ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ШКОЛЬНЫХ РАНЦЕВ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.ГРОДНО ТРЕБОВАНИЯМ САНИТАРНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ, И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ШКОЛЬНЫХ РАНЦЕВ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.ГРОДНО ТРЕБОВАНИЯМ САНИТАРНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ, И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА

Арещенко К.В. 1, Гостевская Л.Ю. 1, Заяц О.В. 1
1Гродненский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Известно, что процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20–23 годам, поэтому в течение всего школьного периода костная система учащихся остается еще несформированной. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника и грудной клетки, взаимным расположением головы, плечевого пояса, рук туловища, таза и ног.

С физиологической точки зрения, осанку следует рассматривать как своеобразный навык, определенное сочетание условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного держания тела. Исходя из учения И.П. Павлова, осанку, как и разнообразные двигательные навыки, следует рассматривать как определенный, приобретаемый в течение индивидуального развития и воспитания динамический стереотип. Вырабатываемые в процессе воспитания и тренировки условные рефлексы правильной осанки образуются на базе безусловных тонических рефлексов, так называемых рефлексов установки тела. Тоническими рефлексами обеспечивается сохранение равновесия и положения тела в пространстве, а также быстрое восстановление нарушенной позы. Эти установочные рефлексы делятся на статические, не связанные с перемещением тела в пространстве, и статокинетические рефлексы, представляющие собой тонические реакции на ускорение при перемещении тела в пространстве.

Статические и статокинетические рефлексы связаны с возбуждением проприорецепторов мышц и сухожилий шеи, отолитового аппарата, сетчатки глаза и осязательной чувствительности. Кроме того, статокинетические рефлексы связаны с возбуждением нервных окончаний в полукружных каналах. Образование в процессе восприятия условных рефлексов правильной осанки происходит не только на основе безусловных рефлексов, но и в результате развития связи между словом и соответствующим ему движением [1].

Основным костным стержнем, на котором держится голова и туловище, является позвоночник, поэтому осанка в значительной степени зависит от его положения, которое определяется в основном натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Если мышцы туловища развиваются равномерно и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова занимают прямое, правильное положение. Согласно современным взглядам, состояние костно- мышечной системы является: одним из показателей здоровья, поскольку оно оказывает воздействие на органы и системы всего организма. Поэтому одними из приоритетных направлений в настоящее время являются диагностика, коррекция и профилактика нарушений костно-мышечной системы у учащихся общеобразовательных учреждений [5].

Снижение демпфирующей функции позвоночника и стоп у детей с нарушениями осанки и уплощением стопы способствует постоянным микротравмам сосудов головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что сопровождается быстрым утомлением, частой головной болью, эмоциональной лабильностью, нарушениями когнитивных функций. Поэтому своевременное выявление функциональных нарушений и начальных форм заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков, а также их профилактика и коррекция имеют первостепенное значение [4].

Среди факторов риска развития заболеваний костно-мышечной системы можно выделить отягощённый генеалогический анамнез (болезни суставов, мочекаменная и желчнокаменная болезнь, сколиозы, СДСТ), патологию настоящей беременности и родов, родовую травму, травму головы в анамнезе, боль в поясничной области, дефицит массы тела, низкую двигательную активность школьников [2].

Выделяют факторы, влияющие на характер течения сколиоза: пол ребенка, возраст начала заболевания, форму осанки, сторону и локализацию деформации, стартовую степень сколиоза, степень зрелости скелета, наличие сколиоза у матери или обоих родителей. Причем большинство исследователей выделяют отдельные факторы риска прогрессирования без учета этиологии заболевания. Однако на современном этапе эффективным может оказаться только многофакторный прогноз течения сколиоза [2], что определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: оценить соответствие школьных ранцев учащихся общеобразовательных учреждений г. Гродно требованиям санитарных норм и правил.

Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие 87 учащихся 2-х (7–8 лет), 5-х (9–10 лет), 8-х (14–15 лет) и 11-х (16–17 лет) классов общеобразовательных учреждений г. Гродно.

Проведено социологическое исследование с применением валеологической анкеты, также проведено взвешивание школьных ранцев учащихся.

Результаты исследования и их обсуждение. В динамике за 5 лет распределение учащихся школ г. Гродно по группам здоровья указывает на увеличение в течение пятилетия детей I группы здоровья, уменьшение учащихся, отнесенных ко второй группе здоровья, и увеличение числа учащихся III и IV групп здоровья.

В 2017 г. среди школьников г. Гродно выявляемость такой патологии как нарушение осанки составило 56 на 1000 учащихся, а сколиозов – 32 на 1000 учащихся.

Выявляемость сколиозов в разрезе классов обучения указывает на рост данной патологии с увеличением школьного возраста и подтверждается данными литературы [5].

