КАК ВЫЗВАТЬ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА? - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КАК ВЫЗВАТЬ МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

Киселёва Е.В. 1, Боева А.И. 1, Рыжкова Е.С. 1, Семчук Н.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Практически все дети дошкольного возраста имеют желание пойти в школу. Их привлекает все новое, неизведанное и интересное. Однако вскоре это надоедает и становится скучным. Ребенок начинает относиться к урокам и домашним заданиям как к навязанным и, казалось бы, никому не нужным занятиям. Поэтому присутствие у учащегося положительной мотивации к учению крайне необходимо. Это один из самых важных факторов дальнейшей школьной успеваемости.

В современном обществе эта проблема весьма актуальна, ведь содержание образования терпит изменения, а педагоги стремятся научить детей самостоятельно добывать информацию и приобретать необходимые знания. Но как возможно добиться этого, не вызвав у учащегося интереса к изучению и познанию? Как сделать учебный процесс наиболее эффективным? Эти вопросы одинаково интересуют и учителей, и родителей. И, безусловно, решать проблему должна и та, и другая сторона.

Изучением проблемы формирования и сохранения мотивации занимались многие педагоги и психологи на протяжении длительного времени. Так, например, К. Д. Ушинский в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» сделал вывод о том, что лишь успех в овладении знаниями поддерживает интерес ученика и вдохновляет его.

Для того чтобы ребенок по-настоящему включился в образовательный процесс, требуется не только понимание им познавательных задач, но и их внутреннее принятие, осознание важности. Ведь сама по себе деятельность без мотива или не осуществляется вовсе, что происходит чаще всего, или становится очень неустойчивой.

Различают внешний мотив, который исходит не от самого ребенка, его собственного интереса, желания. Внешние отрицательные мотивации называют еще мотивациями избегания неудач. Ребенок старается избегать плохих отметок из-за последствий, которые повлечет за собой такая отметка.

Внешняя положительная мотивация может быть связана с желанием ребенка доставить радость родителям, получить поощрение. У детей с завышенной самооценкой, лидерскими качествами и хорошими способностями развивается так называемая престижная мотивация. Она побуждает ребенка быть лучшим в учебе, чтобы выделиться среди других одноклассников, стать лидером. Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Однако нравственная составляющая личности в этом случае искажается. Ребенок становится индивидуалистом, начинают пренебрежительно относиться к отстающим сверстникам. А в ситуации соперничества он может проявлять нетерпимость, жестокость и использовать нечестные приемы по отношению к конкуренту.

Еще одним из видов мотива является мотивация достижения успеха, основанная на желании ребенка правильно выполнить задание, добиться хорошего результата не для того, чтобы выглядеть лучше всех, а потому, что сама завершенность действий приносит удовольствие. Мотив достижения успеха весьма ценен, его нужно поддерживать и развивать. 

Самой ценной признается мотивация познавательная. Она связана с содержанием учебной деятельности и с процессом ее выполнения. Это свидетельствует об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленному на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Такая мотивация включает в себя три обязательных составляющих:

1) положительная эмоция к знаниям и процессу добывания знаний;

2) наличие «радости познания» в структуре этой эмоции;

3) мотив, заключающийся в самой деятельности.

В начальной школе сильными мотивирующими факторами выступают одобрение учителя и отметка. Учитель для маленького школьника предстает в виде недосягаемого идеального образа, своего рода «Энциклопедии». Поэтому первоклассник внимательно слушает учителя и обычно беспрекословно выполняет даже те задания, которые ему не очень интересны. Для него важно добиться положительной оценки и отметки от такого авторитетного человека.

В начальной школе лишь в последнюю очередь ребенок рассматривает отметку как выражение качества его знаний и уровня выполнения того или иного задания. Чаще всего отметка воспринимается как оценка его личности, как отношение учителя к нему или как оценка старательности усилий, затраченных на выполнение задания, а также как средство повышения престижа [1].

Как же вызвать или сохранить мотивацию у младшего школьника?

Повышение уровня учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный как для учителя, так и для родителей. Устойчивый интерес к учебной деятельности у учащихся в школе формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу. Кроме того, необходимо подчеркивать даже самое небольшое достижение, продвижение вперед. Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Ребенку важно чувствовать собственную значимость, гордость собой и своими успехами, быть успешным [2, 3].

Конечно, учебная мотивация детей зависит не только от проведения учителями уроков, обстановки в классе и школе. Не меньшую роль здесь играют отношения в семье школьника. Ребенок всегда ждет понимания и поддержки со стороны родителей. Ему требуется ощущать важность и нужность даже тогда, когда возникают проблемы в учебе. Поэтому родителям стоит участвовать в выполнении домашних заданий в роли партнера, советника. Также следует общаться с учителем и участвовать в жизни класса, устраивать и ходить на совместные мероприятия, чтобы ребенок видел заинтересованность в общей деятельности и желание быть рядом. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его одноклассниками, сверстками или оценивать его как хорошего или плохого только по отметке в дневнике. И, разумеется, самое важное и очевидное – это собственный родительский пример. Если мама и папа будут читать книги, разбираться в непонятном домашнем задании ребенка, рассказывать о позитивных моментах своих школьных лет, подходить к обучению с положительным эмоциональным настроем и демонстрацией интереса, не подрывать авторитет учителя, то ребенок увидит, что обучение может быть позитивным, нескучным, захватывающим и успешным.

Главная задача родителей и учителей состоит в воспитании у ребенка интереса к знаниям, желании учиться. Это будет важно для него не только в старшей школе, но и в будущей взрослой жизни. Современные профессии, высокотехнологичное производство динамичны, они требуют не только прочных и глубоких знаний, квалификации, но и готовности к постоянному самосовершенствованию.

Литература.

1. Софьина, Н.А. Мотивация младшего школьника, или как заставить ребенка учиться [Электронный ресурс] / Н.А. Софьина. – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2016. – Режим доступа: http://baby-ved.ru/vospitanie-shkolnika/motivatsiya-mladshcego-shckolnika/ , свободный (дата обращения 17.11.2018).

2. http://открытыйурок.рф/статьи/660547/ (дата обращения 07.12.2018).

3. http://открытыйурок.рф/статьи/583615/ (дата обращения 13.12.2018).

Просмотров работы: 5