Культурная политика России XVIII века и ее влияние на мировую культуру - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Культурная политика России XVIII века и ее влияние на мировую культуру

Тарасов  В.Р. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ) Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История культуры России распадается на два неравных, резко ограниченных периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи преобразований Петра Великого, и новый, обнимающий собой два последних столетия.

В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти Запада, медленно , но непрерывно вырабатывался оригинальный тип искусства, обещавший достигнуть высокого совершенства, но вдруг остановленный в своём развитии петровскими реформами.

Второй период ознаменован пересадкой к нам западноевропейского искусства. Но в это время передовые русские художники, под влиянием пробудившегося в русском обществе национального самосознания, стали гнушаться академической рутиной и устремились от подражательности чужестранным образцам к непосредственному воспроизведению действительности и к изучению художественной старины с целью положить ее в основу своего творчества.

XVIII век сыграл огромную роль в истории русской культуры. В начале века происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. В XVIII веке начинается приготовление к тому порядку вещей, который знаменует государственную жизнь России среди Европейских держав. Поэтому заимствование плодов европейской цивилизации с исключительной целью материального благосостояния становится недостаточным, является потребность в духовном, нравственном просвещении, потребность вложить душу в приготовленное прежде тело.

Актуальность проблемы, выбранной мною темы, заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни.

Применительно к современному времени, можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего западного. Русское искусство постепенно вступает на путь общеевропейского развития и освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического взгляда на жизнь. «Мирское» искусство приобретает общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании и развитии новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на русскую национальную традиции, накопленные за длительный предшествующий период культурно-исторического развития Киевской и Московской Руси, опыт древнерусского искусства. Именно благодаря этой глубокой преемственности

Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

Общая оценка русской культуры 18 века

О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

- первая четверть века, связанная с реформами Петра;

- эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

- последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем учи­лось лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных шко­лах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобла­дали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матро­сов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были аз­бука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Ариф­метика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее рано воз­никшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспом­ним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной муд­рости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдат­ских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в.— это закрытые дворян­ские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерий­ской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Вол­ковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектак­лях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпус­калось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «обще­ственного призрения» — больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками гра­мотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурман­ские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учеб­ных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. чело­век, они играли важную роль в подготовке специалистов, в ко­торых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через универси­теты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который фор­мально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского уни­верситета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости»,имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и на­учные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Необходимо трезво оценивать результаты развития просве­щения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а кре­стьянский и мастеровой люд страны в массе оставался негра­мотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афиширован­ная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе» . Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это осо­бенно наглядно видно на примере М. В. Ломоносова.

Театр

3.1. Развитие придворных театров.

К началу XVIII в. Россия не имела профессионального театра. Однако различные варианты сценического искусства были издавна известны русскому обществу. Речь идет о народном театре (скоморошьи игрища, кукольный театр, театр Петрушки). Уже с 1702 г. ведет свой отсчет русский общественный театр. В Москве, прямо на Красной площади, была отстроена «комедийная» хоромина на 400 зрительских мест. В качестве артистов была приглашена немецкая труппа Иоганна Кунста. В четырехлетней истории этого театра (он прекратил существование в 1706 г.), как и во многих других культурных экспериментах этого времени, было немного удач и много несообразностей. Но история шла своим чередом. И новые опыты театрального дела не заставили себя ждать. Точнее, они шли уже почти непрерывной чередой, прокладывая себе дорогу в российскую культурную жизнь различными путями. Впервые годы XVIII в. постановок при дворе не было. Они возобновились в 1706 г. и проводились в двух подмосковных селах – Преображенском (в палатах сестры Петра – царевны Наталии Алексеевны) и в Измайлове (во дворце Прасковьи Федоровны – вдовы царя Ивана).

После основания Петербурга и переезда в него Наталии Алексеевны, придворный театр был организован и в северной столице (именно с него и берет начало петербургская театральная история). Спектакли были любительскими и ставились силами самих придворных. Зато аудитория этого театра с самого начала была достаточно широкой для своего времени – на представления допускались все желающие из числа дворян. А спустя несколько десятилетий, при Елизавете Петровне, придворные спектакли даются уже не только для дворянской публики, но идут как общедоступные. Положение это закрепляется указом 1751 г., дозволяющим посещать представления придворного театра всем «прилично одетым людям».

3.2. Профессиональный театр в Российской империи.

В первой половине XVIII в. эта форма театрального дела была представлена труппами иностранных актеров (немецких, итальянских, французских), приглашавшихся в Россию и последовательно сменявших друг друга. Первая из таких трупп появилась в Москве в 1702 году. В 1706 г. она покинула Россию. Последовал перерыв, а затем, с начала 20-х гг. иностранные артисты снова появляются в столицах. Причем наиболее часто и охотно приезжают немецкие труппы. Впрочем в 30-40 гг. в России работают также итальянцы (оперно-балетный театр, «комедия масок») и французы (труппа Сериньи). Время для появления первого русского профессионального театра приспело к середине столетия. Такой театр открывается в Петербурге в 1757 г. основу его труппы составляют ярославские артисты во главе с Ф.Г. Волковым. Сложнее обстояло дело с организацией аналогичного театра в Москве. Русский публичный театр был создан здесь в 1759 г. на основе университетской любительской труппы. Он не имел государственной дотации и просуществовал недолго. В последующие годы организацией общедоступного русского театра в первопрестольной занимаются многие русские и иностранные антрепренеры. Но по-прежнему на основе частной инициативы. Так или иначе, но такой театр в Москве уже не прекращает своего существования (артистов для него готовили университет и Воспитательный дом).

3.3. Любительские театры.