Анализ результатов социологического опроса показал, что 16,6% учащихся вторых классов (7-8 лет), 55,6% учащихся пятых классов (9-10 лет), 42,1% учащихся восьмых классов (14-15 лет) и 55% учащихся 11 классов (16-17 лет) г. Гродно отмечали наличие постоянных болевых ощущений в области спины и шеи. Периодически эти проблемы беспокоили 23,4% учащихся вторых классов (7-8 лет), 27,7% учащихся пятых классов (9-10 лет), 36,8% учащихся восьмых классов (14-15 лет) и 45% учащихся 11 классов (16-17 лет), что указывает на начальный этап развития сколиоза, который больше выражен у школьников старшей школы.

Нами установлена определенная взаимосвязь развития патологических процессов в опорно-двигательном аппарате у респондентов с оценкой тяжести портфелей, постоянно носимых школьниками на занятия.

Так, субъективно тяжелыми оказались портфели для 10% учащихся вторых классов, для 50% учащихся пятых классов, для 31,6% учащихся восьмых классов и для 25% учащихся 11 классов. Причем ежедневно носили все учебники 80% учащихся вторых классов, 88,8% учащихся пятых классов, 57,8% учащихся восьмых классов и только 5% учащихся 11 классов. Таким образом, риск развития сколиоза в этом случае возрастал у младших школьников.

По результатам проведенного опроса нами были выявлены и иные факторы риска развития патологических процессов позвоночника у школьников (рисунок). Так, 17,2% учащихся 2-х классов, 25,6% учащихся 5-х классов, 36,4% учащихся 8-х классов и 56,6% учащихся 11-х классов в нарушение гигиенических норм длительное время (более 3-х часов) выполняли домашние задания и не сопровождали этот процесс перерывами для отдыха.

Не оборудованными в соответствии с гигиеническими нормами оказались рабочие места для выполнения домашних заданий у 12,7% учащихся вторых классов, у 11,2% опрошенных пятых классов, у 13,4% учащихся восьмых и у 12,5% школьников одиннадцатых классов.

Установлено, что в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, задняя стенка должна быть уплотнена, хорошо прилегать к спине, «держать» позвоночник, не давая ему возможности искривляться, ширина плечевых ремней должна быть не менее 3,5-4,0 см, чтобы не врезались в плечи при носке, вес ранца должен быть не более 500-700 г. Однако, как установлено нами, плотной задней стенкой обладали только 72,7% рюкзаков, которые носили учащиеся вторых классов, 56% – учащиеся пятых классов, 35,6% – учащиеся восьмых классов и 34,2% – учащиеся 11 классов, ширина плечевых ремней соответствовала норме у 72,1%, 67,7% и 56,7% учащихся, соответственно, а масса ранцев не выходила за рамки установленной нормы у 88% учащихся второго класса, у 78,7% учащихся пятого класса, у 63,4% учащихся восьмых классов и у 45,6% учащихся 11 классов.

Анализ данных таблицы 3 свидетельствует, что в нарушении санитарных норм средняя масса портфелей учащихся вторых, пятых и восьмых классов превышала допустимые нормы: 2 класс – 2,1 кг, при норме 1,5 кг; 5 класс – 3,1 кг, при норме – 2,5 кг; 8 класс– 3,7 кг, при норме – 3,5 кг; 11 класс – 2,7 кг, при норме – 4,0 кг.

Выводы. Таким образом,ношение тяжелых ранцев и портфелей оказывает существенное влияние формирование осанки школьников и способствует формированию сколиоза.

Литература

1. Анализ распространенности «школьных болезней» у учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Семенова [и др.] // Вопросы современной педиатрии. – 2016. – № 2. – С. 96–100.

2. Балдова, С. Н. Клинико-нейрофизиологическая характеристика идиопатического сколиоза у детей : автореф. дис. … к-та мед. наук : 14.00.22 ; 14.00.13 / С. Н. Балдова ; Нижегородская государственная медицинская академия. – Нижний Новгород, 2009. – 12 с.

3. Белая, Н. К. Лечебная физкультура и массаж : учебно-методическое пособие для медицинских работников / Н. К. Белая. – М.: Издательский центр «Советский спорт», 2001. – 132 с.
4. Диагностика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы современных школьников: подходы, терминология, классификация / Н. Б. Мирская [и др.] // Вопросы современной педиатрии. – 2009. – Т. 8, № 3. – С. 10–15.

5. Здоровье населения и окружающая среда г. Гродно и Гродненского района в 2010 году : информационно-аналитический бюллетень. – Гродно: ГОЦГЭОЗ, 2015. – 128 с.

Просмотров работы: 10