ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ИХ УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ИХ УЧЕБНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

Смолина С.Н. 1, Мишагина О.М. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учебная деятельность продолжает оставаться одной из главных в подростковом возрасте. В этот период совершается переход из начальной школы в среднюю, переход на другой уровень обучения. Начинается предметное обучение, появляются учителя с разными системами преподавания, контроля и оценивания, увеличивается объем учебного материала, а также появляются более высокие требования к его осмысливанию и усвоению. Исследования показывают, что при переходе в средние классы успеваемость подростков снижается. Многие подростки испытывают стресс, у которых резко снижается школьная успеваемость, часто отличаются низкой самооценкой, отсутствием мотивации и стремлению к достижениям.

Эффективность процесса обучения находится в зависимости от реализации возможностей человека, его способностей, творческого потенциала, личностных свойств.

Данная проблема получила отражение в трудах российских и зарубежных психологов, таких как Л.С. Выготский [7,8], М.В. Гамезо [8], Л.Ф. Обухова [13], Л.Ф. Бурлачук [5], Р. Бернс [1], Е.Е. Сапогова [15], Л.И. Божович [2], а так же педагогов и методистов: Л.В. Бороздина [3], Е.Е. Бочарова [4], В.П. Дегтярев, В.И. Торшин [9], А.Г. Кальченко [10], Т.А. Парфенова [13], С.В. Фомина [17], И.А. Чернышев [18] и другие.

По мнению ряда исследователей, решить проблему освоения школьниками учебной программы позволяет учёт индивидуальных особенностей личности учеников, который обеспечивает успешность учебной деятельности [12]. Личностные характеристики составляют важную группу факторов, влияющих на школьную успеваемость.

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в подростковом возрасте, с точки зрения И. В. Дубровиной, П.С. Симоновой влияет на качество учебного процесса. Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка. Е. П. Ильин утверждает, что учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии [16].

Так же, хочется отметить, что в учебной деятельности самооценка выполняет функцию поведенческой саморегуляции, определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Она влияет на степень успешности осуществляемой деятельности.

По мнению психолога Л.В. Бороздиной, неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и на результате учебной деятельности. Кроме того, она отмечает, что у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки [3].
В настоящее время увеличивается темп обучения, так как стали активно использоваться современные технологии обучения, например ИКТ, появились ОГЭ и ЕГЭ, то есть современная школа предъявляет множество новых требований по отношению к подростку. В связи с этим, отмечается снижение уровня успеваемости школьников. В школах есть ученики, которые испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, поэтому, попадают в разряд неуспешных в обучении. Данную проблему можно рассматривать с точки зрения тревожности, говоря о том, что повышенная тревожность учащихся отрицательно влияет на самооценку детей и успешность их деятельности [6,9].

Кроме того, есть связь между силой воли человека и его успешностью обучения. Необходимо развивать силу воли у обучающихся, внедряя в процесс воспитания и обучения новые формы формирования воли. 

Таким образом, данная тема актуальна еще и тем, что повышение качества обучения - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года [11], продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, и повышения качества обучения, психологам и педагогам необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения.

Библиографический список

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Высшая школа психологии, 2011. - 163 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М: Просвещение, 1968 - 464 с.

Бороздина Л.В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/samootsenka-i-psihometricheskiy-intellekt-v-prognoze-effektivnosti-uchebnoy-deyatelnosti

Бочарова Е.Е. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-psihologicheskie-determinanty-motivatsii-dostizheniya-v-uchebnoy-deyatelnosti

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с

Бурченкова Л. Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 802-804. — URL https://moluch.ru/archive/59/8414/ (дата обращения: 10.12.2018).

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.1: Вопросы теории и истории психологии. – 1982.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.4: Детская психология. – 1984

Дегтярев В.П, Торшин В.И. Роль личностной тревожности в формировании успешной учебной деятельности студентов. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/rol-lichnostnoy-trevozhnosti-v-formirovanii-uspeshnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov

Кальченко А.Г. Влияние самооценки на эффективность учебного процесса. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-samootsenki-na-effektivnost-uchebnogo-protsessa

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/kafedri/pedagogi/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf

Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Т. Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2011. — С. 106-109.

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

Парфенова Т.А. Взаимосвязь уровня проявления тревожности и успешности в учебной деятельности младших подростков. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimosvyaz-urovnya-proyavleniya-trevozhnosti-i-uspeshnosti-v-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-podrostkov

Сапогова Е.Е Психология развития человека - Учебное пособие, 2005. - 123 с.

Симонова П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 591-593. — URL https://moluch.ru/archive/129/35835/ (дата обращения: 10.12.2018).

Фомина С.В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-tsennostnyh-orientatsiy-podrostka-v-uchebnoy-deyatelnosti

Чернышев И.А, Цуканов М.В. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/problema-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-podrostkov-v-uchebnom-protsesse

Просмотров работы: 242