Основные этапы и особенности политики закрепощения крестьян в России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Основные этапы и особенности политики закрепощения крестьян в России

Радионов  Н.С. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ) Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Этап сословно-представительной монархии - этап развитого феодализма - характеризуется сдвигами во внутриклассовых и тем более в межклассовых отношениях. Более весомое событие в данной сфере - абсолютное закрепощение крестьян. Крепостное право - это совокупность юридических общепризнанных мерок феодальной страны, закреплявших более совершенную и серьезную форму крепостной зависимости при феодализме. Принято различать крепостничество как систему общественных отношений от крепостного права как юридические формы их выражения. Образ зависимости, выражаемый мнением «крепостничество», возможно проследить в его генезисе на Руси приблизительно с 11 в., но до конца 16 в. крепостная конфигурация эксплуатации (наиболее абсолютная конфигурация феодальной зависимости) обхватила только отдельные категории сельского населения.

Крепостное право зарождалось под конец феодальной эпохи, как альтернатива рабовладельческому строю. В 15-16 веках самой большущий ценностью у народов была территория. Все войны и набеги были связаны с захватом или же переделом земли, которая уже за это время рассматривалась как имущество.

Ценностью земля становится лишь в соединении с работником на земле. Появление крепостного права явилось лишь необходимостью соединения и закрепления работника за землей. Города Руси были прямой противоположностью, как по внешнему виду, так и по внутреннему устройству городам Западной Европы: на Руси города являли собой сосредоточие светской и духовной власти. Это проявлялось, в частности, в структуре: при централизованной планировке городские улицы были широкими и прямыми, что поражало путешественников из Европы. Шло время, развивались средства производства, увеличивалось население. Одновременно растет дружина князя, а количество людей, ее кормящих, не увеличивается. Назревала необходимость заключения общественного договора в рамках формировавшегося феодального государства. Тем более что интересы сторон уже были сформулированы предельно четко: воины хотят воевать, землепашцы же хотят спокойной жизни и готовы не только кормить воинов, но и покупать спокойную жизнь у тех, кто готов им ее обеспечить - все равно на какой ступени общества.

Причины

В Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, но в России на протяжении второй половины (16 – 17века) ХVI-ХVII вв. происходил совсем другой процесс - крестьяне превращались в крепостных, т.е. прикрепленных к земле и личности своего феодала:

1. Из-за природно-климатических условий – большой территории самой России и ее геополитическом положении (расположение на карте мира), суровой природы, что затрудняло ее общее развитие и крестьянство в частности.

Большая часть продуктов изымалось у крестьян, для того чтобы развивать общество, так как было необходимо для обеспечения, выдачи зарплат чиновникам, выплаты жалования стрельцам и пушкарям, укрепление самого государства. Все это требовало создания жесткого механизма внеэкономического принуждения.

2. Противостояние крестьянской общины и общинного сознания поместному землевладению. Стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е. сделать барскую запашку) встречало противодействие общины, которое вполне вероятно было одолеть, лишь только всецело подчинив для себя крестьян.

3. Государство строго нуждалось в поступлении налогов. Сбор налогов передавался в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала.

4. Воздействие обозначенных посылов стало тем более деятельно проявляться под воздействием бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В итоге бегства населения из разоренного центра на закоулки быстро обострилась неувязка обеспечивания служилого сословия помещиков и вотчинников рабочей мощью, а страны – налогоплательщиками.

Этапы закрепощение крестьян

Судебник 1497 г.

Прикрепление крестьян к земле началось уже в 14 веке. Между князьями были договоры, которые обязывали их не переманивать чернотяглых крестьян друг у друга. В 15 веке издается указ великого князя, в котором создается срок отпуска и найма крестьян для всех феодалов. В тех же указах назначается определенная сумма уплаты за уходящего крестьянина. Размер «пожилого» (плата за проживание крестьянина на земле господина) зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе, и от срока проживания.

Во времена судебника 1497 года при правлении царя Ивана IIIвпервые право крестьянского выхода стало ограничено. Их переход от одного феодала к другому стало возможно только раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня после окончания полевых работ. Также выходцев обязывали феодалу «пожилое» из-за потери рабочих рук.

Так зародилось общегосударственная система крепостного права. Однако судебник 1497 года, не получил особого распространения. До нас дошел всего один список Судебника, и этот факт - не только результат пожаров, безжалостно уничтожавших государственные и личные архивы. Общерусский Судебник 1497 г. был важнейшим источником права. Но он не охватывал многих вопросов (государственного, брачно-семейного права и т.д.).

