Сказкотерапия как метод коррекции заикания у детей. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Сказкотерапия как метод коррекции заикания у детей.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Заикание... Это, пожалуй, самый загадочный и трудный недуг, известный человечеству. Речь заикающихся – это мучительный монолог, лишенный интонационной и мелодической выразительности. «Говорю – как будто глыбы ворочаю», – говорил один пациент.

Среди лиц мужского пола заикание возникает примерно в 4 раза чаще, чем среди лиц женского пола. Заиканием страдали Демосфен, Аристотель, Эзоп, пророк Моисей, Вергилий. Практически все врачи, которые исследовали проблему заикания в XIX веке, сами заикались – Кленке и Коэн, Вуазен и Беккерель, Меркель и Шультесс, Эрве-де-Шегуан и Сикорский.

По различным статистическим данным в наше время заиканием страдает 1%-3%, 3%-5%. [1]

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений определяет заикание как : нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. [2] Это определение является симптоматическим и не отражает все сути заикания, а указывает только на его внешние проявления. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений дает такое определение: заикание – это нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Таким образом, мы видим, что определение затрагивает две стороны заикания, непосредственно описывает речевые запинки и указывает на нарушение коммуникативной стороны речи. МКБ-10 определяет заикание как — нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорожной возбудимостью мышц речевого аппарата. При этом нарушаются речевое дыхание и коммуникативная функция речи.

Существует 2 группы причин заикания – предрасполагающие и производящие.

Предрасполагающие (дают почву для возникновения заикания)

Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные заболевания родителей).

Невропатические особенности самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи).

Конституциальная предрасположенность (состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции).

Наследственная отягощенность (ослабленность речевого аппарата может передаваться по наследству).

Возраст (заикание – детская болезнь, половина заикающихся приобретают свою болезнь между двух и пяти годами жизни, около 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста).

Пол (у женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин).

Поражение головного мозга в разные периоды жизни (постинфекционные, черепно-мозговые травмы).

Неблагоприятные условия (физическая ослабленность детей, скрытая психическая ущемленность ребенка; недостаточность положительных эмоциональных контактов между близким человеком и ребенком; недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений).

Географические и этнографические причины ( наименьшую наклонность к заболеванию имеют племена, язык которых сохранил наиболее первобытных элементов).



2. Производящие причины (случайные, являются толчком)

А) анатомо-физиологические

Заболевания, оказывающие с последствием на нервную систему, травмы, истощение или переутомление нервной системы.

звукопроизносительного аппарата (дислалия, дизартрия).

Б) социальные или психические

Кратковременная травма в виде испуга. Именно испуг занимает первое место в ряду случайных причин, служит толчком к развитию заикания (67,5%).

Длительная психическая травма (неблагоприятные отношения в семье).

Острая психическая травма (ребенок получил стресс от увиденного).

Неправильное формирование речи (быстрая, нервная речь родителей, скороговорение, речь на вдохе).

Раннее развитие речи (перегрузка речевого материала, несоответствующая возрасту).

Подражание речи заикающих.

Одновременное освоение двух языков в раннем возрасте.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с заиканием. Заикание неплохо поддается коррекции при комплексном подходе. Одной рефлексии маловато, хотя и она принесет пользу. Работа сразу по нескольким направлениям эффективнее: помощь логопеда, семейного психолога, дефектолога, массажиста.   Невролог назначает лекарственные препараты, уменьшающие судороги в области артикуляционного аппарата, снимающие возбудимость. Задача логопеда – убрать запинки в речи другими способами: упражнениями на дыхание, релаксацией, логопедическим массажем, с помощью пропевания слогов, слов и фраз. Психолог или психотерапевт помогут разобраться с эмоциональными проблемами крохи, устранят последствия психотравмирующей ситуации, которая спровоцировала заикание, например, с помощью разных видов психотерапии: арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии.

