ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ – ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ – ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Заяц О.В. 1, Ильковец П.А. 2, Ловчая Е.С. 2
1ГрГМУ
2ГрГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Рациональное питание студентов следует рассматривать как одну из главных составных частей здорового образа жизни молодежи, как один из факторов продления активного периода жизнедеятельности.

В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов. В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевании пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.

Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо сбалансированное поступление с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей - таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки.

Особенности обучения в вузе связаны с интенсивной умственной деятельностью, переработкой больших объемов информации, что требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания.

Важную роль в обеспечении качества жизни человека, его физического и психического здоровья, продолжительности жизни играет рациональное питание. Большое значение должно уделяться удовлетворению физиологических потребностей организма учащейся молодежи в пищевых веществах, являющихся дефицитными, а также в витаминах. Особенно важным является соблюдение принципов сбалансированного питания в период экзаменационной сессии, требующей мобилизации рядя физиологических систем [1, 2].

Питание студентов имеет ряд особенностей, обусловленных сочетанием в трудовом процессе минимальных энергозатрат, гипокинезии и нервно-эмоционального напряжения. В связи с этим суточная калорийность должна соответствовать энергозатратам и составлять 2000 – 2450 ккал. При этом белок животного происхождения должен составлять не менее 55% от общего белка, сам рацион сбалансирован по белкам, жирам, углеводам в соотношении 1:1,1:4,7- 4,9 – для мужчин, 1:1,1:4,4- 4,7 – для женщин. Необходимо повышение потребности в витаминах группы В – на 25 – 30%, витамина С – на 30%. Режим питания 4-кратный, (распределение калорийности по приемам пищи 25%, 20%, 35%, 20%), необходимо увеличение хлеба грубого помола, овощей, моркови, свежей зелени, фруктов, необходим дополнительный прием антиоксидантного витаминного комплекса систем [3].

Цель. Изучение особенностей питания студентов-медиков.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось методом социологического опроса с использованием социологической анкеты. Всего опрошены 50 студентов медицинского университета. Обработка материала проведена с применением методов вариационной статистики.

Результаты и их обсуждения. На вопрос» Считаете ли вы свой вес нормальным?» положительно ответили 74% респондентов, отрицательно - 26% респондентов, при оценке индекса массы тела 8 респондентов имели избыточную массу тела, у 5 была выявлена недостаточная масса тела.

50% респондентов питаются 3-4 раза в сутки, 28% - 5-6 раз в сутки, 22% питаются менее 3 раз в сутки.

Каждый день в пищу употребляют овощи и фрукты 70% респондентов, 26% - 1-3 раза в неделю, 4% - 1-2 раза в месяц.

Ежедневно употребляют фаст-фуд 10% респондентов, 20% - 1-2 раза в неделю, 30% - 1-2 раза в месяц, 40% вовсе не употребляют.

8% обучающихся используют в питании обогащенные пищевые продукты, 62% - иногда, 30% - не знают о таких продуктах.

86% студентов считают, что состав и режим питания влияют на здоровье человека, 8% - незначительно, 6% - не влияет.

88% исследуемых считают, что повлиять на изменение рациона питания может пропаганда принципов здорового питания в СМИ, 12% - пример родственников, друзей, знакомых.

В суточном рационе питания большая доля приходится на рафинированные продукты, которые считаются неполезными для человека (белый хлеб, сахаросодержащие продукты, макаронные изделия, копчености, консервы). Анализ полученных данных показывает, что белый хлеб (вместо черного и отрубного) выбирают 48,3 %студентов, сладости ежедневно употребляет 30,4% студентов, сало и копчености входят в ежедневный рацион 15,7% студентов, процент учащихся, злоупотребляющих кофе – 38,6%.

В продуктах, которые применялись при «перекусываниях» в перерывах между занятиями, в основном должны присутствовать легкоусвояемые углеводы. При этом, сладости предпочитают - 43,7%, фрукты - 33,1 %, ограничиваются чашкой кофе или чая – 23,3%

Выводы. Таким образом, особенности питания студентов не соответствуют гигиеническим принципам оптимального питания, что требует обучения студентов основам правильного, здорового питания.

Литература:

Оценка состояния здоровья и анализ фактического рациона питания учащихся вуза / О. Е. Бакуменко [и др.] // Вестник ОГУ. – 2005. № 11. – С.43- 47.

Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровье студентов Дальневосточного федерального университета / О.Б. Сахарова [и др.] // Гигиена и санитария. – 2006. № 2. – С.56- 61.

Наумов, И. А. Общая и военная гигиена : пособие для студентов лечебного факультета : в 3 ч. / И. А. Наумов, С. П. Сивакова, Т. И. Зиматкина. – Гродно : ГрГМУ, 2013. – Ч.1. – 424 с.

Просмотров работы: 49