Судебник 1550 года

Следующим законодательным актом этого периода был Царский Судебник 1550 года, который улучшал Судебник 1497 года. Так, он подтверждал порядок перехода крестьян в «Юрьев день», увеличивал «пожилое», усиливал наказание за нарушение прав феодальной собственности на землю; еще более ограничивал права наместников, регламентировал размеры и порядок взимания ими разнообразных пошлин и сборов. В дальнейшем Судебник 1550 года, непрерывно дополнялся царскими указами и боярскими приговорами, причем дополнения записывались каждым приказом по своему ведомству отдельно, в результате чего составились указанные книги приказов.

Cудебник, ограничивая власть кормленщиков, устанавливал, как должен происходить суд, и кто будет принимать в нем участие от верхов местного населения. Судья не имел право брать взятки, а также использовать суд в целях своей выгоды или мести. Это являлось положительной стороной централизации. Но сам судебник был создан для того чтобы обеспечить классовые интересы феодалов.Смертная казнь вводилась для многих «лихих дел», связанных с посягательством на феодальную собственность и порядок. За перепашку межи били кнутом и брали денежный штраф. Он содействовал дальнейшему развитию феодальных отношений.

Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства. Оно значительно изменилось со времен Русской Правды: были ограничены источники холопства (отменено холопство по-городскому ключничеству, запрещено холопить «детей боярских»). Участились случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного холопа кабальный не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Выделялась особая категория больших, докладных, холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства - ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных. В имениях своих господ они выполняли регулярные функции: административные, финансовые, судебные и полицейские (приставы, доводчики и т.п.). Эти функции часто приобретали наследственный характер. Оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей и т.д. Вся процедура называлась «докладом». Значительная часть «больших» холопов переходила в разряд свободных людей, а в конце XVI века в период опричнины некоторые из них садились на прежние земли бояр, получив наименование «новых худородных господ». Юридическое оформление докладного холопства сохранилось в начале 17 века.

Соборное Уложение 1649г

После того, как в 17 веке закончилась смута нужно было многое восстановить, переделывать или делать заново, так как начало столетия было не легким, а также подорвали все учреждения. И все эти проблемы легли на плечи Михаила Федоровича Романова. После судебника 1550 года накопился новый материал - указы и приговоры высших властей. Когда в ходе московского восстания 1648 года дворяне и посадские люди поставили вопрос об упорядочении управления, в том числе и о составлении нового свода законов, в распоряжении властей оказался обширный материал из «новоуказанных» статей. Составление свода поручили комиссии из пяти человек - князя Одоевского (глава комиссии) и князя Прозоровского, окольничего князя Волконского, дьяков Грибоедова и Леонтьева.

Самым важным разделом Соборного Уложения была глава «суд о крестьянах».

Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян. Также подтвердили переход крестьян к новым владельцам в Юрьев день. У феодалов была полная возможность распоряжаться крестьянами, как своей собственностью. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические отношения распространялись на черносотенных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

Феодалы могли распоряжаться землей и крестьян, но обязаны служить с поместий и вотчин. Если феодалы пытались уклониться от службы, то грозила конфискация имущества. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать лишь с возов и в торговых рядах.

Феодалы имели право на землю и крестьян, но обязаны служить с поместий и вотчин. За уклонение от службы грозит конфискация половины поместья, битье кнутом, за измену - смертная казнь и полная конфискация имущества. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать лишь с возов и в торговых рядах.

Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим владельцам. Усилилась власть монарха, что означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. «Соборное Уложение» было принято, прежде всего, в интересах дворянства и верхушки посада, учитывало интересы боярства и духовенства.

Подводя итог анализу норм Уложения, относящихся к крестьянству, отметим, что с Уложением 1649 г. связано установление постоянной наследственной и потомственной крепостной зависимости крестьян, включая их семьи, а также прямых и боковых родственников. В силу этого были отменены урочные годы сыска беглых. Сыск становился бессрочным.