Рассмотрим подробнее такой интересный метод, как сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и построение взаимодействия через речь с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Плюс это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой проявляются новые черты личности, а главное, может появиться чувство защищенности. [3]

Сказкотерапия может помочь ребенку во многих аспектах жизни, среди них можно выделить несколько основных:

развитие творческого воображения, восприятия, логического мышления, памяти, внимания и речи;

тренировка выразительной речи, мимических и пантомимических выражений эмоций;

воспитание эмпатии (сопереживания).

расширение личностного опыта;

снятие напряжения, переживание травмирующих ситуаций и поиск выхода из них.

Разновидности сказок: [4]

1. Народные сказки, они несут множество идей, изложенные первозданным образным языком:

Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

Разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

Самое ценное дается через испытание, а то, что дается даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Все эти идеи нужно показать ребенку через сказку, и терпеливо раз за разом при прочтении сказки, или проигрывании сказки доносить ему смысл сказки. Народные сказки бывают: бытовые, сказки-загадки, сказки-басни, сказки-страшилки, сказки о взаимодействии человека и животных, притчи, сказки о животных, мифологические сюжеты, волшебные сказки.

2. Авторские или художественные сказки - это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию. Они также бывают различны:

художественные волшебные;

художественные о животных;

художественные бытовые;

художественные страшные;

психотерапевтические сказки расказывают о проблемах и переживаниях человека);

дидактические сказки (обучающие);

психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на ребенка).

Существуют некоторые особенности сказкотерапии с детьми:

Для сказкотерапии может быть предложена любая сказка, которую нужно прочитать вслух или проиграть. При этом ситуация в сказке не должна иметь правильного готового ответа, ребенок должен при помощи взрослого или сам проследить ее смысл. Также ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, что бы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи. [5].

Также важно выделить и несколько приемов работы со сказками, которые могут быть использованы родителями в домашних условиях:

1. Анализ сказки — это осознание и интерпретация каждой сказочной ситуации, поведения героя. Для этого выбирается сказка, и по ней задаются вопросы. Данная форма работы может быть использована с ребенком старше 5 лет. Конечно, у него может сразу не получиться ответить ни на один вопрос, но взрослый может помочь ему научиться отвечать сперва на самые простые , а потом и на более сложные вопросы.

2. Рассказывание сказки: предложите ребенку самому рассказать сказку, при этом он может рассказывать от любого лица, так, как ему удобно. Также, педагог может рассказать ребенку сказку от других действующих лиц, например, сказку о Царевне-лягушке от имени самой лягушки.

3. Переписывание сказки: когда ребенок или взрослый несколько меняет сюжет, добавляет новых персонажей. Часто это может помочь найти другой вариант развития событий, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок при помощи кукол: работая с куклами ребенок видит, как каждое действие немедленно отражается на поведении кукол, видит сюжет со стороны, может позволить себе быть другим, испытать новые эмоции и чувства.

5. Сочинение сказок: вы можете сами с ребенком сочинить волшебную страну, где будут только ваши правила и законы, чтобы помочь ему пережить сложную для него ситуацию, показать, что он не одинок в своих переживаниях, показать новые выходы из ситуации и просто окунуться именно в тот мир, которого не хватает вашему ребенку.

Использовать сказкотерапию можно с детьми с определенной регулярностью (2-3 раза в неделю), можно прибегать к сказкотерапии тогда, когда вы видна потребность у ребенка в какой-то помощи или поиске ответов на вопросы. И, конечно, необходимо поощрять, если ребенок увлекается сказкой и хочет прочитать ее еще раз, проиграть или сочинить свою. Главное помнить, что сказка должна помогать лучше узнать реальность, но не заменять ее для ребенка.

Список использованных источников и литературы:

1). Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998

2). https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/

3).https://www.invalid24.ru:1113/maintenance/video/?ELEMENT_ID=44389

4). Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерпия. Спб.: Речь, 2005

5). Методические рекомендации по коррекционно-профилактической работе с детьми и подростками, пережившими насилие .Составитель: Кучегашева Полина Петровна.

Просмотров работы: 455