Если профессиональный русский театр с трудом становился на ноги в Москве, то еще меньше условий для его возникновения имелось в русской провинции середины XVIII века. Здесь в это время обходились полупрофессинальными и любительскими формами театрального дела, о которых будет сказано чуть позже. Однако в конце века ситуация меняется. По крайней мере десяток российских провинциальных городов обзаводится постоянными общедоступными театрами. Но география российского театрального искусства отнюдь не ограничивалась столь небольшим кругом городов. Куда более широкое распространение в провинции получили другие формы театрального дела. Одной из них являлся городской полупрофессиональный демократический театр. Первые его шаги в России связаны со столицами. По своей суш демократический театр (как и балаганный) принадлежал к скоромошьей традиции, «народной потехе», трансформированной и приспособленной к реалиям российской жизни XVIII в. и к новым социальным группам русского города этого времени. Репертуар его состоял из драматических произведений и инсценировок переводных романов и повестей. В 20-30-х гг. первые такие полупрофессиональные театральные коллективы возникают в городской среде Петербурга и Москвы.Однако большинство таких трупп сохраняло свой промежуточный статус. И география их в конце столетия могла быть заметно шире, чем у профессионального театра. Очевидно, многие губернские центры в это время уже имели подобные театры.

3.4. Расцвет русского театра во второй половине XVIII века.

Интерес к любым театральным зрелищам был свойственен русской публике. В 70-е гг. единственным русским театром в столице был придворный театр, горожане фактически были лишены возможности бывать на спектаклях. В 1779 г. наЦарицыном лугу начал работать первый частный театр в России, его актерами были воспитанники Воспитательного дома. Вначале театр содержал К. Книппер, а с 1782 г. его возглавил выдающийся актер и режиссер И. А. Дмитревский. В этом театре состоялись первые представления комедий Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Театр Дмитревского был закрыт в 1783 г. С этого времени петербургский театр целиком оказался в ведении правительства. Театральные постановки шли в государственном Большом (Каменном) театре и в Деревянном театре наЦарицыном лугу. Русская труппа давала представления для дворянской аристократии на сцене придворного Эрмитажного театра. Екатерина II, равнодушно относившаяся к музыке, проявляла внимание к театру и даже писала пьесы. В Москве в 1780 г. был открыт новый театр, получивший название Петровского, так как находился на углу Петровки и Петровской площади (фактически на месте современного Большого театра). Театр вмещал до 1,5 тыс. зрителей и рассчитан был на смешанную публику – дворян, купцов, разночинцев.

Известность получили театры Н.П. Шереметева в Кусково и Останкино, Н.Б. Юсупова в Архангельском и Москве, Н.Г. Шаховского в Нижнем Новгороде, СМ. Каменского в Орле. Театральная жизнь получает развитие в провинции. В Тамбове, Калуге, Туле, Пензе, Воронеже Харькове и других городах создаются губернские и любительские театры. В 60–90-е гг. шел процесс становления национальной драматургии; происходили большие перемены в репертуаре русского театра. Наряду с «классическими» пьесами ставятся так называемые «слезные» комедии и «мещанские» драмы, написанны: М.М. Херасковым, В.И. Лукиным, М.И. Веревкиным. Значительным шагом на пути демократизации русского театра стали комедии Фонвизина. Сатирическая тема получила достойное продолжение в комедии В.В. Капниста «Ябеда». Лучшие образцы политической трагедии с ярко выраженными тираноборческими настроениями были созданы Н.П. Николевым («Сорена и Замир») и Я.Б. Княжниным («Росслав», «Вадим Новгородский»). В 70-е годы возникает русская комическая опера, которая стала одним из самых любимых и демократических театральных жанров. Большой популярностью у публики пользовались комические оперы на крестьянские темы: «Анюта» М.И. Попова, «Розана и Любим» Николева, «Мельник-колдун, обманщик и сват» A.A. Аблесимова, «Несчастье от кареты» Княжнина, и др. Музыку к комическим операм писали русские композиторы Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, М.М. Соколовский. Успеху комической оперы способствовали увлекательный сюжет, доступность музыкально-драматической формы разговорной речи.

Музыка

4.1. Русская светская музыка 18 века – ассамблеи, салоны, маскарады, зарождение романса.

При императорском дворце, а затем и в домах вельмож, появились первые инструментальные капеллы. Знать и аристократы организовывали открытые музыкальные вечера, так называемые «ассамблеи», которые мог посетить любой желающий. Прославились на весь Петербург концерты, проводившиеся еженедельно в доме тайного советника Бассевича. На них представляла репертуар европейских композиторов 18 века капелла герцога Голштинского. По негласному правилу молодым дворянам вменялось обязательное посещение ассамблей. Там они могли не только слушать музыку, но и общаться, танцевать и даже играть в карты.

В салонах и аристократических домах развивалось любительское (или «салонное») музицирование. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, клавикордах, сочинялись и исполнялись лирические канты, так называемые «арии» – прообразы будущих романсов.

Именно с  распространением любительского («салонного») музицирования в русской музыке 18 века тесно связано развитие так называемой камерной музыки. Самыми популярными на домашних концертах были различные танцевальные пьесы – менуэты, полонезы, экоссезы, аглезы, контрдансы и другие. Не меньшей любовью пользовались и вариации на темы народных песен. Большое количество таких вариаций для скрипки написал и издал первый композитор  И.Е. Хандошкин (1747–1804).

В середине 18 века в русской музыке века возник еще один уникальный «салонный» жанр – российская песня. Эти песни, по стилистике и исполнению очень похожие на лирические канты и будущие романсы, создавались на стихи русских поэтов, таких как А. Сумароков, Г. Державин, Н. Львов и другие.

Первые российские песни были изданы в сборнике «Между делом безделье», принадлежащего перу государственного деятеля и ученого Г. Теплова. Другие известные авторы российских песен – И.А. Козловский и скрипач-любитель М.Ф Дубянский.