К волостным общинам прикреплялись и черносошные крестьяне, подлежавшие сыску и возврату на прежние наделы на общих основаниях. Уложение 1649 г. закрепило монопольное право владения крестьянами за всеми категориями служилых чинов по отечеству. Юридическим основанием прав на крестьян, их прикрепления и сыска служили писцовые книги 20-х гг. 17 в., а для периода после Уложения в дополнение к ним - переписные книги 1646--1648 гг., отдельные и отказные книги, жалованные грамоты, акты сделок на крестьян между феодалами, описи возврата крестьян в результате сыска. Уложению принадлежит разработка правовых основ, сыска беглых крестьян. Для придания частным актам сделок на крестьян официальной силы была обязательна их регистрация в Поместном приказе.

Будучи важным этапом, на пути правового сближения поместий и вотчин, Уложение вместе с тем в целях сохранения поместной системы, преобладавшей еще в первой половине 17 в., ограничивало права распоряжения крестьянами, запрещалось переводить их на вотчинные земли и давать им отпускные. Права на вотчинных крестьян были полнее. Признание экономической связи феодального владения с крестьянским хозяйством нашло выражение в защите законом имущества и жизни крестьянина от произвола феодала, хотя санкция феодалу в таких случаях определялась значительно слабее, чем представителям низших сословий за исключением предумышленного убийства крестьянина. Таким образом, Уложение, следуя за непосредственно предшествующим законодательством и дополняя его, решало поземельный и крестьянский вопросы во взаимосвязи, подчиняя вопрос о крестьянстве поземельному вопросу.

По основной массе дел дееспособность крестьян была ограничена, но в уголовных делах они оставались субъектом преступления. Как субъект права крестьянин мог участвовать в судебном процессе, в качестве свидетеля, быть участником повального обыска. В гражданско-правовой сфере он мог предъявлять материальные иски в пределах 20 рублей. В факте возмещения за бесчестье и увечье, предусмотренного Уложением, крестьянин наряду с другими сословиями получил признание (с позиций феодального общества) -- определенный комплекс гражданских прав, присущих низшему классу-сословию этого общества. Крестьянин, по Уложению, обладал определенной право- и дееспособностью. У черносошных крестьян объем этих прав был больше, чем у частновладельческих. Важнейшей задачей Уложения прежде всего была борьба с побегами крестьян. Уложение 1649 года, завершив юридическое оформление крепостной зависимости для всех категорий крестьян, одновременно создавало в определенной мере правовое ограждение сословно-классовой целостности крестьянства, стремясь замкнуть его в сословных рамках. Будучи в социально-правовом отношении приниженным классом-сословием, крестьяне, тем не менее, обладали правом собственности на своё имущество, включая орудия производства, а также определенными правомочиями и дееспособностью, что обеспечивало для той поры устойчивое равновесие и функционирование всей феодально-крепостнической системы. В связи с общей концепцией крепостного права как юридического выражения производственных отношений феодального общества историки связывают с Соборным Уложением 1649 года новую ступень на пути окончательного закрепощения основных производителей материальных благ.

XVII в.- конец XVIII в

Согласно Соборному уложению 1649 года крестьянство окончательно прикреплялось к земле. Особой главой, специально посвящённой этому вопросу, вводился бессрочный розыск беглых крестьян, наследственность крепостного состояния, право феодала распоряжаться имуществом подконтрольных ему крестьян. «Крещёная собственность» становилась и своего рода залогом, в случае долговой несостоятельности хозяев-крепостников взималось имущество подвластных ему крестьян. Землевладельцы также получали право полицейского надзора и суда над своими крестьянами. Также крестьяне теряли юридическую самостоятельность, функция по защите их прав делегировались хозяину-крепостнику. Заключение браков, раздел семейного имущества и передача его по наследству отныне также регламентировались землевладельцем. Кроме того, вводились ограничения на реализацию сельскохозяйственной продукции и некоторые другие, менее значительные.

Были введены и ряд ограничений и обязанностей для аристократии – так укрывательство беглых каралось штрафом, телесными наказаниями или тюрьмой, при этом налоги за беглых крестьян должен был платить их владелец. За убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего работника. Хотя и сохранялось право крестьян жаловаться на своих господ совершенно очевидно, что на практике это не обещало крестьянам ничего кроме мести со стороны последних.

Стоит отметить, что крепостные крестьяне одновременно считались и «казёнными тяглецами» и государство, заинтересованное в их трудовой деятельности, стремилось оптимизировать её, так помещики были обязаны обеспечивать крестьян землёй и сельскохозяйственным инвентарём. Было запрещено лишать крестьян имущества или земли, превращая их в холопов или освобождая.

Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостное право распространилось на черносошных и на дворцовых крестьян, которые прикреплялись юридически к своим общинам или объектам службы.

Характеризуя результат работы Соборного уложения по крестьянскому вопросу надо констатировать, что оно завершило создание системы крепостного права и оформило её юридически. Бесспорно, созданная система, являясь элементом мобилизационной экономики, ориентированной на максимально эффективную реализацию скудного в северных климатических условиях прибавочного продукта. Она в целом способствовала укреплению государственной экономики, сумев подготовить экономическую и хозяйственную базу для эпохи реформ Петра Великого. Вместе с этим она консервировала и даже религиозно освящала отсталые формы социальныхотношений, тем самым направляя страну далеко не по самому оптимальному пути социально-экономического развития.

Характеризуя изменения в судьбе крепостных в эпоху Петра надо отметить, что первый император ограничивался введением частных метаморфоз ориентированных на удовлетворение конкретных нужд государства:

1721 год – владельцам мануфактур предоставляется право покупать к предприятиям крепостных, что обозначило начало применения крепостного труда в промышленности. Год спустя владельцы мануфактур получили право не возвращать помещикам беглых крестьян, получивших высокую квалификацию.

После завершения переписи 1718-1724 гг. принцип сбора налогов со двора был заменён подушной податью, приносившей казне больше доходов. Тогда же был создан новый разряд крестьян – государственных, обязанных платить правительству кроме подушной подати 40-копеечный оброк, что означало включение государственных крестьян в сферу эксплуатации непосредственно государством.

В стране была введена паспортная система – каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше, чем на 30 вёрст от места проживания, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой.

В период правления «весёлой Елизавет» также произошли значительные метаморфозы. Были прощены недоимки, выплата которых представлялась нереальной (за 17 лет), снижен размер подушной подати. Разрешены отхожие промыслы и коммерческая деятельность, что привело к возникновению социального расслоения в крестьянской среде, появлению среди них «капиталистых» крестьян, обладавших значительными капиталами или предприятиями, значительная часть дивидендов которых шла в карман хозяев-крепостников.

Был структурирован рекрутский набор – страна была разделена на 5 округов, поставлявших определённое число рекрутов с сотни мужчин призывного возраста. С другой стороны в 1742 году был подписан указ, запрещающий крестьянам добровольно записываться в солдаты.

Пыталась реформировать положение крестьян и Екатерина II. В 1767 году начинается работа Уложенной Комиссии, имеющая целью устранить существующие в имперском социуме недостатки. Екатерина подготовила свою инструкцию по обустройству страны, известную как «Наказ». Крестьянский вопрос проработан в ней был достаточно слабо. А главное – Екатерина действовала в духе веры во всемогущество закона, столкнувшись на практике с пассивным противодействием дворян крепостников, императрица вынуждена была отступить. Работы комиссии была прервана бод благовидным предлогом – в связи с началом русско-турецкой войны в 1768 году.

Однако здесь стоит отметить следующий аспект – ещё в период правления Петра III был подписан указ о праве выбора помещиками: служить в армии/государственном аппарате или не служить. Указ о дворянской вольности инициировал в среде крестьян ожидание указа о вольности крестьянской, ибо лишь служба аристократии государству в какой-то степени морально оправдывала классовое и социальное неравенство в социуме империи. Когда надежды оказались обманутыми, раздражение крестьянства вылилось сначала в локальные погромы барских усадеб, а затем и в «пугачёвщину».19 После подавления инсургенции правительство Екатерины было вынуждено проводить политику укрепления вертикали власти и очередного «завинчивания гаек». Прекраснодушные планы императрицы по формированию в стране гражданского общества на положении крестьянства практически никак не сказались – прогрессивные начинания в патриархальной, консервативной стране с большим трудом пробивали себе дорогу.

Начало XIX в. – 1861 г.

В начале XIX века рельефно обозначился кризис крепостнической системы хозяйствования – две основные формы эксплуатации «крещёной собственности» барщина и оброк, демонстрировали свою неэффективность, так как экономически незаинтересованный в своём труде работник никак не желал демонстрировать трудовых подвигов. Выход из ситуации виделся в отмене крепостного права – правительство Александра I издаёт закон «О вольных хлебопашцах» позволяющий крестьянам выкупаться с землёй по обоюдному согласию с помещиками – практические результаты оказались ничтожными, выкупились лишь 47 000 крестьян (менее 0,5% крепостного сословия). Существовал проект выкупа крестьян у помещиков с землёй – был прекращён на стадии разработки как невыполнимый экономически.

