Введение
Архитектура, как рукотворная, искусственно созданная среда, постоянно взаимодействует с природным окружением, противопоставляя себя или растворяясь в нем. Борьба этих двух начал всегда была источником философских и эстетических размышлений общества, приводя к появлению в архитектуре разнообразных приемов озеленения и фитодизайна. Начало современной зелѐной архитектуры принято отсчитывать с середины 70-х, когда западный мир озаботился сохранением природных ресурсов и проблемами окружающей среды после очередного энергетического кризиса. Наибольшую популярность эта идея приобрела в странах с мягким климатом и короткой зимой: в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Австралии и Средиземноморье.
Серьезные экологические проблемы, неудержимый рост населения, беспорядочная урбанизация, уничтожение природных ресурсов (растений и животных) свидетельствуют о том, что человечество как вид находится на грани самоубийства. В таких условиях, очевидно, нельзя более руководствоваться принципами, ценностями и интересами нашего вида в отрыве от остальных. Необходим новый подход, увязывающий развитие человечества с будущим планеты в целом.
Первой площадкой для испытаний новой этики является городская среда. Современный мегаполис, очевидно, является местом наибольшей концентрации той самой негативной энергии - демографической, экологической, экономической, которая толкает человечество к видовому самоубийству. Это также место, где неравенство и несправедливость, характерные для человеческой расы, проявляются особенно явно.
Чтобы обеспечить жизнеспособность неантропоцентрической этики, необходим новый подход к формированию городского пространства, заключающийся в отказе от права сильного в пользу равноправного сосуществования человечества с разнообразными формами жизни. Это означает увеличение социальной мобильности, более равноправные отношения с животным миром, построение новых, более тесных связей с миром растений. Градостроительную политику следует основывать на принципах и ценностях, направленных на защиту интересов экосферы в целом.
Изменения в градостроительной политике, к которым ведет следование неантропоцентрической этике, будут весьма радикальны. В рамках этой стратегии, направленной на раскрытие возможностей «глобального сада» (в терминах ландшафтного архитектора Жиля Клемана), можно выделить два направления: самоограничение и «прививки». Первое направление подразумевает сокращение, а местами и приостановку строительной активности, освоения новых территорий и т.п. Второе - разработку стратегии выявления ключевых точек в антропоцентрической структуре города и внедрения туда элементов, способных изменить направление развития, обогатив среду и увеличив ее биологическое разнообразие.
История
Стены, крыши, фасады, превращенные в сады, стали появляться одни за другими в ландшафтах главных городов мира. «Идеология sustainability приводит к возрождению традиционной архитектуры. Историческая архитектура – очень устойчивая и зеленая, так как люди не имели наших возможностей так безжалостно обходиться с природой» (С. Чобан, архитектор). Доисторический человек, покинувший пещеру, сооружал себе укрытие из дерева – его ствола, ветвей, листьев, из травы и мха. Многие столетия деревянные крыши домов покрывали соломой, камышом, пальмовыми ветвями, а в странах с суровым климатом крыши укрепляли слоем земли, на котором вырастала трава. И до сих пор в Норвегии, а также Швеции и других прибалтийских странах встречаются старые избы и землянки с густым травяным покровом
В древности люди окружали архитектурные сооружения зелеными насаждениями и устраивали искусственные оазисы. Сады на террасах и крышах известны с глубокой древности, и родиной их считают Ассирию и Вавилон. Самыми знаменитыми стали висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света. Это грандиозное сооружение возвѐл вавилонский царь Навуходоносор II. В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырѐх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 23 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырѐхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Все растения были привезены из Мидии. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника; на нѐм толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев.
