Территория Российской Федерации пронизана сетью железных дорог. Каждый день тысячи людей пользуются железнодорожным транспортом, путешествуют или просто переезжают из города в город. Не нужно забывать и о работниках железной дороги, которые ежедневно трудятся в депо, вдоль железнодорожных путей или в поездах.
В данной статье приводится статистика пожаров в поездах России и за рубежом, рассмотрены мероприятия по их предупреждению и предотвращению. Также из статьи можно узнать о новых противопожарных изобретениях в Российской Федерации и за рубежом.
Пожары в железнодорожном транспорте несут большую угрозу для людей, находящихся в вагонах. Главными причинами возникновения пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте являются технические неисправности, неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, котлов отопления пассажирских вагонов. По этим причинам происходит возникновение более 60% всего количества пожаров и взрывов. Около 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки, на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки, неаккуратность пассажиров. Заметим, что наибольшее число пожаров возникает на подвижном составе (около 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Из-за этого появляется необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах [1].
В подвижном составе необходимо на станциях проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.
На локомотивах, дизельных поездах и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность необходимо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.
Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада тщательно проверяют наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами. Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров [2].
Все пассажирские вагоны укомплектованы первичными средствами пожаротушения. В вагонах с комбинированным электроугольным отоплением устанавливают два огнетушителя. Чаще всего для тушения пожаров на транспорте используются пенные или газовые огнетушители. В каждом вагоне должны быть топор и лопата, которые размещаются в котельном отделении. В вагоне-ресторане возле кухонных плит устанавливается ящик с песком.
Для более раннего обнаружения загорания в поездах устанавливают системы пожарной сигнализации, которая, как правило, состоит из центрального пульта, к которому подключены датчики двух типов: дымовые, ионизационные и тепловые, комбинированные. Каждый пассажирский состав оборудуется 14 датчиками: 12 дымовыми (по одному в каждом купе) и 2 тепловыми (в электрораспределительном шкафу и котельном отделении) [3].
Сейчас происходит обновление поездов в РФ. Так,в 2017 году РЖД заказал 232 плацкартных вагона обновленного дизайна из Тверского вагоностроительного завода Трансмашхолдинга. Контракт был заключен в рамках существующей структуры для поставки в общей сложности 515 вагонов.
Новое поколение плацкартных поездов предложит улучшенную пассажирскую среду с лучшей изоляцией и использованием материалов, поглощающих вибрацию. В поездах будут установлены системы видеонаблюдения, пожарной сигнализации и пожаротушения, а также розетки питания 220 В и USB-разъемы для зарядки мобильных устройств [4].
14 ноября 1960 года произошла железнодорожная катастрофа у станции Стеблова. Лобовое столкновение двух пассажирских поездов и последующий пожар разлившегося топлива. Число погибших составило 118 человек, раненых — 110. Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории Чехословакии/Чехии.
16 апреля 1990 года в штате Бихар в Индии из-за пожара в пассажирском поезде погибли около 100 человек.
30 июля 2012 — недалеко от города Неллор штата Андхра-Прадеш в Индии, произошёл пожар в вагоне пассажирского поезда. В результате пожара погибли 42 человека и пострадали еще не менее 25 пассажиров.
Пожары в РФ
3 июля 1992 г в одном из вагонов в поезде № 684 «Санкт-Петербург — Рыбинск» на перегоне Киприя — Анциферово, из-за небрежного обращения с огнём, возник пожар, в результате чего вагон полностью выгорел. Погибли 2 пассажира, ещё одна пассажирка получила сильные ожоги.
20 октября 2007 близ станции Торбино в пассажирском поезде № 245 «Санкт-Петербург — Адлер» возник пожар, в результате которого сгорели 2 вагона. Погибших и пострадавших нет.
11 августа 2015 в Воронежской области, на станции Графская произошло возгорание в вагоне пассажирского поезда №145 Назрань-Москва. 2 человека пострадали.
На данный момент проводится исследование новых методов тушения пожаров в железнодорожном транспорте. Так, например, тушение тонкораспыленной водой. В 2002 г. под руководством ВО ЖДТ с участием ВНИИЖТа и ФЦДТ «Союз» были проведены натурные огневые испытания по тушению пожара в купе пассажирского вагона тонкораспыленной водой. Результаты показали высокую эффективность такого средства. Тушение было возможно даже в присутствии в купе человека. Тонкораспыленная вода является в настоящее время наиболее перспективным огнетушащим веществом. Основным недостатком, ограничивающим применение воды, является высокая температура ее замерзания. Этот недостаток можно преодолеть введением добавок или поддержанием постоянного диапазона температур [5].
Также для того, чтобы обезопасить вагон от пожара можно произвести его различные усовершенствования, например установить противопожарную светопрозрачную дверь с повышенной стойкостью конструкции к образованию сквозных трещин или отверстий при огневом воздействии [6].
Противопожарные двери разрабатываются не только в России, но и за рубежом. Так, компания PMC Polarteknik разработала и поставила системы дверных проемов противопожарных барьеров для большинства европейских высокоскоростных и межгородских поездов с сочетанием автоматических одно- и двухстворчатых раздвижных дверей, телескопических и изогнутых дверей. Изолирующие противопожарные двери проверены на целостность 20 мин. Изолирующие противопожарные двери с целостностью 30 минут имеют рейтинг EI30. Продукты рассчитаны на 40 лет с минимальным обслуживанием.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что наука не стоит на месте, проводятся исследования в области пожаротушения на железнодорожном транспорте. Также проводятся мероприятия по предупреждению пожаров, и, согласно вышеприведенной статистике, количество жертв сводится к минимуму.
Список литературы
Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте. [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.ru/ (03.01.2019)
Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях на железнодорожном транспорте. [Электронный ресурс]. – URL: http://stellus.rgotups.ru/ (03.01.2019)
Пожары на железнодорожном транспорте. [Электронный ресурс]. – URL: http://scibook.net / (03.01.2019)
Russian Railways orders updated platskartny coaches [Электронныйресурс]. – URL: http://www.railwaygazette.com/news/ (03.01.2019)
Аксютин, В.П. Применение тонкораспыленной воды для тушения пожаров П.П. Щеглов, В.И. Жолобов // Железнодорожный транспорт. – 2008. – 08. – с. 59/
Противопожарная светопрозрачная дверь вагона. [Электронный ресурс]. – URL: http://www1.fips.ru/ (03.01.2019)