Помимо ассамблей, Петр I учредил также придворные маскарады, торжества и пиршества с музыкой. Специально для царского дворца он выписал из-за границы группу иностранных музыкантов и певцов. В 1690-х годах царь утвердил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – шутовской «орден», пародирующий своей деятельностью католическое и православное богослужение. Собор просуществовал более 30 лет. Все годы вдохновителем и организатором «ордена» был Петр I.

4.2.Возникновение русских военных духовых оркестров в 18 веке.

После реформ армии в 1699 и 1705 годах в каждом полку появился свой оркестр, состоящий по большей части из труб, гобоев, литавр, валторн и барабанов. В связи с победами русского оружия в солдатской среде зародился новый жанр в отечественной музыке 18: «панегирический кант» – приветственный гимн на три голоса с бравурными трубными мелодиями (иногда его называли виват-кант – со слова «виват!» («да здравствует!») начинался кант, посвященный окончанию в 1721 году Северной войны). Часто виватические канты слагались в честь императора и его полководцев. Виват-канты породили особую поэтику, сопоставимую содической, которая достигла своего расцвета в хоровых концертах, кантатах и ораториях в русской музыке конца 18 века.

«Любимая дочь русского народа» Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, продолжала прогрессивные реформы своего отца, особенно в области культуры. Ее эпоха вошла в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.

4.3. Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и бальный оркестры.

В 1763 году императрицей организована Придворная певческая капелла. Ее выпускники — первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский — полностью реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности русского многоголосного пения с достижениями прогрессивных европейских музыкантов.

Первый русский композитор-классицист Д.С. Бортнянский (1751-1825), вернувшись из заграницы после обучения у итальянских профессоров, был назначен капельмейстером (директором) Придворной певческой капеллы. Именно при Бортнянском музыканты капеллы достигли новых вершин творчества. Сам композитор прославился как автор опер на французский текст, квинтетов, концертных симфоний и большого количества сонат и пьес для фортепиано.

Параллельно с певческой капеллой при дворе существовал особый оркестр, играющий только для императорских и приближенных к ним особ. Из среды придворного оркестра выделились такие талантливые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:

на исполнителей оперно-симфонической

и бальной музыки.

Исполнители оперно-симфонической группы принимали участие в театральных постановках, а исполнители бальной музыки играли популярные в то время мелодии на торжествах, пиршествах и балах.

4.4. Запись нот музыки в 18 веке.

Развитие книгопечатания позволило в 1730 году впервые в стране воспроизвести с гравировальных досок ноты на бумаге, а в 1766 году изобретатель С.И. Башковский разработал способ наборного воспроизведения нот. Теперь в российских типографиях возможность делать нотные записи народных песен.

Были отпечатаны первые сборники фольклорных песен – «Собрание русских простых песен с нотами» певца и гусляра В. Трутовского, «Собрание народных русских песен с их голосами» поэта и фольклориста Н. Львова и чешского композитора И. Прача.

4.5. Темы и жанры русской профессиональной музыки 18 века.

Профессиональные музыканты при написании своих произведений – опер, симфоний, увертюр, вариаций – часто использовали народные мотивы в своих работах. Поэтому сборники фольклорных песен сыграли значительную роль в творчестве первых русских композиторов.

Но все же народные песни чаще всего использовались в комических операх, которые в век просвещенного абсолютизма стали самым популярным жанром в русской музыке 18 века. (Знакомство же с первыми операми произошло еще в 30-е годы 18 века, в эпоху царствования Анны Иоанновны, но эти оперы не получили широко распространения. В частности, из-за того, что они исполнялись на французском или итальянском языке. Русской музыке 18 века требовался новый жанр —  национальная опера.

4.6. Первые русские национальные оперы.

В 1755 г. на российской сцене была поставлена первая опера, написанная на оригинальный русский текст и исполненная только русскими артистами, под названием «Цефал и Прокрис». Музыку написал знаменитый в то время композитор неаполитанской школы Ф. Фрайя, либретто (текст) – «придворный» драматург-классицист А.П. Сумароков.

Другие первые русские оперы – это «Мельник – колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты» и «Скупой» В. Пашкевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина.

Популярным автором русских опер  был Е. Фомин (1761–1800) – первый русский композитор-трагик. Он написал оркестровую увертюру к мелодраме «Орфей и Эвридика» (1792) на текст Я. Княжнина, которая оказалась первым примером русской драматической симфонии. Вообще, мелодрама «Орфей и Эвридика», по мнению музыкальных критиков, является«самым величественным памятником русского музыкального театра» той эпохи.

Литература

5.1.Сатирическая журналистика.

«Сатирическое направление», которое, по определению Н. А. Добролюбова, было ведущим в русской литературе XVIII в., не ограничивалось предписанными классицизмом жанрами стихотворной сатиры и комедии. Оно получило широкое развитие в журнальной прозе, выдвинув периодические издания в самый центр общественной жизни и политической борьбы эпохи. На рубеже 1770-х гг. журналист впервые стал в России ключевой фигурой, а публицистика - важнейшим видом литературы.
Екатерина II, правившая с 1762 по 1796 г., считала себя просвещенным монархом, гордилась своей перепиской с Вольтером и французскими энциклопедистами. Литературу она рассматривала как  мощное средство воспитания подданных  и пропаганды политики властей. Императрица  сама была плодовитым писателем-сочиняла пьесы, повести, политические трактаты, труды по истории; интересны автобиографические «Записки», охватывающие лишь первую половину ее жизни.

