Творчество представляет собой способность, которой в той или иной степени обладает каждый человек. Задача педагога – раскрыть и развить ее. Именно творческий компонент процесса обучения как раз и позволяет формировать в ребенке любознательность, открытость к новому, а также уверенность в себе.
Творческое мышление и творчество неразрывно связаны между собой, однако, несмотря на это, являются разными категориями.
Творческое мышление позволяет генерировать новые идеи, понятия и придавать уже имеющейся информации новый смысл и значение. Среди главных признаков творческого мышления выделяют спонтанность действия и неконтролируемость процесса.
Творчество же по своей сути является психическим процессом, в результате которого создаются новые духовные и материальные ценности.
Творческие способности постепенно утрачиваются в течение жизни человека. Чтобы максимально эффективно использовать этот феномен для формирования личности нужно начинать их развитие в наиболее благоприятный для этого период – младший школьный возраст.
Темп развития мышления в младшем школьном возрасте очень высок, что позволяет качественным и структурным изменениям закрепиться в интеллектуальных процессах. Именно поэтому очень важно не упустить данный возраст и всеми способами помочь ребенку развить как его творческие способности, так и творческое мышление. Тем более что это в перспективе помогает добиться не только высоких достижений в сфере искусства и самореализации, но и также используются и при решении неординарных задач, которые неизбежно появляются во взрослой жизни у каждого человека [1].
Понятие творческого мышления
С каждым днем в нашем мире появляется все большее количество задач, решение которых может вызвать серьезные затруднения. Действия по шаблону в большинстве случаев только усугубляет ситуацию. Часто мы тратим больше времени и сил, пытаясь найти уже известное решение к задаче, вместо того, чтобы его создать самостоятельно. Процесс создания новых решений и называется «творческим мышлением».
Понятие «творческое мышление» связывают с понятиями «креативность», «нестандартное мышление», «творческий акт», «творческие способности» а также со многими другими.
Одним из главных компонентов творческого мышления является воображение. Полет мысли и фантазии, создание образа решения проблемы часто приводит к плану действий кратчайшим путем.
Творческое мышление также связано и с интуицией. Именно она отличается скачком мысли, озарением и вдохновением, не ограниченным строгим рассуждением и законами логики.
Особенности творческого мышления у младших школьников
Одной из главных особенностей творческого мышления младших школьников, которая толкает его на создание продуктов творчества, является специфичность взгляда на свое творение. Действия ребенка обычно не управляются чужими идеями и указаниями, что дает ему полную свободу.
Традиционная образовательная система основана на получении и воспроизведении информации с целью ее запоминания. Все эти действия, хоть и являются эффективными, но сравнительно слабо используют творческие способности и мышление детей. Ученики, усвоившие в начальных классах данную систему работы, в дальнейшем сталкиваются с затруднениями, когда их просят подойти к решению вопроса творчески, используя креативность и воображение, а не усвоенную базу знаний. Всего этого можно избежать, обучая детей творческому подходу в самом начале образования.
Для первоклассников характерно понимание поставленной перед ними задачи и сложности с практическим ее выполнением. Но уже в третьем классе дети могут следовать самостоятельно составленному плану действий, не требуя образец выполнения работы.
Это приводит к тому, что в период начальной школы у ребенка активно развивается мышление. В процессе усвоения знаний он учится формулировать понятия, основываясь на обобщении и абстрагировании связей и отношений уже известной ему информации.
Л.С. Выготский писал, что детское воображение намного ярче и насыщеннее воображения взрослого человека в силу неконтролируемости данного процесса у ребенка и огромной разницы в развитии самого воображения и интеллекта. Именно это и является спецификой творческого мышления у младших школьников. Если вовремя не начать работу по развитию интеллекта, то уровень креативности может резко снизиться [2].
У детей в данном возрасте начинают формироваться интересы и увлечения – опора для дальнейшего развития творческого мышления.
Методики развития творческого мышления
Совершенствование творческого мышления, как и любого другого психического процесса, возможно только при взаимодействии человека с окружающим его миром, овладением культурой и постепенным переходом от одной ступени развития к другой.
Главной особенностью творческого мышления в младшем школьном возрасте является скорость. В рисунках и повествованиях детей 6-11 лет часто отсутствуют детали. Они отличаются схематичностью и простотой исполнения. Для детей главной потребностью является передача идеи и смысла, а не красота и изящность исполнения. Исходя из этого, педагогу при работе с детьми данного возраста необходимо направить их действия на развитие управляемости творческого процесса, тщательной проработке деталей. Нужно помочь ребенку устанавливать связь между творчеством и поставленными задачами.
Среди основных методов развития творчества выделяют следующие:
1. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
2. Метод проб и ошибок.
3. Метод контрольных вопросов.
4. Мозговой штурм.
ТРИЗ.
Решение изобретательских задач по данной теории основывается на системе логических операций. Главной целью ТРИЗ является улучшение качества и уровня изобретений, а также устранение пустых проб. С необходимой системой (алгоритмом) решения задачи они (пробы и ошибки) исключаются как таковые.
Главным положением данной концепции является природосообразность обучения и развития. Источником и основой действий педагога будет природные особенности обучающегося (его таланты, врожденные способности и т. п.).
Основная идея последователей этой теории: каждый талантлив, но каждому нужно научиться ориентироваться в современном мире, чтобы не тратить силы и способности впустую, направляя свою энергию на качественное решение поставленных задач.
Метод проб и ошибок.
Один из самых древних способов решения поставленной задачи. Он заключается в том, что человеку необходимо перебирать возможные способы решения, отбрасывая те, результат которых его не удовлетворяет. Количество возможных вариантов не ограничивается (для некоторых задач достаточно всего десяти вариантов, а для других, более сложных, будет недостаточно и нескольких тысяч). Именно поэтому данный метод неэффективен для сложных задач.
Метод контрольных вопросов.
Это последовательный метод, заключающийся в стимулировании мозговой деятельности про помощи ряда наводящих вопросов. При получении готового результата оставляются наиболее значимые и удовлетворяющие вопросы и ответы на них, что значительно сокращает время и затраты на поиск решения поставленной задачи. Этот метод также называют усовершенствованным методом проб и ошибок.
Мозговой штурм.
Для решения поставленной задачи собирается команда «специалистов» (количество не ограничено, но чаще всего, для большего удобства, останавливаются на 5-15). Ставится четко сформулированная задача. В процессе обсуждения предлагаются идеи, их записывают и потом только критикуют, выбирая самое подходящее.
Главным преимуществом данного метода является его простота. Он доступен как взрослым, так и детям, что особенно важно. Так же он стимулирует развитие воображения и подталкивает детей безбоязненно выражать свое мнение.
Представлена лишь небольшая часть методов. Педагогу остается только правильно подобрать нужный для решения определенной задачи и научить детей им пользоваться.
От каждого человека требуется умение решать многие задачи в повседневных ситуациях. Поэтому такие качества, как инициативность, предприимчивость, изобретательность имеют большую ценность.
Так как самым активным периодом творческого развития человека является младший школьный возраст, учителю необходимо не упустить это время и помочь развить творческое мышление детей. В этом возрасте ребенок еще не может организовать свою деятельность, поэтому данная задача перекладывается на плечи педагога.
С огромным количеством методик развития данного вида мышления для учителя важно не забывать про природные особенности каждого ученика. Именно они должны лежать в основе любых педагогических действий.
Литература.
1. Бeлкин А.С. Основы возрастной педагогики : Учeб. пoсoбиe для студ. высш. пeд. учeб. зaвeд. – М.: Акaдeмия, 2000. – 192 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 100 с.