В Древней Греции возник обычай украшать плоские крыши растениями в горшках, и он перекочевал затем в Древний Рим. При раскопках Помпеи и Геркуланума были обнаружены остатки сада на плоской крыше аркады, окружавшей с трех сторон Виллу Мистерий. На террасах мавзолея Августа размещались земляные насыпи, на которых росли кипарисы. Последняя терраса находилась на высоте 44 метра от земли, и вся композиция напоминала зиккураты с их пирамидальным силуэтом. В V веке византийские императоры создавали прекрасные сады на террасах верхних этажей своих дворцов и замков.
Создание искусственных террас на ступенчатых каменных пирамидах и на горных склонах для выкраивания как можно большей поверхности земли в сельскохозяйственных целях высоко ценилось в доколумбовой Америке.
В эпоху Возрождения висячие сады, так почитаемые в древности, обрели свою новую жизнь. В 17 веке в Италии были популярны зеленые театры, которые являли собой очень сложно спроектированные архитектурно-ландшафтные комплексы, в них имелась сцена на нескольких уровнях, с различными входами, которые скрывались подстриженными живым изгородями. Лучшими примерами зеленых театров являются «Имперский холм» и Вилла-Марлиа в Тоскане.
Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана, учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.
В XX веке идеи озеленения эксплуатируемых кровель получают развитие у таких архитекторов, как Ле Корбюзье (жилые единицы в Марселе, административный комплекс в Чандигархе), Райта, Гропиуса и др. Кроме кровель и террас, ползучие виды растений издревле затягивали плотной завесой стены зданий. Заросли покрывали стены покинутых зданий, руины замков, что создавало особое романтическое настроение о днях минувших. Увитые плющом стены домов, беседок делали архитектуру зданий более уютной, обжитой, стирая грань между строениями и природой. Вертикальное озеленение в современной интерпретации было изобретено Стенли Харт Уайтом в американском университете Urbana-Champaign штата Иллинойс в 1931- 1938 годах. По крайней мере, именно Стенли Уайт получил первый в мире патент на вертикальную фитостену, концептуализированную как «новый тип сада для решения проблем современного ландшафтно-паркового дизайна».
С начала XXI века экологическим проектам придается особое значение в связи с осознанием общества энергосберегающих проблем. Зеленая архитектура становиться одним из направлений энергоэффективных доктрин. Проектируются здания-сады, вертикальные парки, фермы небоскрѐбы и многие другие строения, использующие вертикальные и горизонтальные виды озеленения, разнообразные виды фитодизайна. Правительства ведущих стран часто являются инициаторами развития экологической архитектуры, в частности, становясь заказчиками проектов зданий для собственного размещения. Разработкам в области экоархитектуры посвящаются многочисленные конкурсы и конференции.
Концепция «Зеленой архитектуры»
“Зеленая” архитектура успела пройти множество экспериментов, казавшихся разрозненными и иллюзорными. Теперь уже можно с полным основанием говорить о своде ее принципов, исповедуемых немалым числом архитекторов и реально являющихся основой их творческой практики.
Основные принципы зеленой архитектуры:
1. Принцип сохранения энергии – сведение к минимуму необходимости расходовать тепловую энергию на обогрев или охлаждение.
2. Принцип сокращения объемов нового строительства предполагает использование в новых постройках старые здания или материалы от них. Подобный принцип действовал на протяжении веков, особенно в период Средневековья, когда здания строили на века. Однако в середине 20-го века застройщики начали просто все сносить и строить на пустом месте, поскольку так было намного проще.
3. Принцип сотрудничества с солнцем предлагает использование в здании солнечных батарей как способ накопления энергии для отопления. К тому же в зданиях, построенных в стиле зеленой архитектуры, практически все окна выходят на юг.
4. Принцип уважения к обитателям – здание становится не просто местом для проживания, а владением, в котором каждый обитатель дома должен играть огромную роль в поддержании порядка.
5. Принцип уважения к месту предусматривает взгляд восточной философии на природу – единение и слияние человека и его природного окружения. Природа должна перестать быть только ресурсом, использующимся на благо человечества.