Важную роль Екатерина  отводила сатирическим жанрам. В комедиях 1770-х гг. «О, время!», «Госпожа Вестникова с семьею» и др. представлены необразованные провинциальные дворяне. В «Обманщике» (1785) выведен авантюрист граф Калиостро, обирающий доверчивых россиян; комедии «Обольщенный», «Шаман сибирский» (1786) направлены против масонов.
В 1769 г. Екатерина II инициировала издание журнала «Всякая всячина», призванного высмеивать мелкие недостатки воспитания, необразованность средних  кругов общества, погоню за модами и  т.д. Следовать своему примеру она  призвала и других писателей, разрешив всем желающим выпускать аналогичные  журналы.

Одним из первых стал Николай Иванович Новиков (1744-1818), который начал издавать журнал «Трутень», сразу вступивший в полемику со «Всякой всячиной». Новиков предложил  свое видение сатиры - как гораздо более сильного общественного лекарства. Сатира становится инструментом социальной критики, в «Трутне» звучит не только ирония в адрес бездумно подражающих всему французскому молодых людей, но и обличение крепостничества (эпиграф к журналу взят из притчи А. П. Сумарокова «Они работают, а вы их труд ядите»), взяточничества, консерватизма правительства. Немало стрел Новиковым выпущено в адрес Екатерины II-императрица обвиняется в лицемерии, в неисполнении обещаний проводить прогрессивные реформы и т.д. Со страниц «Всякой всячины» «Трутень» не раз получал «выговоры» и в конце 1769 г. был закрыт.

В 1770-1774 гг. Новиков издает журналы «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», в которых во многом продолжает линию «Трутня». Здесь разрабатываются  темы разорения помещиками крестьян, ханжества духовенства, пренебрежительного отношения дворян к своей родине.

5.2. Театр классицизма.

Высшим жанром классицизма  считалась трагедия. Она должна была быть написана в стихах и строилась на правиле «трех единств времени, места и действия. Основой конфликта трагедии было столкновение долга и чувства. Трагедия писалась высоким штилем, героическим добродетельным персонажам противостояли злодеи, попиравшие нормы морали и общественные законы. Образцы жанра дали французские трагики XVII в.-П. Корнель и Ж. Расин. Большинство сюжетов они черпали в античной истории.

Создателем высокой классицистской трагедии в русской литературе стал Александр Петрович Сумароков (1717-1777). Он ориентировался на французских трагиков, однако строил большинство своих пьес на русском историческом материале. В его произведениях правитель-деспот противопоставлен подданным, которых он вынуждает страдать. Таков Синав из трагедии «Синав и Трувор» (1750). Гостомысл обещал ему свою дочь Ильмену в жены за спасение Новгорода. Но девушка любит брата Синава Трувора. Не желая противиться воле правителя и не в силах отказаться от своей любви, Трувор и Ильмена кончают жизнь самоубийством.

В трагедии «Димитрий Самозванец» (1770) изображается борьба добродетельных и любящих отечество русских вельмож против тирана, захватившего русский престол и унижающего достоинство граждан. Димитрий Самозванец нарисован только черной краской, его противники-только светлыми, что характерно для образной системы классицизма.
Всего Сумароков написал  девять трагедий. Во всех них изображен  конфликт между долгом и страстью, соблюдаются три единства, количество героев сокращено до минимума. Одно время он также был директором Российского театра и лично занимался  постановками и обучением актеров. Его опыт трагика развивали В. И. Майков, А. А. Ржевский, Н. П. Николев и другие драматурги. Резкую тираноборческую трагедию «Вадим Новгородский» (1789) создал зять Сумарокова Я. Б. Княжнин. Из-за республиканского пафоса ее тираж был уничтожен по приказу Екатерины II.

5.3.Век Просвещения.


Идеология XVIII в. предполагала рационалистический взгляд на человека, природу и общественное устройство. Каждому сословию предписываются определенные роли и обязанности, литература была призвана воспитывать и учить людей исполнению их долга. Так, например, самый яркий писатель петровской эпохи Феофан Прокопович в своих речах и проповедях разъяснял различные аспекты государственной политики. Он выступал со «Словами» о строительстве российского флота, о важных указах Петра I, призывал двигаться дальше по пути просвещения и цивилизации, выступал против дикости и невежества староверов и консерваторов.

Рациональному мировоззрению  в литературе соответствовал стиль  классицизма. Окончательно сформировался  он во Франции в XVII в. и свое закрепление  нашел в «Поэтическом искусстве» Н. Буало (русская адаптация А.П. Сумарокова - «Хотящим быть писателями», 1748). За образец классицизм брал искусство античности с его культом соразмерности и отточенной формы, продуманной композицией, устоявшимся набором сюжетных ходов и приемов описания.

Стиль произведения в классицизме подчинялся его  основной задаче, которая диктовала особые приемы для изображения высоких и низких сюжетов. Литература была дидактичной и понимала принцип правдоподобия не как отражение реальной действительности, а как показ идеальных образцов, которым полагалось следовать (мир представал не таким, каков он есть, а каким должен быть).

Классицизм предполагал, что каждой теме и задаче соответствует  свой жанр и стиль литературы, освященный именами великих писателей прошлого. Воспевать государей и победы в войне следовало в одах, примеры  которых дали древний грек Пиндар и француз Малерб. На них равнялись русские одописцы. О героической истории своей страны надо сочинять пространные эпические поэмы, подражая Гомеру и Вергилию, - так историю короля Генриха IV описал в «Генриаде» Вольтер, а М.М. Херасков воспел покорение Казанского царства Иваном Грозным в «Россиаде».

Постепенно русская поэзия жанр за жанром осваивала опыт мировой литературы. Самым универсальным было творчество Сумарокова, который писал и оды, и басни (притчи), и сатирические послания, и песни, и эпиграммы, и драматические сочинения, был критиком, теоретиком, издавал первый частный русский журнал «Трудолюбивая пчела» (1759). Хуже дело обстояло с художественной прозой, которая в системе классицизма считалась «второсортным» литературным родом.

5.4.Реформа  русского стиха.

