критерий оценки скорости чтения:

количество слов в минуту

Результат:

1.

3

37

40

2.

0

0

0

3.

2

19

21

4.

3

26

29

5.

0

0

0

6.

3

38

41

7.

3

40

43

8.

2

9

11

9.

0

0

0

10.

0

0

0

11.

0

0

0

12.

2

14

16

13.

0

0

0

14.

0

0

0

15.

0

0

0

Игра «Почтальон». Один ребенок вручает ваши слова-письма игрушкам, проживающим в разных углах комнаты, а также и другим детям: «Тебе, мишка, «ДОМ», а тебе, Маша, – «ЮЛА». И, естественно, прежде чем раздать письма адресатам, внимательно читаем карточки.

Игра «Самолеты». Раскладываем карточки со словами по группе и даем задания. Например, «Самолет должен приземлиться на посадочную полосу под названием (нужное слово)». Вместо самолета могут быть машины, бабочки и т.п.

Игра «По следам». Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите кому-нибудь пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребенок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

Игра «Большая стирка».Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, а также небольшую коробочку или корзиночку для «грязного белья». Когда все будет готово, сообщаем малышу, что Мишка (Чебурашка, Зайка) решил постирать слова. Теперь нужно помочь ему их высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе читать и закреплять карточки со словами на веревке.

Подобрать словосочетания из хрестоматии, отвечающие за основные действия и признаки. Например : «Маша подошла», «зеленые листья», и т.д. На этом этапе мы усложняем и дополняем уже имеющиеся игры (см. пункт 1). Например, во время игры «Большая стирка» из вывешенных слов можно находить и снимать только словосочетания. Также, можно играть в игру «Путаница», когда из одной коробки (мешочка) ребенок достает и называет карточку с обозначением предмета, а из другого с обозначением действия или признака этого предмета.

Обучение простым предложениям. При этом текст должен быть не мелким, разборчивым.

Результаты работы показали, что большинство детей охотно принимает участие в играх с карточками. Успехи детей были различны (Рис. «Результаты работы с карточками в игровой форме»). Всего было использовано 112 карточек с различными словами. При каждом контрольном срезе детям демонстрировался отличающийся от предыдущего комплект карточек.

В процессе исследования определились как плюсы, так и минусы использованной методики.

Минусы.

Во-первых, занятия должны проходить постоянно и системно, так как ребенок запоминает слово минимум за тридцать показов. Поэтому занятия должны проводиться не только в группе, но и дома.

Во-вторых, за время занятий, обучающиеся параллельно занимались в дополнительных кружках по подготовке к школе и учились читать другими способами. Поэтому, во время занятий с карточками они просто читали слова, а не запоминали их графическое изображение.

Плюсы.

Занятия проходили в игровой, комфортной для ребенка форме. У детей развивается память и внимание. Дети стали испытывать больший интерес к книгам, многие пытались сами искать знакомые слова в тексте и читать их.

Рис. Результаты работы с карточками в игровой форме (количество слов, которые смог прочитать ребенок).

Условные обозначения.

Даты:

2 – 30.10.2018

3 – 07.11.2018

4 – 14.11.2018

5 – 21.11.2018

6 – 28.11.2018

Ряд 1, 2… n – участники проекта

Установлено, что обучение через игру поднимает настроение ребенка, укрепляет интерес к познанию нового и к обучению в целом. При этом развивается память, внимание, мышление и речь. Таким образом, за счет устойчивых навыков чтения формируются способности, которые помогают ребенку успешно пройти адаптацию к новым, достаточно сложным для него школьным правилам, нагрузкам, условиям.

Литература.

1. Н. Ф. Бунаков. Сельская школа и народная школа. Наблюдения и заметки сельского учителя. СПб., 1906. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/bunakov_selskaya-shkola_1906/fs,1/(дата обращения 19.01.2019).

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

Просмотров работы: 9