Политика христианизации Руси - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Политика христианизации Руси

Дмитриев  Д.Е. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ) Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный ли он или подневольный, то есть, к человеку как таковому на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждавшую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу - прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества.
 Крещение Руси - историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно - итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.
В данной контрольной работе рассмотрено крещение Руси, а также его значение в истории России.

1.Первые христиане

В IX-X вв. в Восточной Европе складывается крупнейшее раннефеодальное государство Русь с политическим центром в Киеве.
 Этому периоду соответствовала так называемая языческая религия, которая явилась частью огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.
   Языческая религия выступала против порабощения славянства кем бы то ни было, в защиту его полной независимости. Между тем феодалам, владельцам крупных поместий - княжеским воеводам, военачальникам - тысяцким всё это не могло нравиться, особенно тогда, когда пример Византии, Греции, западных стран Европы,  воочию указывал, что другая религия, например христианская,  поддерживала развитие торговли, способствовала нового феодального способа производства и феодальных отношений.
    Были и другие обстоятельства, влиявшие на распространение  христианства среди восточных славян. Отдельные их группы исповедовали христианство уже с середины IV в., в частности в районе Херсонеса. Восточнославянская знать была заинтересована в установлении тесных торговых контактов с Византийской империей. Но входить в тесные деловые отношения с византийцами им мешала разность вер. Купец-христианин мог легко договориться со своим византийским единоверцем. Купец-язычник был лишён такой возможности. И та, и другая вера отрицательно относилась к подобным контактам.
 В середине 60-х годов русами пришлось испытать на себе несколько несчастий: неурожай и вызванный им голод, и затем и эпидемии (проказы, например); гибель большого флота в результате неудачного похода на византийскую столицу. Всё это бросило тень на языческих богов, которые, получив традиционные жертвоприношения, должны были, по мнению верующих, смилостивиться, противодействовать
 злым духам, не допустить несчастий. Когда эти надежды не оправдались, авторитет языческой религии и её богов сильно пошатнулся.
 Поиск новой веры становился всё более активным процессом. Христианство и христианский бог, так хорошо помогавший "своим", выглядел всё более привлекательным. Однако тут были и отрицательные моменты. Принятие "варварской" страной христианской религии и церковной иерархии подчиняло её политическому влиянию и культурному воздействию Византии с её уже устоявшимся государственным статусом. Руссы превращались, можно сказать, в вассалов Византии со всеми вытекающими отсюда последствиями ("вассальная зависимость"). Поэтому положение христианства было шатким ; оно не могло ещё пустить глубокие корни. Тем не менее, эти события называют первым крещением  Руси или Причерноморским крещением
 Вопрос крещения относится к 70-м годам IV века, и называется Киевским крещением. Оно произошло в 867-877 гг. и длилось, почти десять лет. Этому событию предшествовал неудачный поход киевских князей Аскольда и Дира на Византию (874 г.). Именно после этого похода  между Русью и Византией был заключён мирный договор. Греческий архиепископ посетил Киев, после чего последовало массовое крещение киевлян.
 В 882 г. в Киевской земле произошли крупные политические события, о чём пишет Нестор - летописец, автор "Повести временных лет".Новгородский князь Олег, убив Аскольда и Дира, захватил княжескую власть в Киеве. Олег был непримиримым противником христианства. Христианам пришлось уходить с насиженных мест, прятаться и скрываться.
 Славяне-язычники  принесли с собой и утраченные киевлянами после крещения верования. Заметим также, что несколько лет господства христианства  языческая вера конечно же не могла быть полностью уничтожена и забыта. Наверняка она имела поддержку среди части жителей, высказывавших недовольство  религиозной политикой Киевских правителей. Однако, потерпев поражение в качестве главной религии киевлян, христианство не исчезло совсем. Напротив, в IX в. и начале Х в. русская христианская церковь организационно оформлялась. Она считалась митрополией константинопольского патриарха и в церковном уставе  Льва VI числилась на 61 месте (Лев VI Мудрый -византийский император).
Эпоха правления Игоря и Ольги была переломом в отношении к христианству. В середине Х в. можно говорить уже об утверждении христианства в государственной системе, хотя в то же время это вероучение не занимало на Руси господствующих позиций. О христианах - жителях Руси неоднократно говорится в договоре  князя Игоря с Византией, заключённым в первой половине 40-х годов после двух походов русского войска на Византию. Первый был неудачным, второй же закончился победой.
 В договоре с Византией христиане выступают как равноправная "страна", что свидетельствует о их значительной роли в Русском государстве настолько, что с ними вынуждены считаться язычники правящие круги.
    Христианство глубоко пускает свои корни именно в Киеве. Его  привлекательность объясняется тем, что это столица Руси, важный стратегический, ремесленный и торговый центр Восточной Европы. Его правители, независимо от своих взглядов и убеждений, брали к себе на службу христиан - воинов, купцов, дипломатов. Этого требовала жизнь.
После смерти князя Игоря верховная власть сосредотачивается в руках его вдовы - Ольги, которая принимает христианство в 946 году в Византии. По возвращении из Царьграда она начала повсеместно распространять новую религию, свергала языческих идолов, строила христианские церкви. Только противодействие её сына - Святослава помешало Ольге сделать Русь Христианским государством. Склонить сына к христианству она не смогла. Он остался верен язычеству, но гонений на христиан и желающих креститься не было. Ольга с "лёгким сердцем" передала власть сыну. Но со сменой верховной власти вновь возобладала языческая партия.
Приход к власти Святослава вовсе не означал, что христианство на Руси было полностью уничтожено. Оно продолжало существовать, хотя и подверглось гонению.
    Старший сын Святослава - Ярополк, получивший власть после смерти отца, активно занялся внешней политикой. Византия по-прежнему оставалась самой могущественной державой Восточной Европы. Для сдерживания воинственных русов она поддержала восточных соседей Руси - печенегов. Ярополк понимал, что нужно ,прежде всего, укрепить свои тылы. Византийская дипломатия вынуждена была выработать для себя новую "восточную" политику, чтобы гарантировать безопасность границ с Русью.
Экономическое и военное усиление Руси было опасно для Византии. Но решить этот вопрос военным путём было невозможно. Византийская дипломатия пробовала другой - попытаться насадить на Руси христианство, а затем с помощью христианских месионеров оказать решающее влияние на внешнюю политику русских князей. С этой целью в  Киев почти одновременно прибывают две христианских миссии: из Константинополя и из Рима (начало января 976 г.).*1
Приверженность Ярополка христианству стала причиной в результате предательства воеводами, его поражения в сражении при реке Дручи. Ярополк воспитывался бабушкой - княгиней Ольгой, "внутренней  христианской", какой её называли. Его жена, гречанка по рождению, также исповедовала христианскую религию - веру. Ярополку вменили в вину, что он поддался их влиянию вопреки исконным интересам русечей.
 История княжения Ярополка и падение его как великого русского князя весьма примечательна.
    Его прохристианская политика нашла поддержку лишь у части  городских жителей. Верхушка дружины поднялась против. Ярополк был убит воеводой своего войска - Блудом. Предательство последнего связано с тем, что его привлёк на свою сторону младший брат Ярополка - Владимир, сумевший правильнее определить соотношение сил в государстве. Киев нелегко дался Владимиру. Осада затянулась и только 11 июня 978 г. он вступил в город.