6. Принцип целостности выражает идеал эко-архитектуры. Он предусматривает подход к задаче строительства таким образом, чтобы можно было задействовать все вышеперечисленные принципы.
Направления зеленой архитектуры:
Использование экологичных материалов при строительстве зданий
Строительство на основе системы сертификации зеленого строительства
Зеленые крыши, «живые стены», вертикальные фермы.
Система оценки зеленого строительства.
LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – «лидерство в области энергетического и экологического проектирования») – рейтинговая система, разработанная американским Советом по зеленым зданиям (US Green Building Council) и опубликованная впервые в 1999 году. Система LEED состоит из 7 основных разделов. Каждый раздел разбит на определенные пункты, по которым проект может получить один или более баллов. Общее количество очков строительства может попадать в одну из четырех категорий сертификации, после чего зданию присваивается итоговая оценка. В данной статье рассматривается редакция LEED 2009 года.
BREEAM (BRE Environmental Assessment Method – «метод экологической оценки Организации по исследованию зданий») – рейтинговая система, разработанная британской Организацией по исследованию зданий (UK Building Research Establishment), впервые была опубликована в 1990 году. В рамках BREEAM, BREGlobal поддерживает Совет по устойчивому развитию, представляющий акционеров крупнейших представителей строительной промышленности. Компания BREGlobal готовит независимых лицензируемых оценщиков по системе BREEAM во всем мире, контролируемых UnitedKingdomЭта система оценивает характеристику здания, и баллы начисляются по каждому пункту. Конечная оценка относит здание к одной из пяти категорий, и проекту присваивается общий балл.
Для получения зеленого сертификата достаточно набрать 40-49 баллов, серебряный сертификат «стоит» 50-59 баллов, золотой 60-79, если же здание набирает свыше 80 баллов, ему присваивается платиновый сертификат LEED.
К глобальным мероприятиям можно отнести использование собранной с кровель дождевой воды и серых стоков, которые пройдя предварительную очистку, могут применяться для смыва в системе бытовой канализации или для полива территории участка. Однако, это экономически целесообразно лишь в общегородских масштабах. В качестве примера в России можно рассмотреть проект : Квартал N 9 ИЦ «Сколково»:
По подсчетам, с учетом затрат на обслуживание внутриквартальных очистных сооружений, стоимость1 куб. м. восстановленной воды, собранной с кровель здания, а также из ванных, раковин, посудомоечных и стиральных машин, составила 8,5-9 $. Это почти в 10 раз превышает стоимость1 куб. м. холодной водопроводной воды в г. Москва.
Если добавить к этому стоимость строительства очистных сооружений, отсутствие места для их размещения, а также стоимость строительства параллельной сети канализации, становится понятно, почему нами было принято решение отказаться от данного мероприятия.
Рассматривая стратегии проектирования «зеленого» строительства, оказывающие огромное влияние на системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и на энергосистемы здания, мы также обратим внимание на требования двух широко известных «зеленых» стандартов и на соответствующие документы.
Системы сертификации могут применяться как к новым, так и функционирующим зданиям. Различают номинальные и функциональные, обязательные (Директива Европейского Союза по энергетическим показателям зданий) и добровольные (BREEAM, LEED) системы. Так, номинальный подход основан на исследовательских данных по объекту потребления энергии, функциональный – на показателях приборов, свидетельствующих о реальном потреблении энергии. Среди добровольных систем сертификации в мире выделяют более десяти стандартов, большинство из которых имеют национальный характер: Япония – CASBEE, Австралия – GREENSTAR, NABERS, Франция – HQE, Германия – DGNB, т.д. На международном рынке активно присутствует система BREEAM (Великобритания) и LEED (США), а также GSBC от DGNB (Германия).
Пути развития
Здания с вертикальными садами.