Насущной проблемой  развития отечественной словесности  становится в XVIII в. создание новой системы  стихосложения, способной обслуживать  возросший стилевой и жанровый диапазон новой литературы. В русской ученой поэзии господствовала пришедшая из Польши силлабическая система, основанная на равенстве строк по числу слогов, постоянной цезуре и женской рифме. Для народной поэзии был характерен тонический стих, построенный на упорядоченности  количества ударений в строке.

Общий  смысл реформы русского стиха  сводился к соединению двух этих систем -книжной силлабической и народной тонической - в единую силлабо-тоническую.

Начало реформе  положил Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), заложивший основы научного стиховедения в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735).

Тредиаковский сформулировал  принципы силлабо-тонической системы  стихосложения. Предлагая мерить стих не слогами, а стопами, он ритмизировал только 11-ти и 13-ти сложники, отрицая при этом трехсложные размеры, а из двухсложных отдавая предпочтение хорею.

Тредиаковскому  принадлежит перевод аллегорического  романа Д. Барклая «Аргенида», Псалтири и романа Ф. Фенелона «Приключение Телемака», который Тредиаковский переложил античным гекзаметром, сделав из него эпическую поэму «Телемахида». Роковыми недостатками «Телемахиды» были манерность, стилистическая пестрота, многословие, запуганность синтаксиса. Все это сообщало его поэтическим опытам характер гротеска. В результате «Телемахида» сделалась мишенью для насмешек: при дворе в качестве наказания от виноватого требовали выучить шесть строк из «Телемахиды».

В полемику со смелым преобразователем стихосложения вступил  известнейший в ту пору русский стихотворец  Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), автор  прославленных «Сатир», написанных классическим силлабическим стихом.

В присланном им за год до смерти из Парижа «Письме  Харитона Макентина <анаграмма имени  Антиох Кантемир> к приятелю о сложении стихов русских» он старался доказать жизнеспособность силлабики. Кантемир писал лирические песни, басни, оды, послания, делал переводы из Анакреонта, Горация и Вольтера. Однако основным жанром поэзии Кантемира является сатира - «такое сочинение, которое, забавным слогом осмеивая злонравие, старается исправить нравы человеческие». Всего ему принадлежит восемь сатир, создавая которые, Кантемир следовал за образцовыми авторами - Горацием и Буало.

Кантемир осмеивал опасные человеческие пороки: невежество и ненависть к просвещению, корыстолюбие и взяточничество судей, спесивость (высокомерие) аристократа, гордящегося знатным происхождением, но не способного к труду на благо Отечества. Кантемир был ярым сторонником европеизации России и преобразований, совершенных Петром I. В сатирах он обличает врагов новизны и просвещения.

Архитектура

6.1. Первая треть 18 века. Барокко.

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.

В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.

В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

6.2. Середина 18 века. Барокко и рококо.

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.

Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.

Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

6.3. Конец 18 века. Классицизм.

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.

На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Скульптура

Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII в., но тем блистательнее был её взлёт в следующий период. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле.

Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.

Интерес к “героической античности” влияет и на выбор богов и героев: на смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского эпоса.Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – идеально прекрасное, гармонически ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной, архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.

В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба.

Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать одно очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей русской пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре или её жанра: она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и классицизма, барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения классицизма.

Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания. В русском классицизме нет также безусловного и жесткого приоритета разума над чувством, эмоциональность образа всегда напоминает о живой связи с барокко. Кроме того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской пластики второй половины XVIII в.

Живопись

8.1. Жанровая живопись.

С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест. Вместе с тем это очень своеобразное явление. В целом для русского искусства характерно позднее появление и незначительное распространение жанра. Одна из причин этого, по-видимому, недостаточное развитие буржуазного начала в русской жизни в отличие от Запада, где идеи профессиональной или семейной корпоративности гораздо раньше породили групповой портрет, семейные и массовые сцены.

На фоне многочисленных полуэтнографических, или костюмных, как их называли тогда, зарисовок, выполненных иностранными художниками, путешествовавшими по России, выделяются произведения Михаила Шибанова (дата рож д. неизвестна-ум. после 1789) и Ивана Ерменева (1746/49 - ум.после 1792). «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777) Шибанова по сюжетам весьма близки к указанным произведениям иностранцев, но представляют собой большие полотна, выполненные в технике масляной живописи. Система композиционного построения и особенности колорита сближают их с господствовавшим в Академии историческим жанром. В «Свадебном договоре» Шибанов показывает один из самых торжественных моментов в жизни крестьянства, привлекательность национального типажа, красоту народной одежды. В «Крестьянском обеде» он старается подчеркнуть чинную атмосферу происходящего, патриархальность семейных отношений, миловидность молодой матери, кормящей младенца. Конечно, не следует рассматривать эти полотна в качестве иллюстрации типичных обстоятельств жизни русского крестьянства, в которой несомненно преобладали более тяжелые и прозаичные стороны. Вместе с тем не стоит упрекать художника в идеализации и поверхностном отношении к действительности. Подобно другим мастерам XVIII в., показывая приглядные стороны, он тем самым утверждает не только эстетическую, но и нравственную ценность, человеческое достоинство своих персонажей. Сам факт, что крестьянское бытие становится объектом картины, имеет большое значение в плане общей эволюции русской живописи. Несколько особняком стоит творчество другого крупного жанриста - И.А. Ерменева. Многие обстоятельства его жизни до сих пор остаются загадочными, как и внутренний подтекст его несколько необычных произведений. Сохранилась графическая серия, изображающая нищих слепцов, скитающихся по российским просторам. Иногда они показаны вдвоем, иногда с маленькими поводырями, иногда на базаре, где, собравшись в кружок, поют вокруг чашечки для подаяния. Акварели поражают глубоким противоречием жалкого рубища и тончайших голубоватых, розовых и серых цветов, использованных для его изображения. Персонажи Ерменева не просто жалки или несчастны. Мощное телосложение придает фигурам, рисующимся на фоне высокого неба, неожиданно грозную монументальность. Исполненные большой эмоциональной силы, они символизируют общественное неблагополучие. Нищие несут свое бремя стоически - с горестным аскетическим достоинством и театрально-риторическим воззванием к совести человечества. Трудно сказать, кого они изображают - обездоленных крестьян, рассеянных по России после разгрома пугачевского восстания, слепых певцов-сказителей или калик-перехожих, положение которых неизменно вызывало в народе сострадание и уважительную помощь. Возможно, что слепота персонажей призвана олицетворять невежество - главное препятствие, которое видели просветители на пути к прогрессу. Во всяком случае по эмоциональной заостренности произведения Ерменева несомненно созвучны той волне социального сентиментализма, которая нашла выражение в русской литературе, и свидетельствуют об одной из благородных гуманистических граней искусства второй половины XVIII столетия.

