Разработка информационно-справочной системы по порядку функционирования средств и комплексов радиоподавления для подготовки военных специалистов РЭБ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Разработка информационно-справочной системы по порядку функционирования средств и комплексов радиоподавления для подготовки военных специалистов РЭБ.

Климашевский В.А. 1, Сазонова Г.Т. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из основных задач военных образовательных организаций в России является формирование нового образа сотрудника, профессионала, имеющего достаточный первоначальный профессиональный опыт, для чего необходима разработка новых программ обучения[1].

В современном мире в качестве основных внешних военных опасностей для Российской Федерации указывается использование информационных и коммуникационных технологий, направленных против суверенитета, территориальной целостности и безопасности России [2]. В связи с этим возникают задачи расширения границ применения информационных технологий в военном образовании, которые состоят в том, чтобы расширить и упростить доступ курсантов к получению необходимых знаний, умений и получению первоначального профессионального опыта, что создаёт реальные предпосылки для повышения качества обучения. Совершенствование технологий обучения занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы.

Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, «исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры». Они позволяют тренировать, автоматизировать действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающегося. В мультимедийных обучающих программах используются различные методические приемы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

Россия сделала правильные выводы по итогам войны с Грузией в 2008 году. Нынешние успехи это подтверждают. По взглядам военного командования ВС РФ радиоэлектронные средства позволяют обеспечить возможность радиоразведки и радиоподавления систем связи коллективного пользования, скрытного, выборочного блокирования абонентских терминалов сотовой связи противника. Специалисты считают, что системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), примерно, вдвое повышают возможности наземных войск и в 25-30 раз увеличивают живучесть авиации.

Таким образом, реализация данного направления обучения создаст для будущих специалистов радиоэлектронной борьбы прочную основу их непрерывного профессионального роста и самообразования.

Исходя из вышесказанного, целью исследовательской работы является создание информационно-справочной системы по устройству и порядку функционирования средств и комплексов радиоподавления для решения специальных задач. Для достижения этой цели определились следующие задачи:

Обоснование необходимости разработки информационно-справочной системы по устройству и порядку функционирования средств и комплексов радиоподавления для решения специальных задач;

Описание алгоритма функционирования информационно-справочной системы;

Описание выбора программного обеспечения в интересах разработки информационно-справочной системы на базе ЭВМ;

Особенности программной реализации информационно-справочной системы и разработка практических рекомендаций по использованию её в учебном процессе.

Аппаратные и программные средства в компьютерных системах обучения тесно взаимосвязаны между собой, об этом можно судить по признаку классификации обучающих программ на три уровня. При работе с программами первого уровня обучающийся читает текст на экране монитора, который прерывается контрольными вопросами. На них необходимо ответить, выбрав правильный ответ из нескольких предложенных.

Учебные программы второго уровня уже предполагают возможность использования двухмерной графики, простого звукового ряда, логического ответа обучающегося. В этом случае формы представления информации на экране — текстовая и графическая.

Учебные программы третьего уровня представляют информацию в трехмерной компьютерной графике, со звуко - и видеорядом. Одновременное использование различных средств представления информации обозначают термином «мультимедиа». Информация на компьютере может быть представлена в виде печатного текста, озвученного текста, таблицы, графика, диаграммы, карты, фотографии, картины, мультипликационного или видеофрагмента. Разнообразие форм представления и неограниченные объемы информации, возможность многократного обращения и повторения одного и того же материала, установления индивидуального темпа работы, «дружелюбная» форма общения и другие характеристики компьютера делают его незаменимым средством обучения любой дисциплины.

Области применения  автоматизированного обучения:

программирование учебной деятельности;

моделирование учебной среды;

свободное обучение;

тестирование и информирование.

Обучение операторов применению средств РЭБ по их функциональному предназначению

Припрограммировании учебной деятельности управляющие воздействия на обучающегося полностью детерминируются системой обучения. При организации обучающего диалога в рамках учебного задания система может использовать разнообразные факторы управления: правильность ответов обучающегося, время ответа, предысторию работы обучающегося над учебным материалом, сложность задания, различные модели обучения и т.п. [3].

По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы :

системы обработки транзакций;

системы поддержки принятия решений;

информационно-справочные системы;

офисные информационные системы.

Информационно-справочная система — это комплекс языков и программ, обеспечивающих выдачу оперативных справок по запросам абонентов. Основой для формирования ответов служат информационные массивы, находящиеся в запоминающих устройствах ЭВМ.

АИСС — это автоматизированная информационная система, предназначенная для сбора, хранения, поиска и в дачи в требуемом виде потребителям информации справочного характера. В зависимости от характера работы с информацией различают следующие виды АИСС:

автоматизированные архивы (АА);

автоматизированные системы делопроизводства (АСД);

автоматизированные справочники (АС) и картотеки (AK)

автоматизированные системы ведения электронных карт местности (АСВЭКМ) и др.

Простота Создания АИСС и высокий положительный эффект от их использования определили их активное пользование во всех сферах профессиональной (в том числе и управленческой) деятельности.

В процессе развития автоматизированных информационно-поисковых систем сформировались три вида информационного обслуживания документальное, фактографическое и концептографическое. Каждому из этих видов соответствует своя информационная система.

Для того чтобы процесс подготовки к занятию в соответствии с положенными требованиями занимал как можно меньше времени преподавателями, необходимо было систематизировать всю известную информацию по учебным ситуациям в одном информационном справочнике.