В 1979 году Стефано Боэри приехал в Китай и понял: тот задыхается от пыли, глохнет от шума магистралей и умирает без птиц. Парки уступают место торговым центрам, а жилые унифицированные муравейники строят за считанные месяцы. Да, архитекторы по всему миру задаются вопросом зеленого строительства: утопичные проекты фасадов с садами, лужаек на крышах и парков внутри офисов активно продвигал, например, Жан Нувель. Но никто из архитекторов не претворил свои благородные идеи в философию и активную практику.
Стефано Боэри ценит заслуги коллег, однако акцентирует внимание в интервью: один вертикальный сад не избавит от тысяч килограммов углекислого газа, надо смотреть шире. Очеловечить город и спасти в нем природу — вот в чем миссия Стефана Боэри. Популяризировать концепцию архитектор начал с Милана.
Bosco Verticale (2009-2014) — две башни с террасами, внутри которых высажены более 20 000 растений и 800 деревьев. Общая озелененная территория равна одному реальному лесу площадью в 2 га.
Революционной находкой создателей Боско Вертикале является идея органичного соединения высотных зданий и зеленых ландшафтов. Иначе говоря, Вертикальный лес – это не просто бетонное здание, украшенное кадками с растениями. А самый настоящий лес, состоящий из различных пород деревьев. Для воплощения планов в реальность специалистам понадобились деревья, имеющие различную высоту и жизненный цикл. В общей сложности были высажены более 800 деревьев, около 500 высоких и более 250 – низкорослых. Для расстановки нужных акцентов, были использованы 5 тысяч разнообразных кустарников, более 10 тысяч многолетних зеленых насаждений, огромное число цветов и трав.
Авторы проекта утверждают, что 27-этажный эко-небоскреб и его напарник способны заменить парковую зону площадью в 50 тысяч м2. Еще один интересный факт: стоимость всех приспособлений, необходимых для комфортной жизни растений, а также покупка насаждений, увеличили общие затраты на строительство всего на 5%.
Вертикальный лес в центре Милана стал прототипом обновления городов во всем мире и в первую очередь в Китае, которое придумал Стефано Боэри.
Башня кедров (Лозанна, Швейцария). В Швейцарии Стефано Боэри предложил еще более масштабный вертикальный сад высотой в 117 м. Небоскреб станет первой в мире вечнозеленой высоткой. Архитектор предлагает высадить сотню кедровых деревьев, 6000 кустарников и 18 000 растений. На этот раз Боэри сделал акцент на эстетике: кедр в течение года меняет окрас, и жители в каждое время года будут смотреть на привычный дом в новом цвете. Также здание обогатит район кислородом и разнообразит биологическую среду в городе.
Стефано Боэри думает о жителях больше, чем о деревьях. Например, в Милане архитектор решил озеленить северный фасад Bosco деревьями, которые зимой теряют листву. В результате горожане получили больше солнечного света. Архитектор всегда следит и за тем, чтобы растения не попадали как карточный домик: для этого он проверяет их в условиях экстремальных ветров и внимательно выбирает грунт, который должен крепко держать корневую систему, но быть не слишком тяжелым.
Озеленение кровель как способ привлечь клиентов.
Пшеница на крыше: общественный центр Barilla. Оригинальный способ привлечь клиентов нашла итальянская компания Barilla. Совместно с архитекторами из VAARO и Gabriel Fain Architects всемирно известный производитель пасты планирует построить неподалеку от Пармы огромный общественный центр. Основными стройматериалами при этом выступят солома, дерево и почва.
Архитектурные бюро VAARO и Gabriel Fain Architects представили проект общественного центра Barilla — всемирно известного итальянского производителя пасты и соусов. Масштабную конструкцию, словно вырастающую из пшеничного поля, планируется возвести рядом с заводом компании неподалеку от Пармы. Особенностью проекта станет активное использование природных материалов: соломы, древесины и почвы.