Второй период правления Александра I и весь период правления Николая I характеризуется ужесточением крепостнической политики, известный как «аракчеевщина» - была создана система военных поселений (в понимании властей – крупных высокотоварных хозяйств) под командованием Аракчеева. В поселениях крестьяне проходили воинскую службу и одновременно занимались сельским хозяйством. В качестве основного итога этого проекта приходится констатировать, что экономический эффект был ничтожным, история Отдельного корпуса стала концентрированным выражением основных негативных черт крепостничества. В 1857 году система военных поселений была упразднена.

Вместе с тем наблюдались следующие негативные явления:

1. В экономике – углублялся коллапс помещичьего хозяйства, в связи с неэффективностью принудительного труда.

2. В социальной сфере – усиление противодействия крепостничеству, что выливалось в увеличение антикрепостнических выступлений:

за 1831-1840 гг. – 328 выступлений;

за 1841-1850 гг. – 545 выступлений;

за 1851-1860 гг. – 1010 выступлений.

3. В военной сфере – Крымская война наглядно продемонстрировала, что имеющаяся экономическая система является первопричиной военнотехнической отсталости страны и Россия имеет все перспективы скатиться в разряд периферийной империи.

Именно эти факторы инициировали императора Александра II ликвидировать крепостное право «сверху», пока оно не было ликвидировано «снизу». Концептуально крестьянская реформа предполагала предоставить крестьянам в пользование за повинности или выкуп земельные наделы, которыми они пользовались до отмены крепостного права.

19 февраля 1861 года Александр II подписал все основополагающие документы о реформе и Манифест об отмене крепостного права. 23 000 000 крестьян получили личную свободу и гражданские права. В качестве выкупа за землю должна была быть выплачена помещикам сумма, которая будучи положена в Государственный банк под 6% давала бы прибыль равную оброку. По закону крестьяне должны были единовременно выплатить около 20% этой суммы (обычно работой на помещика – почему и получили наименование временнобязанных). Остальную часть выплачивало государство, которому крестьяне должны были возвращать эту сумму ежегодными платежами в течение 49 лет. Стоит отметить, что реформа 1861 года, хотя и лично освободила крестьян, но, фактически, поставила их в экономически зависимое положение от помещика и государства.

Заключение

Характеризуя историю института крепостного права в России надо отметить, что этот асоциальный институт был введён, когда государству требовался инструмент мобилизации финансовых средств и достаточно скудных в условиях северного региона материальных ресурсов для развития страны в условиях жёсткой конкуренции с соседями, находящимися в более выгодных климатических и экономических условиях.

Отменен этот институт тогда, когда развивающиеся капиталистические отношения продемонстрировали своё явное преимущество по сравнению с явно устаревшей, практически нерентабельной системой хозяйствования, кроме того потенциально чреватой гражданскими эксцессами.

Неоднозначно оценивается и роль крепостного права в России. С одной стороны крепостное право помогало государству в восстановлении и подъеме производительных сил, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, с другой - консервировало неэффективные социально-экономические отношения.

Процесс закрепощения в России был длительным и прошел несколько этапов и закрепился в таких документах как: Судебник 1497 (Указ о Юрьевом дне); Судебник Ивана Грозного 1550 г.; Указ царя Федора 1597 г. «об урочных летах»; Указ о сыске Василия Шуйского 1607 г.; Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 г.

Подводя итог, важно еще раз отметить, что очаги крепостного права стали зарождаться задолго до XV века. Раннефеодальные отношения развивались стремительно. Сельская община стала расслоятся, причинами чего были разный уровень благосостояния и неравенство среди многочисленных семей.

Изучая общественный строй русских княжеств в первую очередь стоит указать, что на их территориях, как и на всех остальных землях Русского государства существовали духовные и светские феодалы. Светскими феодалами считались бояре, зажиточные люди и своеземцы. Особенностью княжеств было то, что в них отсутствовало княжеское землевладение, а существовало и стремительно развивалось городское. Были в русских княжествах и холопы. Новгородская судная грамота говорит об ответственности господина за своего холопа в случае совершения им преступления. Холопы использовались для обработки земли в феодальных вотчинах. Беглых холопов надлежало возвращать их хозяевам.