8.2. Пейзажная живопись.

Наиболее яркими представителями пейзажной живописи второй половины XVIII в. являются Ф.Я. Алексеев (1753/54-1824) и Сем. Ф. Щедрин (1745-1804).

Семен Щедрин вошел в историю русского искусства прежде всего как автор изображений окрестностей Петербурга - Гатчины, Павловска и Царского Села. Его лирические наклонности вполне отвечают характеру английского или, как его еще называют, пейзажного парка - нарочито естественно раскинувшегося среди озер и протоков, с живописными островами, украшающими их дворцами и павильонами. Искусно находя различные точки зрения, художник варьирует излюбленные приемы: большое, свободно разросшееся дерево играет роль затененного первого плана, архитектура показана на втором, выдержанном преимущественно в желтовато-зеленых тонах. Голубые дали завершают эти виды, построенные по законам академической трехцветной схемы.

Любовно и чувствительно Щедрин передает позлащенную солнцем кудрявую зелень, миниатюрную прелесть листвы, розоватый песок, устилающий дорожки парка, хрупкую красоту цветов. Древние мосты и обелиски, руины колонн и театрально-игрушечные башни вступают в утонченный союз с вечно молодой природой. Мирный дым костров, облака, отражающиеся в тихой воде, величественно спокойные кроны деревьев создают ощущение идеального существования, далекого от бренных хлопот реального бытия. Элегическое единение людей, неспешно любующихся дивными картинами природы, коровами и овцами, пасущимися у ленивых вод, и архитектурой, неизменно несет пасторальную окраску, типичную для сентиментализма.

Ф. Алексеев в начале своей деятельности обучался театральной декорации и для совершенствования в этом искусстве был направлен в Италию. Однако по возвращении в Петербург он отходит от этого занятия. Его пристрастием становятся виды морских городов. Увлекшись итальянской живописью (Белотто и др.), Алексеев сумел внести глубоко своеобразные черты в изображение Петербурга, явившись, по существу, родоначальником собственно картинного пейзажа в России.

В эти годы складывается целостный облик города, возникает прекрасная приморская столица - «северная Пальмира», как называли ее современники-поэты. В знаменитых видах Дворцовой набережной, показанной с разных сторон Петропавловской крепости, художник добивается гармонического единения ясной красоты новой архитектуры, высокого неба, вечно подвижной светлой глади Невы.

Строя свои пейзажи, Алексеев не прибегает к приемам откровенного панорамного или перспективного построения, как делали в первой половине века. В его произведениях перспектива, как правило, уводит зрителя по диагонали в глубину картины, причем точка схода остается при этом как бы за кадром. Этот прием, почерпнутый из арсенала театрального искусства и служащий там созданию натуралистической иллюзорности, усиливает в картине ощущение естественности и жизненной достоверности изображаемого. Живописная манера Алексеева всегда темпераментная и сильная. Колорит его отличается живостью, контрасты смелы и декоративны, детали точны и обдуманны, богато варьированная гамма создает физически ощутимое перетекание цвета.

В начале XIX в. Алексеев много путешествует, пишет виды провинциальных городов и Москвы. Старая столица с ее средневековой затененностью, древностями Кремля, многолюдной Красной площадью воспринимается им как совсем непохожий на европейский Петербург город. Ряд принципов, сложившихся в работе над московскими видами, художник переносит в поздние пейзажи Петербурга. Теперь его больше занимает передача красоты городских будней. Оживленные причалы и набережные, тяжело груженные парусники и деловая толпа сообщают полотнам повышенную жанровость. Однако это отнюдь не делает их прозаичными. Поэтичность - неотъемлемая черта Алексеева - переходит в новое качество.

8.3. Портретная живопись.

На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование.

Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей.

Происходя из рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще с детства. Его отец, Григорий Кириллович, в придачу к духовному званию, был известнейшим на Украине гравером, "справщиком" типографии Киево-Печерской Лавры. Просвещенный человек, поэт-любитель, он получил художественное образование на Западе. По семейной традиции, окончив семинарию и Киевскую духовную академию, сын помогал отцу в исполнении аллегорических программ для богословских диспутов. Его обучению "искусствам" суждено было продолжиться, когда для руководства живописными работами в строящемся по проекту Ф.Б. Растрелли Андреевском соборе в Киеве в 1752 году прибыл Алексей Петрович Антропов. Оба Левицких были у него "на подхвате". Оценив их старания, Антропов рекомендовал старшего на должность храмового ревизора - изымать иконы "неискусной резьбы", а младшего в 1758 году пригласил к себе в ученики.