По замыслу архитекторов, пространство общественного центра должно быть простым, как того требует сельский контекст, и вместе с тем максимально гибким. «Слить» здание с ландшафтом помогает крыша, на которой высажена пшеница, при этом сама конструкция частично погружена в почву. Излишки последней также пойдут в дело — грунт используют при возведении стен и кровли.
Функционально центр разделен на две части. Первая — надземная — включает в себя event-площадки, магазины и ресторан с открытой кухней. Под землей разместится зернохранилище, служебные помещения и пространства, которые смогут использоваться как галерея или детская зона.
Озеленение зданий с целью улучшение флоры в городе.
R&Sie(n) Жилой дом i'mlostinParis [затерявшийся-в-Париже] (2008).
Поддержание здоровой естественной среды в наши дни уже не мыслимо без вмешательства человека. Дом R&Sie(n) является не только «машиной для жилья», но и биологической машиной. Устойчивость сложившегося вокруг него биотопа зависит от целого арсенала технических приспособлений. Некоторые из них замаскированы или убраны в подполье, другие выставлены напоказ, напоминая о том, что здание помимо прочего является и эстетически осмысленным объектом.
В стены бетонной коробки заделываются стальные штыри, на них натягивается металлическая сетка. Она служит «шпалерой» для особо гибкого папоротника, привезенного из бельгийских лесов. 1200 папоротников высажены в зеленые «корзины», которые сделаны из искусственного дерна и крепятся к фасадной подконструкции посредством сетчатых захваток, а также в обычные горшки, размещающиеся в замаскированном насыпью приямке. Воду и питание папоротники получают с помощью находящейся в подвале системы гидропоники. Гидропоника является одним из самых экологичных способов выращивания растений в условиях дефицита нормальных почв. Растение питается корнями не в грунте, а в емкости с пористым или гранулированным заполнителем. Это требует частого полива специально приготовленным раствором, подающимся в точно рассчитанных дозах через определенные промежутки времени. Гидропоника позволяет обойтись без пакетированной «земли». Продаваемая в садоводческих магазинах «земля» на самом деле является не почвой, а смесью торфа с гранулами селитры. Торф же не возобновляемый ресурс: на месте разработанных торфяников образуются болота.
Систему гидропоники дополняют 300 колб из муранского стекла. Эти экстравагантные «шишки» служат для разведения клубеньковых бактерий (Rhizoblum). Благодаря микроорганизмам растения обогащаются азотом без применения химических удобрений. Придавая зданию образ загадочной лаборатории, колбы преломляют солнечные лучи, снабжая помещения дополнительным рассеянным светом.
Когда солнечные лучи падают на колбы, те, оттеняемые зеленью, как бы парят в пространстве, рассеивая и преломляя свет.
Папоротники высажены в корзины из искусственного дерна в сетчатых металлических «корсетах». Эти «корсеты» являются и кашпо, и креплениями растений к фасадной подконструкции. В результате интерьеры получают дополнительную солнцезащиту.
Husos - Здание фирмы Taller Croquis (Кали.Колумбия 2007-2008)Архитекторы поставили перед собой двоякую задачу. С одной стороны, новое здание призвано сделаться визитной карточкой фирмы, моделью для ее филиалов, а с другой - служить не только частным интересам, но и быть полезным городу. Бюро HUSOS разрабатывает постройку, которая в перспективе могла бы стать катализатором общественных инициатив по восстановлению и сохранению биологического многообразия среды.
Кали - столица департамента Валье-дель-Каука, который отличается особым богатством фауны и флоры. Здесь насчитывается больше видов бабочек, чем где-либо на планете. Бабочки являются чутким индикатором состояния экосистемы. Уменьшение их популяции, отмечаемое в настоящее время в Кали, свидетельствует о неблагополучной экологической ситуации в этом крупном колумбийском городе.