2. Крещение Руси

    Крещение Руси связано с именем великого князя Владимира.
    Утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.
Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно это было раскаянием в совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной пустоты. Но, во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, несомненно, умом пришел к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь может объединить только какая-то сверхъидея, и что этой сверхъидеей должно стать именно православие.
Владимир учёл недовольство киевлян-язычников. Не разрешил варягам собирать дань (контрибуцию) с киевлян, сократил количество наёмников у себя на службе, соорудил новое языческое святилище, украшенное статуями богов - Стрибуга, Перуна, Дажьбога. Этот шаг можно рассматривать как попытку Владимира "модернизировать" саму языческую религию. Пёстрым языческим верованием он старался придать какую-то стройность, цельность, вести их в рамки, соответствующие интересам укрепляющегося и
 развивающегося феодального государства. И Владимир I произвёл своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования.*2
Являясь вдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир  через некоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси языческой идеологии отрицательно сказывается на росте народонаселения, на международной торговле; консервирует замкнутость общества, ограничивает его развитие. Оно не давало " использовать" возможности привлечения "знающих" иностранных людей, исключало династические браки с соседними европейскими государствами, что, в частности, мешало заключению международных договоров и союзов.
    К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла, что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам  нуждался в религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить  его связи с Европой, быть помощницей и союзницей при руководстве государством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом подходила русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и привычкам. В "Повести временных лет" помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.
    Летописные легенды, рассказывают о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся  вариантов. "Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая  и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него. - Послы немецких католиков  говорили ему о величии невидимого Вседержителя  и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим". И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества.Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание библии... и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: "благо добродетельным и горе злым!" Крестись, ответствовал Философ - и будешь в раю с первыми".
    После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.
 Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь(Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи.
  Крещение Руси начиналось с Киева. Послал Владимир со словами: "Если не придёт кто завтра  на реку - будь  то  богатый  или  бедный, нищий  или раб - да  будет мне враг. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре". Но  были среди киевлян и такие, кто протестовал против крещения, простым и доступным им способом - убегал из Киева, надеясь в лесной  и степной глуши сохранить прежнюю веру, близкую им, привычную и понятную. Вот как описывал Е. Е. Голубинский возможное поведение киевлян: "Всякое правдоподобие требует предполагать, что было некоторое, а может  быть и не малое количество таких, которые остались глухи к проповеди, и в глазах которых князь и бояре были отступниками от староотеческой веры. Одни  из  таких  людей могли быть заставлены повиноваться или даже прямой силой, а  другие, вероятно, не были заставлены никакими средствами и, или искали спасения  в бегстве, или сделались, так сказать, языческими мучениками".  И поступали так не одни жители Киева.
   Крещение христиан происходило не в Днепре (как часто считают), а в его притоке Почайне (летопись "Житие князя Владимира"), которая протекала по территории ремесленно-торгового района Киева - Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.  (известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни) - пятница, бывшая с древних  времен торговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая  работа. Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения стекалось много людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.
 Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож - язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма - каменной церкви Богородицы.
 В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но  этот процесс затянулся на долгие годы (почти на столетие). Крещение шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.
 Первым таким "крепким орешком" оказался, как и предполагал Владимир, Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно сказать даже, что город был центром язычества, открытым врагом христианства. Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира задачей первостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство прошло в конце лета - начале осени 990г.
    Владимир послал в Новгород епископа  и воеводу Добрыню.
