К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Алексеев Р.О. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы активно развивается социальная педагогика, ориентированная на изучение и разрешение педагогических проблем взаимодействия человека, различных групп населения и социума.

Содержание и специфика социально-педагогической деятельности в широком смысле слова, ее организация и методика, социально-педагогические технологии находятся в поле зрения исследователей, формируя социальную педагогику как область научного знания и отражая научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества. Социальная педагогика является и частью педагогической науки, и относительно самостоятельной отраслью современного социально-гуманитарного знания в системе общественных наук [1].

Совокупность возникающих у человека социальных отношений характеризует специфику его социальной жизнедеятельности, частью которой является его взаимодействие с социумом. По нашему мнению, эта часть – взаимодействие – и является предметом социально-педагогической деятельности в широком смысле слова. Естественно, что при реализации конкретных социально-педагогических (социально-воспитательных) программ и проектов, при проведении социально-педагогических мероприятий предмет деятельности сужается до определенной социально-педагогической ситуации, в которой осуществляется решение соответствующей ей проблемы взаимодействия человека с социальной средой.

В связи с этим, можно констатировать, что объектом практической социально-педагогической деятельности является человек в его социальной среде, с которым совместно работает социальный педагог, взаимосвязи этого человека с социумом. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов (психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности).

Анализ литературы по теме исследования показал, что для результативной работы в данном направлении необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.

Таким образом, социальный педагог выполняет большой и разнообразный объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

– образовательно-воспитательная: обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

– диагностическая: постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

– организаторская: организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

– прогностическая и экспертная: участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

– организационно-коммуникативная: включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

– охранно-защитная: использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

– посредническая: осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

– самообразование: постоянное пополнение своего интеллектуального багажа.

Итак, если рассматривать социально-педагогическую деятельность как систему, состоящую из объекта, субъекта, содержания, средств, управления, объединяемых в единое целое с помощью целей и функций, необходимо констатировать взаимосвязь системы социально-педагогической с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, социальной работой. Представление социально-педагогической деятельности в качестве системы имеет важное значение для теоретического изучения проблем управления образовательной организацией, так и для практической организации данного вида деятельности. Какой бы аспект социально-педагогической деятельности ни пришлось рассматривать социальному педагогу, он в первую очередь должен определить особенности объекта, подобрать соответствующий субъект, сконструировать содержание, выбрать адекватные средства и обосновать стратегию управления на основе четко поставленной цели и конкретных функций.

По мнению В. И. Жукова, обозначенный набор компонентов системы социально-педагогической деятельности является необходимым. Исключение одного из них ведет к нарушению, ослаблению, а то и разрушению системы [2].

Таким образом, понимание социально-педагогической деятельности как системы предупреждает односторонний подход к ее организации, преувеличение роли каких-то отдельных ее компонентов, позволяет прогнозировать и своевременно корректировать ошибки в ее конструировании, повышать уровень ее культуры и эффективности.

Список литературы

1. Социальная педагогика : учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. – М. : Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.

2. Теория социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. – М. : Издательство РГСУ, 2011.– 440 с.

Сведения об авторе:

Алексеев Роман Олегович, магистрант 1 курса очной формы обучения психолого-педагогического факультета направления подготовки магистров 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерская программа «Менеджмент социально-педагогической деятельности»

Просмотров работы: 2