Вернуть бабочек в центр Кали и призвана публикуемая новостройка. Совместно с биологом Франциско Амаро [Francisco Amaro] архитекторы подбирают особое сочетание цветов, которые высаживаются в расставленные на балконах кадки и вьются по зарешеченным фасадам. Комбинируются растения двух типов: те, листву которых поедают гусеницы (так называемые растения-хозяева, host plants), и те, нектаром которых питаются взрослые бабочки, - нектароносные растения (nectar plants). Ухаживать за цветами можно и с балконов, и с мобильного трапа, перемещающегося по рельсе, прикрепленной к перекрытию верхнего этажа. Орошение осуществляется с помощью системы труб, опоясывающей здание. Дождевая вода собирается в баки, расположенные на крыше и на балконе бокового фасада. Подобранный для 40 видов бабочек «рацион» дополняется растениями в оригинальных кашпо, пузырящихся на стенах внутреннего двора.
Пестрый ковер цветов, покрывающий стены, обеспечивает одновременно и знаковость, и общественную полезность дома. Вдумчиво решено и его функциональное устройство. Металлический каркас здания будет заполняться постепенно. Пока введены в действие лишь два этажа из четырех. Проект подразумевает не только дальнейшее наращивание площадей, но и гибкое варьирование функций в зависимости от темпов развития компании и колебаний делового климата.
Дома в этом жарком и влажном регионе лучше ставить не вплотную, оставляя щели для сквозного проветривания и охлаждения помещений.
Вертикальное озеленение здания подобрано с таким расчетом, чтобы питать 40 видов бабочек.
Объект был представлен на выставке экспериментальной архитектуры в павильоне Италии на XI Венецианской биеннале, а недавно был номинирован на премию компании Zumtobel за устойчивое и гуманное строительство. Обладателя награды, вручаемой знаменитым австрийским производителем светильников совместно с берлинской галереей «Аэдес» [Aedes], объявят на церемонии, которая пройдет в Брегенце в сентябре ЭТОГО года.
Экстремальная природа.
Юнья Иwигами, Хидеаки Оба - Экспозиция Японии на XI Биеннале архитектуры в Венеции. Экстремальная природа: Ландшафт неоднозначных пространств
Главная задача Юньи Ишигами состояла в том, чтобы наметить пути органического единства природы и архитектуры. Единства, при котором сооружения не рядятся в зеленые одежды, сохраняя свой внеприродный характер, но при этом смешиваются с ландшафтом. Это обеспечивается несколькими путями: во-первых, субтильным дроблением зеленых зон и пятен застройки, в результате чего одно растворяется в другом; во-вторых, дематериализацией зданий - боксы из стекла с минимальными несущими конструкциями исчезают среди густых насаждений; в-третьих, растения активно проникают в интерьеры этих «теплиц», размывая границу между внутренним и внешним пространством.
Совместно с ботаником Хидеаки Обой Ишигами создает камерный пейзажный сад. Внутри «теплиц» растения складываются в крупные икебаны, снаружи смешиваются с существующей зеленью, проявляясь лишь при внимательном разглядывании мини парка. Соотношение между растительностью и архитектурой таково, что они выступают как равные партнеры. Ни один из двух основных компонентов этой среды на доминирование не претендует.
Свои фантазии на тему архитектуры и природы Ишигами переносит в пространство павильона. Архитектор полностью освобождает его от объектов, красит стены в белый цвет и покрывает их «фресками» контурных карандашных рисунков с комментариями, написанными от руки. Обычно предметом медитаций и вдумчивых созерцаний являются картины естественного ландшафта, но усилиями Ишигами умиротворение достигается внутри экспозиционной коробки, где роль окон в природу играют легкие, почти детские рисунки, ставшие уже фирменным знаком 34-летнего японца.
Инсталляции из живых растений
Существуют люди, которые пошли гораздо дальше, буквально приручив растения, создав с их помощью живые здания. Такие сооружения собрал в своей книге «NaturalArchitecture» AlessandroRocca. Некоторые здания, описанные в книге, гармонично вписались в природные ландшафты и были созданы из живых растений, которые формировали и направляли. Умело подрезая и изгибая стволы в нужном направлении, ему удалось направить рост деревьев так, чтобы сформировать купол. Возможно, такое сооружение нельзя назвать полноценным домом, но некоторое сходство все же угадывается.