Антропов был портретист - тому и учил. У Левицкого появились первые заказы: ремесло не только доставляло удовольствие, но еще и обещало кормить, а это было важно, поскольку в семье подрастала дочь. Впоследствии Левицкий станет самым "модным" художником - он будет буквально завален частными заказами. Уже по собственной инициативе, для "шлифовки стиля", он берет несколько уроков у мастеровитых иностранцев - Ж.-Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани. И в 1770 году пришел настоящий успех - за "Портрет А.Ф. Кокоринова" (1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в ней художник получил звание академика, а еще через год был приглашен вести портретный класс.

Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей.

Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры. Широким жестом вице-канцлер указывает на бюст императрицы, подчеркивая тем самым свое прямое отношение к событиям, способствовавшим вступлению Екатерины II на престол.

Левицкий воспевает добродетели "просвещенной монархини" в композиции "Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия" (1783). Аллегория здесь столь сложна, что художнику пришлось предпослать портрету пространное его описание: "Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя... В дали видно открытое море, и на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю".

Ранний - условно скажем, барочный - Левицкий еще "многословен". Для рассказа о человеке ему нужны "говорящие" атрибуты, дидактические жесты, освоенное вещами пространство. Среди портретов такого рода особенно интересен "Портрет П.А. Демидова" (1773)

Все эти скрытые смыслы люди XVIII века прекрасно понимали. Было ясно, например, что облака, омрачившие небо в детском портрете, намекают на появление первых страстей; что цветок в руке или на корсаже есть примета поэтической натуры, а роза отличается по эмблематике от полевого букета. Жизнь в ту эпоху риторических жестов и театральной условности как бы уподоблялась сценическому действу, и люди в своем бытовом поведении стремились соответствовать некой постоянной роли. Разрыв между "позой" и "натурой" будет осознан позднее; пока же и взыскуемый просветителями "естественный человек" органично существует в системе условных знаков.

Очень любопытной представляется серия из семи портретов "Смолянок" (1772-1776) - выпускниц Смольного института (Института благородных девиц), отличившихся в выпускных спектаклях. Левицкий написал эти 7 произведений таким образом, что они воспринимаются как единое целое.

Перед нами костюмированные портреты, но маски как бы впору моделям. Ребенок - воплощение "естественного человека", и эти барышни еще почти дети. Один из лучших в серии - двойной портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. Одетые в театральные костюмы юные актрисы играют в пасторали. Левицкий чутко улавливает индивидуальные особенности каждой из изображенных. Бойкая и шаловливая Хрущева, играющая кавалера, уверенно чувствует себя на сцене. Она с неподдельным удовольствием, легко и естественно ведет свою партию. Вторая героиня портрета, Хованская, совсем иная. Ее высокая, по-детски угловатая фигура в пышном кринолине кажется неловкой. Она напряженно замерла в указанной ей позе, и никакие ухищрения не могут заставить Хованскую быть кокетливой и жеманной, как того требует роль.

Левицкий, конечно, не был в полном смысле слова "человеком Просвещения". Это невозможно для художника второй половины XVIII века: слишком еще велика иерархическая дистанция между ним и моделями, слишком зависимо его положение от монарших милостей. При Екатерине Левицкий обласкан, при Павле, конечно, наоборот: ему приходится участвовать в унизительном разбирательстве по поводу заказанной императрицей серии портретов кавалеров ордена св. Владимира, которую ее преемник не желает востребовать и оплатить. Он пишет "слезницы" по инстанциям, "почтительнейше припадает к стопам", ведет себя согласно придворному этикету - и в то же время добровольно уходит с государственной службы в 1787 году (ссылки на плохое здоровье в прошении об отставке неубедительны - Левицкому в это время 52 года, и ему предстоит дожить почти до 90). Он вернется в Академию советником только в 1807 году при Александре I - точнее, его вернут, гуманно учитывая преклонный возраст, былые заслуги и нынешнюю необходимость кормить внуков. Но оставить "хлебное место" - разве это не жест, так же как отказ занять должность инспектора Академии, сулящую материальные выгоды? Левицкий может служить лишь тому, чему "всяк по своему сердечному намерению, расположению или действованию принадлежит". Так что индивидуальное самосознание пробуждается и укрепляется в нем, - как и в его героях: в Н.И. Новикове, Н.А. Львове, И.И. Дмитриеве, И.В. Лопухине и других.

Портреты "интеллигентов XVIII века" (название, конечно, не вполне исторически корректное - этот слой только зарождается) не образуют отдельного цикла в творчестве Левицкого. Но им запечатлен целый ряд людей, составивших славу русской и европейской культуры того времени - от идейного вдохновителя отечественной интеллектуальной элиты Дени Дидро (1773-1774) до "Неизвестного композитора" (1781). Возможно, с кем-то из них Левицкий состоял в одной масонской ложе (предположение не вполне доказанное, но вероятное), и причастность общему кругу идей определила трактовку образов, которая, как правило, предельно проста.

Никакого постановочного размаха, никаких риторических жестов: даже парик и парадная одежда не обязательны для философа. Но в лаконичных характеристиках Левицкий уже вплотную приближается к психологическим завоеваниям портрета следующего столетия.

Вплотную, - но не совсем. По точному определению искусствоведа А.М. Эфроса, "Левицкий отнюдь не опережал своего времени, а шел в ногу с ним". Подобно Державину в поэзии, он воплотил в живописи самый дух противоречивой эпохи - ее декоративную пышность и тяготение к рационалистическим идеалам, веру в просвещение и плотское, "нутряное" ощущение жизни. В его наследии можно обнаружить и почти рембрандтовские предвидения "портрета-судьбы" ("Портрет священника Г.К. Левицкого", 1779) и полуэтнографические опыты в духе пробуждающейся моды на национальное ("Портрет дочери Агаши в русском костюме", 1785);он умел быть блестяще-светским ("Портрет Анны Давиа", "Портрет Урсулы Мнишек", оба 1782) и лирически-проникновенным, особенно в женских изображениях ("Портрет М.А. Дьяковой", 1778), опровергающих расхожее в то время представление о женщине, как о существе "веселонравном, любящем только смехи и забавы"; наконец, ему не было равных в портрете парадном, в великолепии композиционных постановок. И строки из дифирамба, написанного И.Ф. Богдановичем по поводу "Портрета Екатерины II в храме богини Правосудия" - "Твоею кистью ты явил в Петровом граде бессмертных красоту и смертных торжество" - можно отнести ко всему его творчеству.

