Новые информационные технологии открыли доступ к получению знаний, обеспечив выход в мировое информационное пространство. На текущий момент во всем мире компьютерные технологии все больше и больше входят в жизнь человека. Следовательно, приобретает особую актуальность создание таких мультимедийных электронных учебников, которые позволили бы в полной мере обеспечить возможность самостоятельной работы с источниками информации.
Одним из важнейших условий Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования является информатизация учебного процесса, направленная на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.
Актуальность проекта заключается в применении новейших информационных технологий (современной компьютерной техники) в различных видах учебных занятий.
Поскольку виртуальные лабораторные работы, разработка которых возможна на базе предложенных программ, позволяют сменить проведение лабораторных занятий на физических лабораторных стендах их проведением в компьютерных классах, то этим обусловлено удобство применения данной технологии.
Произведя анализ различных источников, можно прийти к выводу, что
лабораторный практикум является обязательным компонентом обучения во всех инженерных курсах, принимаемых в обучении, во время практикума студенты закрепляют теоретические знания практической работой. Сегодня средства мультимедиа, помимо электронных обучающих учебников и комплексов, открывают принципиально новые возможности по созданию дидактического обеспечения – виртуальных лабораторных работ.
Востребованность методов разработки и применения виртуальных лабораторных работ (ВЛР) в образовании продиктована их актуальностью и активно дискутируется в последнее время. По своей природе ВЛР жестко ограничивают возможные задания на работу, что затрудняет учет индивидуальных особенностей студентов.
Внедрение в учебный процесс ВЛР, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому прямо включиться в интересующую его тему, – это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения. Однако следует учесть, что использование в процессе обучения моделирующих систем не должно заменять практических занятий в реальных производственных условиях.
Чтобы успешно включить эти технологии в учебный процесс необходимо учесть некоторые факторы:
- преподавателей нужно подготовить к разработке, реализации и коррекции того учебно-методического обеспечения, в котором задействованы информационно-технические средства обучения;
- необходимо разными способами простимулировать интерес студентов и учесть их потребность в разнообразных формах взаимодействия;
- надо обоснованно сочетать традиционные и интерактивные форм организации занятий.
Метод обучения с помощью виртуальных лабораторных работ служат эффективным дополнением к традиционным методам и позволяют повысить уровень качества образования.