В последнее время одной из основных проблем является роль информационных технологий, таких как ИСС, АОС, ПИС, КОС в формировании профессионально-ориентированных качеств специалиста РЭБ.

Главными направлениями решения этой проблемы являются:

компьютеризация учебного процесса;

новое в информационных технологиях  обучения;

информационная культура как составная профессиональной культуры специалиста РЭБ;

роль электронных учебников в образовании военнослужащих;

организация самостоятельной работы с использованием специальных программных средств;

опыт проведения компьютерного контроля знаний;

Необходимость внедрения новых информационных технологий в образование вызывается и тем, что объем учебной информации постоянно возрастает, количество же учебных часов, отводимых на ее изучение, остается постоянным, а нередко и уменьшается. Для обеспечения качества образовательного процесса, а также для возрастания уровня педагогического воздействия на формирование творческого потенциала курсанта преподаватели должны быть специалистами в своей области, при этом компетентно использовать информационные и коммуникационные технологии, что повышает качество подготовки будущих сотрудников. Современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов из-за открытости доступа к ним, как обучающихся, так и преподавателей, что усиливает контроль за качеством этих материалов. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать взаимодействие руководителя занятия и обучающегося более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

При разработке комплекса технических средств ИСС возможны три принципиально различных подхода.

Первый подход – создание систем на полностью специализированной технической базе. Теоретически такой подход идеален, так как в этом случае можно создать комплекс, оптимально приспособленный к разнообразным требованиям учебного процесса. Однако такой комплекс несомненно был бы очень дорогим и негибким в части его приспособления к постоянно возрастающим требованиям учебного процесса.

Второй подход к разработке технических средств ИСС, в определенной степени противоположен предыдущему – это создание комплекса на базе серийных технических средств универсального назначения. Этот путь имеет ряд очевидных преимуществ, в частности, экономически более рентабелен. Следствием этого является относительная простота и унификация обслуживания системы, совместимость со всей номенклатурой серийных технических средств. Нельзя не учитывать тот факт, что обучающиеся на таких средствах вычислительной техники выполняют и иные учебные задания (курсовое проектирование, расчетно-графические задания и др.).

Третий путь можно считать средним по отношению к рассмотренным выше – это создание ИСС с частичной специализацией технических средств.

Исходя из экономической целесообразности, разработка комплекса технических средств ИСС выполняется в рамках второго направления. При этом учитывается тенденция интенсивного оснащения вузов вычислительными средствами общего назначения. К таким средствам относят персональные компьютеры типа IBM PC/AT или их клоны.

Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйн добивается увеличения оборонительного бюджета страны. Средства пойдут, в первую очередь, на перевооружение. По сведениям информационного журнала «FOCUS» в докладе министра обороны подчеркивается, что без дополнительных вложений будет невозможно осуществить более 200 проектов [4]. Можно сделать вывод, что для овладения новыми образцами техники, вооруженным силам необходимы новые средства обучения.

На данный момент в ФРГ в большей части используется автоматизированные системы моделирования боевой обстановки (АСМБО). АСМБО могут использоваться для поиска решения на бой (операцию), обеспечивая оперативность в возможной обстановке. Отдельные компоненты используются для обучения различных рангов военнослужащих.

Создание современных технических средств обучения ФРГ базируется на комплексном использовании 3 видов моделирования:

Live simulator L-сегмент

Virtual simulator V-сегмент

Constructive simulator C-сегмент

При этом, каждый сегмент моделирования фактически определяет особенности построения технических средств обучения (ТСО) и область его применения, поэтому перед началом работы на этих средствах необходима предварительная подготовка. Можно сделать вывод, что ИСС, приспособленные для обучения практически «с нуля» любого военнослужащего, требующие малый объем памяти, минимальные характеристики вычислительной машины и стандартное программное обеспечение, экономически более целесообразны по отношению к немецкой АСМБО.

Одной из главных образовательных задач военного учебного заведения является подготовка специалистов, способных в достаточно короткие сроки овладеть не только техникой сегодняшнего дня, но и техникой будущего, то есть мы должны ориентироваться на  современные темпы научно-технического прогресса. Потребность общества в квалифицированных специалистах РЭБ, достаточно велика. Ведь «деятельность вооруженных сил все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно оперировать информацией» [5].

Таким образом, анализ существующих обучающих систем показал, что разработка ИСС по устройству и порядку функционирования средств и комплексов радиоподавления для решения специальных задач с учётом предъявленных требований обеспечит наиболее эффективную подготовку обучающихся по сравнению с традиционными подходами обучения. А ближайшими задачами для разработки ИСС является обоснование содержания и алгоритма представления учебного материала, выбор лингвистического обеспечения, программная реализация и разработка рекомендаций по использованию обучающей программы.

Литература

1. Алехин И. А. Перспективы военного образования в России № 1(42). М. 2013, c. 7.

2. Коровин В. М. Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении. Образование в мире № 2 М. 2013 c. 32–36.

3. Широбоков Ю. Н., Широбокова И. Д. Информационные технологии как инструмент работы преподавателя военного вуза. Интернет-журнал «Эйдос» .М. 2006 1 сентября.

4. FOCUS - Online – Nachrichten- November 2018.

5. Heiko Borchert (Hrsg.): Vernetzte Sicherheit - Leitidee der Sicherheitspolitik im 21. Jahrhundert. 2004.

Просмотров работы: 147