    Узнав о цели их прибытия, новгородцы решили на  вече не пускать в город этих миссионеров и не принимать новой религии.  После взятия Новгорода  желающих креститься оказалось не так уж много.  Воинам княжеской  дружины пришлось  перейти от уговоров к прямому принуждению и силой загонять упорствующих в воду.  Вся эта  процедура  принудительного обращения  Новгорода  в христианство дал  новгородцам основания заявить, что их Путята  крестил мечом, а Добрыня огнём. Не мало драматических ситуаций, свидетельствовавших о неприятии христианства значительной частью горожан и селян Древней Руси, и о насильственном обращении ослушников в новую веру, складывалось и в других местах.
Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне  Новгорода 29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова  имело место второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто пытался обмануть и избежать крещения ( 26 сентября ). Вскоре после крещения в Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный собор святой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но каменная София, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образцу старой.
 Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство г. Владимира-на-Клязьме летописи связывают с походом самого великого князя Киевского Владимира. Город, названный своим именем, Владимир "и возлюби, и украси, и почта, яко паче всех градов русских"  Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., охватывая все новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют Муромская, Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, родичами, северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе - обширные территории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волыни и др.
 Главой русской христианской православной церкви был митрополит.  Источники (Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в "Историю Российскую") называют первым митрополитом Михаила.
3. Значение принятия христианства для Руси
Принятие христианства для Руси, граничившей на юге и западе с христианскими мирами, на определенном этапе развития стало неизбежным. Тем более, что Византия только христианам создавала нормальные условия для торговли. Но самое главное, были невозможны династические браки — основной способ установить межгосударственные союзы, была затруднена и дипломатия. Некоторые русские земли вообще не пускали иностранцев. В поведении Владимира I и Владимира Мономаха просматривается и еще один, быть может, несколько наивный замысел, связанный с христианством: князья явно вынашивали мечту возглавить христианский мир, переместить на север центр православия.
Вторая функция, которую должно было выполнить христианство — это религиозное (идеологическое) объединение Руси. Теоретически это могло выполнить и язычество, для этого необходимо было бы согласие волхвов — языческих жрецов. Волхвы пользовались неограниченным доверием своей общины, имеющей и собственного бога. Поэтому волхвы  менее всего были расположены расставаться со своими богами. Они не были заинтересованы в разрушении родо-племенной структуры, т. е. объединении Руси. Но самое главное — при любых изменениях язычества  языческие жрецы представляли собой альтернативную власть и выступали полномочными представителями общины, которая именно в их лице, прежде всего, противостояла князьям.
Арабский хронист Ибн-Русте отмечал: "Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно".
Но были еще и другие сущностные черты у язычества, которые являлись неприемлемыми для жесткой централизованной власти. Загробная жизнь язычника — это вечное существование в том социальном положении, которого он достиг на момент смерти. Таким образом, отношения язычника с вечностью имели сугубо личный характер, и на его поведении они сказывались именно таким образом, что до последнего момента жизни он пытался улучшить свое положение. Ни о какой покорности судьбе, власти или внешней силе не могло быть и речи. Завоевание и покорение собственных славянских (языческих) племен ни для князя Владимира, ни для других не имели смысла: они были чреваты непрерывными будущими восстаниями. Именно усмирением таких восстаний и пришлось неоднократно заниматься Владимиру. Причем в бою язычники были крайне непримиримы : они не сдавались в плен, ибо при этом они рисковали остаться рабами навечно. Византийцы были совершенно потрясены тем, что Святослав с пятью тысячами воинов, окруженный сорокатысячным войском Цимисхия, не сдался. На поле боя находили даже женщин с мечами в руках. Но так же непримиримо относились язычники к любым посягательствам на свое экономическое положение и собственность: любые налоги и поборы они воспринимали как угрозу своей вечной загробной жизни (ее качеству). В то же время индивидуальное благосостояние язычника никак не сказывалось на благосостоянии его потомков и общества в целом: все его имущество, часто рабы и даже жены, следовало за ним на погребальный костер. Уничтожались домашние животные, скот, птица, оружие, инвентарь, лучшие одежды и украшения (порой — настоящие сокровища).
Арабский путешественник описывал поведение жены умершего на его похоронах: когда ее подняли над окружающими, она, находясь в сильном опьянении, вымолвила: "Вот я вижу своего отца и свою мать". Когда ее подняли второй раз, она произнесла: "Вот все мои умершие родственники сидящие". В третий раз она сказала: "Вот я вижу своего господина сидящим в саду, а сад красив и зелен, а с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, — так ведите меня к нему"
Уничтожение молодых здоровых женщин и слуг, очевидно, сопоставимо с непрерывным стихийным бедствием.