Основная часть населения была разделена на свободных и зависимых людей. Помимо этого существовали переходные и промежуточные категории. Экономически и юридически зависимыми группами считались смердыобщинники и посадские люди, которые в пользу государства уплачивали налоги и выполняли повинности.

Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, "низы" (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Бояре составляли наиболее влиятельную группу феодалов и пользовались доходами от общественных земель. К концу XIV века в Новгороде сложилось индивидуальное землевладение, которым также пользовались бояре. Кроме того, бояре не уступали в торговле и ростовщичестве. Практически никого они не подпускали к высшим выборным должностям. В Пскове же крупное боярское землевладение широкого распространения не получило.

Помимо смердов существовали и другие категории зависимых людей, которые также упоминаются в Русской правде. Смерды подразделялись на свободных и крепостных. Свободные смерды обладали определенным имуществом, которое он передавать по наследству. В том случае, если наследники отсутствовали, он передавал свое имущество государству. Смерды несли личную и имущественную ответственность за проступки и преступления.

Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закупом считался человек, работающий на феодала в хозяйстве за заем. То есть, закуп, взяв что-то у феодала в долг, должен был этот долг отрабатывать. Причем не существовало установленных нормативов и эквивалентов. Объем работы определялся кредитором. Следовательно, кредитор мог спокойно накручивать проценты за продолжительность отработки, усилив тем самым кабальную зависимость закупа.

Феодальное право также выделяло такую группу как холопы, которые формировались в основном за счет пленных и разорившихся. Положение холопов было очень тяжелым. Холопом считался человек, который был лишен всяческих прав по отношению ко всем другим группам населения. Имущественное положение холопа также было бесправным, все, чем он владел было собственностью господина. Личность холопа со стороны государства не защищалась. Господин мог продать его, нанести побои и даже убивать своего холопа, при этом не нести никакую ответственность перед государством. В том случае, если будет убит чужой холоп, было необходимо возмести стоимость данного холопа его господину как за истребление чужой собственности. В Русской правде также были предусмотрены стоимости холопов, которые оценивались в зависимости от значимости от 5 до 12 гривен. В суде холоп выступать не мог. Если какой-либо участник судебного процесса ссылался на слова холопа, он непременно должен был об этом повестить суду. Холопом мог стать человек, если он продаст себя в рабство или свою семью, родиться от холопа, жениться на рабе, поступит на службу к господину без оговорки о свободном статусе, будет взят в плен, совершит преступление, ответственность за которое предусматривало превращение в холопа или превратиться в злостного банкрота. Также в холопа могли превратиться закупы, которые пытались убежать от господина или совершили кражу. Холоп не имел собственности. Если он обманным путем вступал в какую-либо сделку, то имущественную ответственность нес его господин. При отказе господина отвечать за сделки своего холопа, последний переходил в собственность пострадавшего. Если посторонний человек вступал в гражданско-правовые отношения с холопом, зная, что он холоп, то закон отказывал такому человеку в защите. Согласно Русской правде холопы были не каким-то особым сословием, они не считались даже людьми, холопы были вещью господина, его собственностью равнозначными рабочему скоту.

После того как к власти пришел царь, стало ясно, что Русь нуждается во всестороннем обновлении. Крупнейшим событием середины XVI века стало принятие нового Судебника. Важнейшие дела в государстве подлежали суду самого царя, о чем свидетельствует первая статья Судебника, в которой говорилось: «Суд царя и великого князя..» В то время Русь не имела независимых от государственного управления судебных органов, это и не представлялось возможным. Всякий высокопоставленный чиновник считался одновременно и судьей. Верховная власть, не забывшая народного возмущения, закрепила в Судебнике ответственность за должностные преступления. Кроме боярского суда сохранился как пережиток прошлого «суд Божий». Что же касается крестьян, то стоит отметить, что их зависимость с принятием Судебника 1550 года усилилась – отныне земледелец именовался государем «мужика» и нес юридическую ответственность за преступления, которые совершали его подчиненные.

