ОЦЕНКА НЕЙРО-ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОЦЕНКА НЕЙРО-ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

Шамсутдинов М.И. 1, Ценина О.А. 1, Наумов И.А. 1
1Гродненский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежедневное воздействие факторов учебного процесса высокой интенсивности на организм студентов-медиков сопровождается развитием у них быстроразвивающегося утомления, что проявляется снижением работоспособности и оказывает отрицательное влияние на уровень успеваемости. С учетом продолжительности чрезмерных учебных нагрузок далеко не каждый студент способен избежать последующего развития состояния переутомления, лежащего, как известно, в основе срыва адаптационных механизмов с дальнейшим нарушением нормального функционирования органов и систем организма [1]. Поэтому выявление особенностей нейропсихических адаптационных процессов организма студентов-медиков при высокой экспозиции учебных нагрузок является актуальной задачей, определившей цель нашего исследования, проведенного в 3 этапа.

На первом этапе с целью выявления учебной дисциплины, изучение которой у сопровождалось после окончания учебного занятия максимально выраженным временным снижением работоспособности и выражалось развитием субъективных ощущений чувства усталости, были анкетированы студенты медико-психологического факультета, обучавшихся на первом (30 человек), втором (116) и третьем (45) курсах. Учитывая особенности полового состава обучающихся в Гродненском государственном медицинском университете, значительное большинство (68,3% опрошенных) составили девушки.

Анализ учебного расписания с целью последующего определения условной фазы работоспособности студентов при изучении той или иной особо сложной учебной дисциплины был проведен на втором этапе исследования.

И, наконец, третий этап был посвящен выявлению у студентов особенностей нервно-психических процессов при работе максимальной интенсивности в условиях изучения особо сложного предмета. С этой целью за 10 мин до начала учебного занятия и через 10 мин после его окончания по методике Е.П. Ильина был проведен классический теппинг-тест [2] с последующей обработкой результатов с применением программы Excel.

По результатам проведенного анкетирования удалось установить, что в тех же половых соотношениях, что и в целом среди опрошенных, то есть, соответственно, для 68,2%, 68,1% и 69,2% студенток первых трех курсов, наиболее энергозатратными учебными дисциплинами оказались:

– история и идеология Беларуси (первый курс);

– биологическая химия (второй курс);

– фармакология (третий курс).

Причем анализ учебного расписания позволил установить, что в течение дня занятия по учебной дисциплине«Биологическая химия» проводились в фазу врабатывания, по «Фармакологии» – в фазу устойчивой работоспособности, а по учебной дисциплине «История и идеология Беларуси» – в фазу ее снижения.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что для студентов первого курса до начала занятий исходный уровень нервно-психической деятельности у 22,2% юношей и у 6,3% девушек оказался соответствующим сильному («выпуклая» кривая на диаграмме распределения точек) типу, а еще у 6,4% студенток средне-слабому («вогнутая» кривая) типу. Однако у значительного большинства(77,8% юношей и 87,5% девушек)характер распределения точек не позволил сделать достоверных выводов о наличии того или иного типа нервно-психической деятельности.

Более дифференцированным исходный уровень нервно-психической деятельности оказался у студенток 2 курса. Так, для большинства из них он был либо средне-слабым («вогнутая» кривая), либо слабым («нисходящая» кривая): соответственно, 50,0% и 9,5% студенток. Еще у 4,8% девушек был выявлен либо переходный («промежуточная» кривая), либо умеренно сильный («ровная» кривая) тип нервно-психической деятельности, а для 31,0%обследованных характер распределения точек не позволил сделать достоверных выводов о наличии того или иного типа нервно-психической деятельности.

У студентов же 2 курса исходный уровень нервно-психической деятельности оказался иным, а характерное распределение точек свидетельствовало либо о средне-слабом типе, либо его определить не удалось – по 50,0% юношей.

У большинства (60,7%) студенток третьего курса до начала занятий нами не было выявлено характерных особенностей, свидетельствовавших бы о том или ином типе нервно-психической деятельности. Среди же остальных обследованных процентные доли девушек с сильным или умеренно сильным типом, составили, соответственно, 10,7% и 7,1%, что практически соответствовало установленным соотношениям студенток со слабым и средне-слабыми типами ( по 10,7% обследованных).

Среди 41,7% юношей-третьекурсников до начала занятий характерных особенностей того или иного типа нервно-психической деятельности выявить не удалось. Однако достаточно большими оказались процентные доля студентов, для которых были характерны слабый и средне-слабый типы: соответственно, 25,0% и 16,7% обследованных, тогда как юношей с сильным или умеренно сильным типами оказалось существенно меньше: по 8,3% студентов.

Таким образом, данные теппинг-теста оказались недостаточно убедительными для оценки выраженного многофакторного воздействия учебного процесса на состояние нервно-психической деятельности студентов, что в полной мере соответствует полученным ранее данным иных исследователей [3].

Тем не менее, нам с использованием теппинг-теста все же удалось выявить, что субъективно сильно выраженные процессы развития утомления у студентов при высокой интенсивности учебных нагрузок находились в выраженной взаимосвязи с преобладанием у них средне-слабого или слабого типов нервно-психической деятельности.

Так, средне слабый тип, характеризовавшийся первоначальным снижением максимального темпа выполнения теста сменялось затем кратковременным его возрастанием до исходного уровня, был выявлен нами, соответственно, у 25,0% первокурсниц и у 22,2% первокурсников, у 47,6% студенток и у 50,0% студентов второго курса, а также у 10,7% девушек-третьекурсниц. Слабый же, при котором максимальный темп выполнения задания снижался уже со второго 5-секундного отрезка и оставался на сниженном уровне в течение всей работы над тестом, оказался характерным для девушек и юношей, обучавшихся как на первом (25,0% и 11,1%, соответственно), так и, в меньшей степени, на третьем (7,1% и 8,3%, соответственно) курсах. Среди студентов второго курса обследованных с таким типом нервно-психической деятельности нами выявлено не было.

К сожалению, минимальными оказались процентные доли студентов с устойчивым протеканием процессов нервно-психической деятельности при высоких показателям учебной нагрузки.

Так, сильный тип нервно-психической деятельности, который характеризовался нараставшим темпом до максимального в первые 10-15 с выполнения теста, оказался только у 12,5% первокурсниц и 11,1% первокурсников, у 2,4% студенток второго курса, а также у 3,6% девушек и у 16,7% юношей, обучавшихся на третьем курсе. Средне-сильный же тип, был выявлен нами, соответственно, у 6,3% первокурсниц и у 11,1% первокурсников, а также у 10,7% девушек и у 8,3% юношей-студентов третьего курса.

Таким образом, несмотря на ограниченные возможности теппинг-теста, его применение позволило выявить, что процессы утомления у студентов в процессе учебных занятий высокой интенсивности в большей степени выражены у тех из них, для которых характерны средне-слабый или слабый типы нервно-психической деятельности.

Литература

Изучение здоровья учащейся молодежи с применением современных медико-социальных технологий / И.А. Камаев [и др.] // Современные технологии в медицине. – 2010. – Т. 2., №1. – С. 129-131.

Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 447 с.

Никандров, В. В. Психомоторика : учебное пособие / В. В. Никандров. – СПб.: Речь, 2004. – 104 с.

Просмотров работы: 8