Студенты с ограниченными возможностями здоровья: потребности в физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Студенты с ограниченными возможностями здоровья: потребности в физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах

Сухоруков  М.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистрант очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как известно, в одном из пунктов Болонской Декларации (19.06.1999), к которой Россия присоединилась в сентябре 2003 года, провозглашается содействие мобильности студентов вузов путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, при этом обращается внимание на то, что им должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам [1]. Этот пункт в полной мере относится и к обучающимся, имеющим существенные ограничения свободного передвижения в силу состояния здоровья.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гарантирует профессиональное образование гражданам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2]. При этом по данным исследования (2001-2002 гг.) доля студентов с ОВЗ в России не превышала 0,4%, в то время как в этот же период аналогичный показатель для Франции находился на уровне 5%. К 2012 году доля студентов с ОВЗ в российских вузах увеличилась до 3,72%. Таким образом, можно констатировать наличие позитивной динамики роста числа обучающихся с ОВЗ. Это не может не радовать с учетом того факта, что число детей с ОВЗ в Российской Федерации превышает полмиллиона человек и большинство из них в недалеком будущем будет нуждаться в трудоустройстве, а, следовательно, и в профессиональном образовании [3].

Очевидно, что для обучающихся с ОВЗ существенное значение имеет физкультурно-оздоровительная деятельность как основной вид деятельности по собственному оздоровлению.

Целью нашего исследования являлось выявление потребностей студентов Уральского федерального университета с ограниченными возможностями здоровья в услугах индустрии спорта и оздоровления.

С использованием ресурсов центра инклюзивного образования Уральского федерального университета в ноябре 2018 года нами проведено анкетирование 24 обучающихся с ОВЗ. В опросе также приняли участие 16 параспортсменов. Возраст опрошенных 18 - 27 лет. Больше половины респондентов мужчины (60%). Значительная часть опрошенных (80%) работает. Почти все опрошенные живут с родственниками, либо начинают заводить собственную семью. 40% респондентов имеют расстройства опорно-двигательного аппарата, 40% - заболевания нервной системы, 20% - расстройства слуха или зрения (20%). Физкультурно-оздоровительные услуги востребованы всеми респондентами (100%).

Мотивация обращения респондентов к этим услугам:

во-первых, улучшение своего внешнего вида (40%), что особо актуально для социализирующихся молодых людей, начинающих строить собственные семьи, обретать новых друзей, приступать к карьере. Этот факт подчеркивает и то, что большей части опрошенных (80%) интересны групповые программы физической реабилитации;

во-вторых, поддержка себя в тонусе, улучшения состояния здоровья, общение с тренером - соответствующие позиции выделили по 20% респондентов.

Предпочтения студентов с ОВЗ - массаж (15%), занятия на свежем воздухе (10%), в тренажерном зале (30%), бассейне (25%), игровыми видами спорта (20%). Большинство респондентов (60%) в качестве места оказания оздоровительных услуг предпочитает физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, остальные выбирают санатории и медицинские центры. Этот факт также демонстрирует стремление студентов с ОВЗ к вхождению в социум.

При рассмотрении вопроса о потребностях в спортивных услугах, выявлены основные препятствия, мешающие респондентам заниматься параспортом:

отсутствие/недостаток времени (40%);

финансовые проблемы (20%);

отсутствие доступной среды либо её малая доступность (20%);

риск получения травм и/или заболеваний от занятий спортом (20%).

Как видно, значительная часть респондентов в качестве основного препятствия для занятий спортом выделила недостаток времени. Действительно, это очень актуальная проблема для людей с ОВЗ, так как для многих из них характерны повышенные временные затраты на дорогу к местам занятий.

Финансовые затруднения студентов с ОВЗ, на наш взгляд, связаны с повышенными расходами на поддержание здоровья и удовлетворение некоторых бытовых потребностей. Представляется, что разрешению данной ситуации могли бы помочь программы социальной ответственности предприятий индустрии спорта и оздоровления.

Доступность же среды в последние годы неуклонно повышается. Так, появляются новые спортивные сооружения, соответствующие всем требованиям программы «Доступная среда», а в старых постройках монтируются пандусы, широкие дверные проемы, кабинки для людей с ОВЗ в общественных туалетах, кнопки вызова и т.п.), однако, для человека с ОВЗ зачастую отсутствие некого элемента делает среду малодоступной. Например, лифта с широким проемом, входной двери без порога, специального подъёмника в бассейне и т.п. На наш взгляд, сглаживанию ситуации могло бы поспособствовать обучение персонала, направленное на помощь людям с ОВЗ.

Переходя к выводам, хотелось бы отметить, что:

во-первых, все респонденты имеют потребность в физкультурно-оздоровительных услугах, способствующих не только оздоровлению организма, но и более успешному вхождению молодых людей с ОВЗ в социум;

во-вторых, люди с ОВЗ хотят заниматься физической культурой на спортивных сооружениях, прежде всего тренажёрных залах, бассейнах, залах игровых видов спорта. При этом со стороны руководителей предприятий индустрии спорта нужно стремиться не только повышать доступность среды с помощью технических средств, но и воспитывать у персонала желание помогать таким клиентам.

Литература

Болонская декларация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/ (дата обращения 05.12.2018)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 05.12.2018)

Воеводина Е.В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический анализ…автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, 2012. – с.3-4.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/217760/social._naya-adaptaciya-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnost... (дата обращения 05.12.2018)

Просмотров работы: 2