“Учитель-человек, который может делать трудные вещи лёгкими»
Р.Эмерсон
Многие вчерашние мальчишки и девчонки, поступающие в педагогические ВУЗы, еще с детства мечтали стать учителями. Для них любимой игрой в детстве была игра в УЧИТЕЛЯ. Они рассаживали перед собой всех кукол, мишек, зайчиков, и превращались в самых настоящих и добрых учителей. Их «ученики» были самыми послушными и способными, поэтому учить их было одно удовольствие. Не мудрено, что в последствии эта игра реализуется в будущей профессии под названием «Я — учитель!».
Школьные годы пролетают бурно и быстро. Но по-прежнему у учеников нет сомнений в том, кем быть —учителем. И не важно, учителем чего: физики, химии, литературы. Нравилось всё, и всё хотелось. Но в последствии вырисовывается образ и направление будущей специальности. Сейчас очень востребованы IT-технологии, поэтому многие школьники выбирают такую интересную специальность как учитель математики и информатики. Для них представляется счастьем видеть в глазах учеников понимание, удовольствие от уроков, отсутствие страхов перед сложным предметом, слышать от них, что математика — любимый предмет! И, пусть, добиться этого очень непросто. Но, когда «двоечник» зарабатывает свою первую, настоящую твердую тройку, делая шаг вперед, все усилия становятся оправданными. Но, к сожалению, реальность такова, что мечты и идеальные представления о работе учителем вчерашних студентов разбиваются о суровую действительность. Возникает главный вопрос – как же задержать в школе и дать реализовать свои мечты будущим учителям?
Ни для кого не секрет, что на данном этапе развития общества образование является одним из приоритетных направлений государства и общества. Но сейчас стоит задача привлечь наиболее развитых, неординарно мыслящих, а самое главное владеющих цифровыми технологиями молодых людей, например, будущих учителей математики и информатики. Становится понятно, что на сегодняшний день главная задача – вовлечь в сферу образования как можно больше молодежи, которые не отучатся 5 лет, а потом уйдут работать бухгалтерами или программистами, а которые всю свою жизнь посвятят преподаванию. Но для того, чтобы это произошло необходимо, во-первых, создать все необходимые для этого условия, прежде всего условия для внедрения и использования новых технологий в образовательном процессе, защитить работников и создать чувство уверенности в завтрашнем дне.
На сегодняшний день тема набора молодых специалистов в образовательные учреждения очень актуальна. Если мы остановимся на мгновение и посмотрим назад на какие-то 30-40 лет, то поймем, что тогда только начали появляться компьютеры в России. А сегодня они есть в каждом доме, квартире, даже не по одному. Это все говорит о том, что сейчас молодежь очень мобильна, а самое главное быстро и легко обучаема. Если проследить за всем процессом подготовки студента в университете станет понятно, что они не просто получают новые знания, но и участвуют во всевозможных культурно-массовых мероприятиях, что помогает им генерировать различные идеи. Молодежь не боится нововведений, что нельзя с полной уверенность сказать про педагогов в возрасте, со стажем.
Так что же происходит? Есть выпускники вузов – молодые педагоги, есть вакансии в школах, но самое страшное, что при таком большом количестве выпускников вакансий меньше не становится, а наоборот возрастает. Если некоторые выпускники все – таки идут работать школу, но надолго там не задерживаются. А педагогические вузы продолжают готовить «будущих учителей», хотя больше половины еще на первых порах заявляют о том, что не будут работать в школе. Тогда возникает вопрос, а как задержать молодых специалистов? О том, что нужны меры для удержания молодых педагогов, понимают все, поэтому этот вопрос решается на региональном и даже государственном уровне, но данных мер явно недостаточно.
Предлагаем следующие пути выхода из данной ситуации:
Учителям необходимо сделать достойную заработную плату, т.к. это совсем нелегкий труд, и студенты, пройдя практику в школе, это уже понимают.
Ввести меры стимулирования молодых учителей на государственном уровне, а не на уровне отдельных регионов.
Необходимо предоставлять жилье, хотя бы на время работы в школе с последующей возможностью оформления в собственность (например, через 10 лет непрерывной работы в школе).
Предоставлять молодому педагогу рабочее место, оборудованное всем необходимым: компьютер с выходом в интернет, принтер, и т.д., возможность подписки на необходимые для работы газеты и журналы,
Предоставлять отсрочку от армии.
Возродить институт наставничества для скорейшей адаптации в школе под руководством опытных коллег.
Учитель должен быть другом ученику. Ведь, не только предмету нужно научить его, но и как стать настоящим человеком, думать, сопереживать, любить. Необходимо связывать математику с жизнью, превращать обычные примеры в решение реально возможных ситуаций, где главные герои — сами ученики.
Можно согласиться с высказыванием О. В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Это счастье – быть учителем, и нужно постараться не разрушать детские мечты и помочь воплотить их в жизнь.