Христианство же обещало за покорность и бедность — блаженство в потустороннем мире по принципу: чем хуже сейчас — тем лучше в вечности. Покорность превращалась в основную добродетель. Однако следует иметь в виду, что основное население Руси приняло христианство лишь внешне, под давлением силы. Так, хотя захоронение в земле заменило сожжение (за чем легко могли проследить властные структуры), в могилах (на протяжение веков) нет нательных крестов или иных признаков христианской принадлежности.*3
    На Руси христианство было принято сверху и в течение первых веков оставалось религией князя и его дружины. Более того, христианство было средством идеологического укрепления княжеской власти, противостоящей языческой общине.
Изначальное восприятие самодержавия определялось положением князя по отношению к общине и к личности. Князь как судья, с одной стороны, противостоял одной общине и представлял интересы остальных — и в этом качестве был первой выделившейся личностью. С другой стороны, князь невольно представлял интересы действительных индивидов, поскольку они выделяются из общины, - и в этом смысле являлся единственной надеждой и опорой отдельного человека как субъекта правовых отношений. Впервые как личность князь выступает, замещая общину: в случае, когда невозможна кровная месть, князь получает плату вместо семьи потерпевшего или его общины. И уже вполне как первый собственник князь выступает в случае, если убит человек из его челяди или дружины, получая от общины назначенную компенсацию (первые правовые документы представляли собой именно перечень прав князя и таксацию возмещения его убытков). Родовые моральные нормы приходили в противоречие с правами князя: всякого рода самосуд означал экономический ущерб для князя, т. к. в этом случае он не получал платы за исполнение судебных обязанностей.
Характерно, что права личности в русском обществе формируются, прежде всего, именно как имущественные права. Возникает необходимость регламентации наследства (чему посвящена двадцать одна статья в "Русской правде").
Во многом формирование личности как субъекта правовых отношений было обусловлено столкновением с представителями других стран в процессе торговли. Уже в конце XI — XII вв. в Киеве существовали колонии латинян, немцев, новгородцев. Первые русские законы признавали личностью в первую очередь иноземца: при распродаже имущества должника сначала выплачивался долг торговому гостю.
Княжеское право послужило образцом для распространения прав личности "вниз": формирующиеся боярские усадьбы имели правовое положение, сходное с княжеским двором, хотя и ниже рангом: если за смерть княжеского тиуна было положено платить 80 гривен, то за боярского - 40.
Нужно отметить, что личная ответственность за преступление в начале XII в. находится еще в становлении. Так, за убийство на пиру виру платит община — убийца лишь участвует в выплате.
Но уже в XIII в. в договорах Новгорода и Смоленска мы находим подробную таксацию штрафов за оскорбление личности (увечье), а бесчестье чужой жены или девицы наказывалось так же, как и убийство. Можно предположить, что договоры имели в виду уровень международных отношений — оскорбление частного лица воспринималось прежде всего как оскорбление его народа; например, взимался штраф и за битье холопа. Но характерно, что дело возбуждалось по заявлению истца, т. е. носило личный характер.
Постепенно оформлялась православная идеологическая концепция "Святой Руси" — неприкосновенности государственного устройства. Уже в "Изборнике" Святослава (1073 г.) воспроизводится мировоззренческая основа государственного вероисповедания — образ-идея Софии - божественной премудрости, воплощенной в мире и гармонии (государство в этом случае рассматривается как часть этой гармонии). Тот же "Изборник" вводит в идейный оборот произведения и изложения Аристотеля (в основе протестантства, как известно, — философия Платона). Пафос внешне ориентированного знания — определение философии как знания о мире (а не о душе, человеке) — несет и "Повесть временных лет".
Наиболее зримым следствием принятия христианства стало возведение храмов. Языческие капища располагались на открытых пространствах. Хотя и были обнаружены остатки деревянных капищ, воссоздать их внешний вид не удалось. Достоверно существование каменного терема на княжеском дворе еще в 945 г., но его остатков пока не обнаружено. Непосредственно после принятия христианства была заложена в Киеве византийскими мастерами каменная церковь Пресвятой Богородицы. Она была закончена и освящена в 996 г. Князь Владимир пожаловал ей десятую часть своих доходов, и с тех пор ее называли Десятинной. Первые русские храмы имели некоторые особенности, которые резко отличали их от византийских. Хотя Десятинная церковь представляла собой в плане трехнефныйшестистолпный храм с тремя абсидами и галереями, есть свидетельство, что она имела 25 глав. Не найдено пока и византийских зданий этого времени, сложенных из кирпичей со скрытым рядом (35, 19), как это делали на Руси: каждый второй ряд был отодвинут от края и закрыт слоем раствора. Возможно, это экономило кирпичи, производство которых было тогда только налажено, или с целью большей сохранности стены: быть может, византийские мастера преувеличивали возможное разрушающее воздействие морозов и т.п. Попутно обнаружился и эстетический эффект такой кладки, что способствовало ее распространению и в Византии. Впрочем, впоследствии на Руси всю кладку закрывали штукатуркой, кроме специально выделенных обрамлений и украшений. Крышу крыли свинцовыми листами толщиной 4-5 мм, в квадратные оконницы вставляли круглые стекла. На площади перед храмом стояли четыре медных коня, вывезенных из Крыма, и каменные дворцовые постройки.