Судебник 1550 г. в истории получил название Царского судебника. Он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нём отразились все изменения в российском законодательстве в период с 1497 по 1550 г., а также расширяется круг регулируемых центральной властью вопросов, проводится определенно выраженная социальная направленность наказания, усиливаются черты розыскного процесса. Регламентация охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления - в него включаются холопы. Устанавливаются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются формы вины. Что касается крепостного права, то именно с принятием Судебника 1497 года, начинается прикрепление крестьян к земле

Положение изменилось в 1607 году, когда в свет вышел Указ Шуйского. Данный акт рассматривался в боярской думе и был составлен в целях борьбы с крестьянским движением. Безо всякой шаткости указ объявляет всех частновладельческих крестьян, записанных за своими господами в писцовые книги 1592 года крепкими. Далее тот же закон устанавливает:

1) на беглых крестьян и холопов 15 лет сыска;

2) вводит десятирублевый штраф за принятие беглого;

3)увеличивает “пожилое” до 3 рублей в год, вкладывая в это понятие новый смысл – теперь, это не плата хозяину при выходе крестьянина, а штраф за держание у себя беглого;

4) разрешает нанимать чужих крестьян на временную работу только с ведома господина, которому принадлежит крестьянин;

5) устанавливает обязательный сыск крестьян. Этот закон действовал очень долго.

Следующим нормативно-правовым актом, устанавливающим правовое положение крестьян стало Соборное уложение. Помимо порядка избрания и почитания личности царя, Соборное Уложение содержало целый ряд норм, которые были направлены на урегулирование важнейших отраслей государственного управления. Если сравнивать нормы права, закрепленные в Соборном Уложении с современными нормативно-правовыми актами, то условно можно назвать правовые основы Уложения административными. Наиболее существенными для современников эпохи Соборного Уложения были следующие нормы права: прикрепление крестьян к земле, которое регулировалось главой 11 «Суд о крестьянах»; посадская реформа; перемена статуса вотчины и поместья; установление режима въезда и выезда; регламентация работы органов местного самоуправления.

Таким образом, все перечисленные положения составляли основу административно-полицейских преобразований.

Смена царя вызвала надежду на облегчение, но этого не последовало. Наоборот налоговые выплаты и сборы увеличились и их число все росло и росло. Доведенные до крайности подданные начинали прибегать к разным уловкам, либо вообще убегали с насиженных мест. Бежали куда угодно – в Сибирь, в Польшу, в казаки, благо правительство пока не решалось ввести сыск беглых. Великий император Петр I совсем с иной точки зрения подходил к крепостничеству. К примеру, В 1714 году Российский император Петр I издал

«Указ о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах», который внес значительные изменения в порядок наследования в России. Император полагал, что раздел имущества непременно уменьшает экономическую ценность всего имущества и отягощает крестьян. Кроме того, чем больше в семье происходит делений, тем более бедными становятся знатные фамилии, а крестьяне и вовсе остаются без какого-либо имущества. Большинство так называемых богачей были разорены, и это стало ценой, которые заплатили русские предприниматели за победу в Северной войне. Денежные и натуральные платежи, рекрутчина, тяжелые подводные и постойные повинности дестабилизировали народное хозяйство, привели к обнищанию, бегству сотен тысяч крестьян. Усиление разбоев, вооруженных выступлений, наконец, восстание К. Булавина на Дону стали следствием безмерного податного давления на крестьян.

В 1767 году в Москве собрались депутаты от всех сословий (за исключением крепостных крестьян духовенства), с тем, чтобы начать выработку нового Уложения. Екатерининский «Наказ» стал для них руководством. Большую часть его статей Екатерина заимствовала из книги французского философа Монтескье «Дух законов» и трактата итальянского юриста Бекарриа «О преступлениях и наказаниях».

Одним из важных персонажей истории России XIX века является российский император Александр I, политика которого отличалась достаточной продуманностью и четкостью. Во время его правления создается так называемый Негласный комитет, в состав которого вошли молодые и эмоциональные друзья императора – Николай Новосильцев, Виктор Кочубей, Павел Строганов и Адам Чарторыйский. Основной задачей, которую должен был разрешить комитет, была разработка схем внутренних реформ. В разрешении данного вопроса большую помощь оказал близкий советник царя – Михаил Сперанский, который сам лично подготовил проекты ряда реформ. Цель ставилась одна – привести Россию к свободе и приблизить ее к восхищенным английским устоям. К сожалению лишь малая доля всех задуманных государем преобразований было притворено в жизнь. Основными причинами этого стало длительное состояние российского общества в крепостном праве и не готовность страны к революционным переменам.

Список использованных источников и литературы

https://studopedia.org/8-233095.html

https://studfiles.net/preview/5677438/page:39/

Просмотров работы: 1247