Особого внимания заслуживают также сооружения группы SanfteStrukturen, под руководством архитектора MarcelKalberer. Их работы позволяют не просто любоваться конечным результатом, но и увидеть развитие сооружения, а значит оценить затраченное время и усилия. Ведь для того чтобы получить «живые» здания необходимо терпение и время, которого так не хватает многим садоводам даже при банальной формировке плодовых деревьев.
Чтобы создать сооружение названное «AuerworldPalace» это группе понадобился труд 300 волонтеров. Зато ни один дворец в мире не может похвастаться таким необычным строительным материалом, как живые ивы.
Понимания города как единой системы. Будущее.
XI Биеннеле архитектуры в Венеции. Мир нуждается в новой дружественной флоре и фауне подходах к организации обитаемой среды. Выставка представляла три сценария развития городской системы.
Возделывание города. Сценарий сфокусирован на теме активного озеленения городского пространства и возделывания в его пределах различных сельскохозяйственных культур. Политика поощрения озеленения как вертикальных (зеленые стены), так и горизонтальных поверхностей (крыш, эстакад и проч.) может быть увязана с развитием пищевой промышленности - становлением фермерства в пределах городской черты (zero kilometre farming). В совокупности это должно привести, по выражению Боери, к «деминерализации» урбанистической среды. Однако чрезмерное расширение сельхозугодий повлечет за собой сокращение животного и растительного многообразия, создание монотонного городского пейзажа. Для спонтанного распространения флоры и фауны попросту не останется места.
Город зверей. Другой сценарий посвящен политике возращения природы в город (ренатурализации). Сокращение, а порой и прекращение людской хозяйственной активности в некоторых районах приведет к тому, что природа «колонизирует» мегаполис. Появятся зоны, свободные от присутствия и влияния человека, зоны, в которых, как пишет Боери, «животные смогут наблюдать за нами». Однако идея диких или неокулыуренных зон в городе ставит вопросы, на которые непросто найти ответ. Ведь люди, теснимые лесами и зверями, могут в конце концов покинуть мегаполис и укорениться за городом на лоне того, что сейчас зовется природой.
Природа становится технологичной. Третий сценарий связан с повсеместным распространением технологий энергосбережения (солнечных батарей, ветровых станций, геотермальных колодцев и проч.). Развитие этой тенденции может привести к становлению нового урбанистического ландшафта, где первостепенную роль станут играть не постройки или характер ландшафта, но разного рода технические приспособления для поглощения и накопления солнечной энергии, а также сбора талых, дождевых и сточных вод. «Этот процесс, указывает Боери, может превратить предметно-пространственную среду в поле тоталитарного контроля. Здесь нам бы хорошо заново приобщиться к тому старому и безысходному видению будущего, которое предсказывало, что технологии и технократия будут проникать в самые потаенные сферы человеческой жизни».
Список использованных источников
Ландшафтная архитектура. [электронный ресурс]. Режим доступа- URL: https://vk.com/landscapewiki (дата обращения 01.12.2018г.)
ASHRAE Green Guide: The Design, Construction, and Operation of Sustainable Buildings. Butterworth-Heinemann, Burlington, MA. 2006.
BREEAM Europe Commercial 2009 Assessor Manual, SD 5066A Issue 1.0. BRE Global, 2009. www.breeam.org.
Титова Н. П., Сады на крышах - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 112 с.
Архитектура. Краткий справочник/Гл. ред. М. В. Адамчик: гл. научн. Ред. В. В.
Адамчик и др. – М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2007. – 624 с
Джереми Мелвин, Архитектура: путеводитель по стилям : [пер. с англ.] -Кладезь-Букс, 2007. - 158с.