Заключение

Крещение Руси в 988 г. оказало решающее воздействие на ее дальнейшую политическую и культурную судьбу. Молодое Русское государство стало частью мира великой культуры, древних традиций, полноправно вошло в «византийское содружество наций», стало частью европейской христианской, а в основе — римской, античной, цивилизации.
Первые памятники архитектуры и искусства на Руси — Десятинная церковь, собор св. Софии в Киеве, Спас-Преображенский собор в Чернигове — демонстрируют как следование магистральной византийской традиции (купол, система росписи храма), так и появление особенных русских черт.  Мозаики и фрески Софии Киевской, выполненные артелью греческих мастеров, возможно, с участием русских, самой близкой своей параллелью имеют византийские памятники первого ряда, высшего столичного заказа (Неа Мони на Хиосе, Осиос Лукас в Фокиде, оба — 2-я четверть 11 в.), памятники последующих эпох (вплоть до гибели Византии в 1453 г.) также соответствуют главным путям византийского искусства.
    Приобщение к византийскому миру повлекло за собой широкое распространение на Руси переводной литературы, сама техника скрупулезного перевода с греческого языка Священного писания и богословских текстов привела к значительному обогащению языка. В 11 в. было создано первое литературно-богословское произведение на Руси — «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона.
Период Киевской Руси — эпоха высочайшего расцвета древнерусской государственности. Несмотря на последующую политическую раздробленность русский народ осознавал свое религиозное, культурное и этническое единство.
Список литературы

1. Бахрушин С.В. «К вопросу о крещении Киевской Руси» М., 1975.
2. Греков Б.Д. «Киевская Русь» М., 1979.
3. Кармин А.С. «Культурология» ПИТЕР, М., 2007.
4.  Малюга Ю.Я. «Культурология», ИНФРА-М, М.,  2006.
5. Фроянов И.Я.  «Исторические условия крещения  Руси» Л., 1988.
6. Яблоков И.Н. «Основы религиоведения», «Высшая школа» М., 2005.

Просмотров работы: 135