Портретная и историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.

8.4. Развитие искусства XVIII века.

Русское искусство прошло в течение одного столетия большой путь, осуществив важнейший для всего развития отечественной культуры переход от средневековья к новой стадии в развитии национальной культуры. Путь его становления и развития, как мы уже видели, был не прост. Став светским, оно приблизилось не только к внешнему облику модели, но и к ее внутреннему, образно-чувственному миру. Конкретная человеческая личность, живущая новыми научными и эстетическими представлениями о. мире, впервые нашла свое отображение в портрете - ведущей отрасли изобразительного искусства того времени.

Неизвестный ранее язык мирового искусства стал оружием отечественной культуры. Художественная аудитория была на первых порах относительно узка, ибо новое искусство развивалось преимущественно в Петербурге, в меньшей степени - в Москве. Однако распространение просвещения, предпринятое прогрессивно мыслящей частью нации, притягательная сила новизны, общий дух «мощного и деятельного», по выражению А.И. Герцена, XVIII столетия с каждым днем делали это искусство все доступнее и ближе большей части нации.

По своей прогрессивности, устремленности в будущее новое русское искусство объективно отвечало интересам нации в целом.

Во второй половине столетия новое искусство распространилось вширь и вглубь, обретая массовость, конечно, в тех границах, которые допускала структура общества. Образование центров культуры в губернских городах и дворянских усадьбах, имеющих пейзажные парки, украшенные скульптурой, крепостные театры, картинные галереи, собрания гравюр и художественных изданий, содействовало вовлечению в сферу нового искусства все более широких кругов.

В этом процессе самую активную роль играла художественная интеллигенция. Прогрессивные слои русского общества прекрасно осознавали свою ответственность в качестве просветителей нации. Еще с петровских времен они рассматривали собственный вклад в дело процветания отечественной культуры как высокий нравственный и профессиональный долг.

Искусство XVIII в. вовсе не замыкалось в узком кругу придворных и барских интересов. Своей многогранностью оно соответствовало реальной исторической ситуации, будучи не только ее порождением, но и реальной духовной силой, содействующей ее преобразованию.

Разумеется, взаимоотношения искусства XVIII в. с действительностью были глубоко специфичны. Русский художник XVIII в. отнюдь не находился в неведении относительно реальной обстановки в своей и других странах. Он творил в сложное время, переживая полосы надежд и разочарований, широковещательных обещаний, трагических уроков бироновщины и пугачевского восстания. Контрасты были разительными. На глазах целого поколения зрела и совершилась Великая французская революция. Русские художники, поэты, писатели и другие деятели культуры прекрасно знали европейскую ситуацию в ее социальных, культурных и профессионально-творческих аспектах. Они, разумеется, не были наивны или слепы. Но они действовали в рамках своего эстетического идеала, и их искусство отражало жизнь сквозь призму исторически обусловленных представлений. Эта призма фокусировала внимание не на общественном или частном неблагополучии, а на возможном в идеале преодолении его средствами добра, красоты и разума. Верное принципам просветительства русское искусство XVIII в. еще не указывает на порок с гневным порицанием. Однако оно совсем не бесстрастно и воспитывает душу иным способом - отсылая зрителя не к злу, а к добру, совести и разуму, иначе говоря, к идеально-гармонической модели мира. В этом сказывается не слабость искусства, а его благородная историческая функция.

Немалую роль в формировании этических основ русского искусства XVIII в. сыграло наследие культуры Древней Руси с присущим ей пониманием духовной функции искусства, привычкой к символическому и изначально позитивному отношению к изображаемому.

Глубокое своеобразие русской художественной ситуации не означало, однако, что русское искусство было изолировано от общего процесса европейского художественного развития. Наоборот, развиваясь быстрыми темпами, русское искусство уже с середины века шло в ногу с другими странами Европы. И роль XVIII века как зачинателя в системе художественного творчества нового времени очень существенна.

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и нау­ки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

.В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Список использованных источников

http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/russkaya-muzyika-18-veka-istoriya-zhanryi-vidyi-i-pervyie-kompozitoryi

https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/kultura_rossii_xviii_v/teatr_v_rossii_xviii_v/

Большая Бесплатная  Библиотека. Интересное о литературе. tululu.org (20.05.13);

Все Кратко. vsekratko.ru (21.05.13);

http://archirussia.com/istoriya-2/arxitektura-18-veka-v-rossii/

Тома и разделы по искусству XVIII в. в общих трудах по истории русского искусства и учебных пособиях.

История русского и советского искусства /Под ред. Д.В. Сарабьянова/. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 1989.

Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1999.

Карев А.А. Русское искусство XVIII века. Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство". М., 1995.

История русского искусства. В 2-х т. Учебник для художественных вузов. 2-е переработ. изд.: Т. 1. Искусство Х - первой половины XIX века/ Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева/. М., 1978.

Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 4. Искусство 17-18 веков. М., 1963.

. Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1968.

. Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования/ Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1973.

Д. Г. Левицкий. Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769-1770 гг. Ленинград, Русский музей.

Ф. С. Рокотов. Портрет В. Н. Суровцевой. Между 1785 и 1790 гг. Ленинград, Государственный Русский музей.

А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773 г. Москва, Третьяковская галлерея.

Просмотров работы: 954