Пространственные композиции парка в пейзажном стиле составляют его структурную основу. Расположенные в определенном порядке они, в свою очередь, образуют пейзажные картины, картины пространственные, которые можно рассматривать, созерцать и воспринимать, как настоящие живописные произведения искусства, написанные художниками. Поэтому такие пейзажные «картины» можно проанализировать с точки зрения художественного восприятия, то есть как живописные полотна.
Ярким примером воплощения пейзажного стиля в ландшафтном искусстве, как известно, является японский сад. А одним из известных японских садов является сад музей Адачи в Японии.
Идея столь гармоничного сосуществования искусства и созерцательного пейзажа, которое обостряет дилемму между материальным и духовным, тленным и вечным, рукотворным и божественным, пришла в голову создателю галереи Адачи Зенко, который лично сформировал коллекцию редких хвойных и лиственных, а также литофитов – растений, произрастающих на камнях и скалах. Аналогия с высоким искусством в садах Адачи просматривается даже в концепции построения ландшафта: здесь всегда присутствуют графические мизансцены первого плана, чуть удаленного среднего плана и, конечно же, эффектная перспектива! По мнению автора, японский сад – это живопись «проживания» … [5].
Основатель музея любил повторять, что «сад, говоря иными словами, это свиток, с нарисованным на нем живым пейзажем». По таким садам не ходят пешком, в них всё геометрически выверено, для их созерцания построены специальные павильоны с панорамными окнами и удобными скамьями, на которых можно сидеть и любоваться гармонией природы. Эти сады называют пейзажными картинами, они не предназначены для пеших прогулок, ими любуются издалека, не спеша созерцая их и прислушиваясь к откликам в своей душе [1].
Попробуем взглянуть на пейзажи садов Адачи с художественной точки зрения. Для начала проанализируем цветовое и световое решение пейзажных видов. Зеленый, находящийся в середине цветового спектра, выступает как цвет физического равновесия [2]. Здесь он уравновешивает темные и холодные цвета камней, гор и светлое небо. Камни, дающие множество, преимущественно, серых оттенков контрастируют с белыми «сухими» ручьями и реками, что повышает насыщенность всего пейзажа. Светло-голубое небо, синь далей над холмами успокаивают, умиротворяют. На фоне белых покрытий четко вырисовываются изящные стволы деревьев, их ажурные кроны, резные листья.
Рис. 1. Пейзажные картины садов Адачи [1]. |
Композиция каждого вида, каждой панорамы, наблюдаемой с маршрута движения или точки обзора, построена по всем законам гармонии и равновесия. В каждой такой «картине» есть центр композиции, несколько планов. Практически все виды как бы обрамлены кулисами, отсюда глубина пространства и целостность «картинки». Везде просматривается тесная связь с окружающим природным ландшафтом, причем эта граница размыта.
Интересно, что все в японском саду создано исключительно из природных, натуральных элементов, - камни, песок, вода, растения, и дополнено рукотворными деталями-акцентами: в глубине листвы виднеется чайный домик, одиноко стоит фонарь, как маяк, обозревающий гладь волн, неподалеку журчит вода в каменном колодце.
Рис. 2. Фрагмент Чайного сада (сады Адачи, Япония) [3]. |
Сюжеты «картин» сада напрямую связаны с японским мировоззрением, культурой и эстетикой, а также философским взглядом народа «страны восходящего солнца» на природу, полным символов и ассоциаций. Здесь каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением, которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место [4].
Рис. 3. Обязательный атрибут японского сада - каменный колодец [5]. |
На первый взгляд пейзажные картины садов Адачи кажутся статичными, неизменными, как живописные полотна, можно подумать, что в них остановилось время. Но это далеко не так. На самом деле это живые природные картины, которые меняются в зависимости от времени года.
Так весной нежная зелень покрывает холмы и ветки деревьев и кустарников, цветут слива, сакура, форзиции, хеномелис японский, азалии, рододендроны, внося разнообразие в пейзажную картину. Сухой пейзажный сад с каменным мостом на переднем плане весной оживляется, будто случайно брошенными художником свежими мазками – сложной формы клумбами с нежной цветущей азалией, за ними посетители видят шумный, разлившийся от талых вод водопад.
Летом в зеркальном водоеме танцуют томное болеро золотистые карпы, образуя в воде кружевные узоры. В садах не видно ярких красок, в гамме садов в это время года преобладают зеленые, коричневые, серые, песочные тона.
Осенью вновь появляются краски: клены расцвечивают пейзаж неожиданными вспышками красного, пурпурного, желтого.
С приходом зимы картина снова меняется. Сады, слегка припорошенные снегом, напоминают полотна Ёкоямы Тайкана. Пятна белого снега на гравийном покрытии, на крышах павильонов и фонарях напоминают о тишине и спокойствии в это время года. Смена времен года в пейзажных картинах садов Адачи подчеркивает течение времени, его неизменный бег.
Рис. 4. Смена времен года в пейзажных картинах садов Адачи [3]. |
Все это представляет неповторимый особенный стиль японского сада, составленный из эстетичных пейзажей, созданных для неторопливого созерцания, любования гармоничным сочетанием творений природы и человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сад в пейзажном стиле действительно может рассматриваться с художественной точки зрения как живописная картина или, точнее, как ряд живописных картин, сменяющих одна другую. Созерцание таких картин подобно посещению картинной галереи, но только это живые картины в отличие от статичных полотен живописи.
Список использованных источников:
1. Кайдалова Е.В./ Ландшафтная архитектура [Электронный ресурс]: учеб. -метод. пос. / Е.В. Кайдалова; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун - т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 67 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-R)
2. Трофимов А. Удивительный сад Японии [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://asaratov.livejournal.com/1370775.html Дата доступа: 15.12.2018.
3. Проект недели: Сад как картина в художественном музее Адачи. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.houzz.ru/ideabooks/94539898/list/proekt-nedeli-sad-kak-kartina-v-hudozhestvennom-muzee-adachi Дата доступа: 03.01.2019.
4. История создания и дизайн японского сада [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ekosad-vsem.ru/sad-v-yaponskom-stile Дата доступа: 15.12.2018.
5.Сады Адачи. Самый прекрасный пейзажный сад Японии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.abitant.com/posts/sady-adachi Дата доступа: 16.12.2018.