ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Климова Е.Ю. 1, Каркавцева И.А. 1, Кольцова М.П. 1, Манжуло И.А. 1
1ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время многие сферы деятельности требуют модернизации, и система физического воспитания не исключение. Под системой физического воспитания подразумевают упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры [3]. Необходимо осмысление ее компонентов, содержания, целей, направленности, задач, форм, методов, педагогических технологий, способных гарантировать соматическое воспитание в виде улучшения функционального состояния организма, физической подготовленности и формирования ценностно-ориенитованного отношения к своему телу.

По мнению многих авторов, подрастающему поколению требуется не только спортивное воспитание, направленное на становление спортивной культуры и личностное развитие, а также физкультурное воспитание, формирующее позитивное ценностное отношение к физкультурной активности и воспитание через эту деятельность [1, 5]. В связи с данным аспектом и со значительным ухудшением качества здоровья, снижением базового уровня физической подготовленности студентов в образовательном процессе, увеличением доли специальной медицинской группы здоровья среди молодежи существует острая необходимость применения нестандартных современных форм и методов физического воспитания.

Важность совершенствования современной системы физкультурного образования продиктована также отклонением применяемых средств педагогического процесса от мотивационных интересов студентов; дефицитом современных фитнес технологий, способствующих созданию физического воспитания в процессе самопознания, самовоспитания и самореализации личности.

Поэтому на сегодняшний день в значительной степени актуальны инновационные технологии физкультурного образования, фитнеса и сбережения здоровья. Среди таких технологий выделяют несколько основных направлений [6]:

атлетическую гимнастику,

функциональное многоборье (кроссфит),

оздоровительную аэробику,

фитнес программы комплексной направленности,

аква-фитнес,

функциональный тренинг.

Цель работы – анализ и верификация данных литературных источников и интернет-форумов для выявления отличительных особенностей такого фитнес-направления, как функциональный тренинг, а также необходимости и эффективности его применения в системе физического воспитания студентов.

Функциональным тренингом (функциональной тренировкой) называют принципиально новый этап развития фитнеса, предполагающий широкие возможности для тренировок не только студентам разного уровня физической подготовленности, но и людям любого возраста, с разным уровнем адаптационных физиологических особенностей и самых разнообразных потребностей относительно своей физической формы.

Функциональный тренинг – это разновидность тренировочного процесса, целью которой является всестороннее развитие двигательной активности, т.е. совершенствование пяти человеческих качеств – силы, гибкости, быстроты, координации и выносливости [4]. Одной из основных задач функциональной тренировки является поддержание тела в тонусе, проработка всех групп мышц, которые используются в повседневной жизни. Так как данный тренинг включает в себя простые упражнения, что позволяет тренировать основные мышцы, используемые в повседневной деятельности. Важно отметить, что ведуще мышцы играют важную роль в жизни каждого человека. Они выполняют жизненно-необходимые функции, такие как, поддержание позвоночника и ровной осанки, удержание тела в вертикальном положении и т.д.

В основном, функциональный тренинг подразумевает под собой упражнения привычные для человеческого тела, тренировки проходят с собственным весом или умеренным утяжелителем. Это помогает развитию силовых и координационных двигательных способностей, повышению выносливости и развитию гибкости. Кроме того, при правильном выполнении физических упражнений происходит ускорение метаболизма, и как следствие снижение лишнего веса.

Кроме того, необходимо соблюдать основные принципы физического воспитания [2]. Один из основополагающих принципов физического воспитания – принцип оздоровительной направленности. Педагог (тренер) обязан организовывать систему занятий таким образом, чтобы прослеживалась как профилактическая, так и развивающая функция при занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, с помощью физических упражнений следует компенсировать недостаток двигательной активности и совершенствовать функциональные возможности организма. Кроме того, необходимо учитывать принцип всестороннего развития личности, при котором наблюдается не только развитие физических способностей, но и совершенствование духовных качеств личности. Гармоничное физическое воспитание личности происходит в неотъемлемой связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

Если с раннего возраста воспитывать у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять элементарные физические упражнения, то можно прочно заложить основы хорошего здоровья и гармоничного развития ребенка. Следовательно, повышение уровня физических качеств и укрепление здоровья является главной целью функционального тренинга в системе физического воспитания не только студентов и лиц старшего возраста, но и детей раннего возраста, но и взрослых.

Функциональный тренинг является наименее травмоопасным видом физической активности. Но, как и в любой системе физических упражнений, данный вид физической нагрузки имеет свои определённые требования [7].

Во-первых, прежде чем приступить к тренировочному процессу, необходимо грамотно оценить свой базовый уровень физической подготовленности и особенности адаптационных перестроек организма.

Во-вторых, необходимо точно рассчитать длительность, объём и интенсивность выполнения физической нагрузки. При этом строго соблюдать постепенное увеличение или снижение параметров нагрузки.

В-третьих, во время выполнения тренировочной нагрузки необходимо чередовать работу и отдых. Задача функционального тренинга – не позволять организму привыкнуть к монотонным упражнениям, в связи с этим необходимо чередовать аэробные и анаэробные физические нагрузки.

В-четвертых, необходимо учитывать правильное дыхание во время выполнения физических упражнений, что является неотъемлемой частью функционального тренинга. Вместе с педагогом (тренером) необходимо отработать правильный дыхательный цикл при выполнении каждого отдельного упражнения, а именно, длительность и частоту вдоха и выдоха.

В-пятых, оптимальное восстановление организма после выполнения тренировочной нагрузки – залог грамотной адаптации функциональных систем организма к мышечной работе. Данное правило несложно выполнить, если своевременно соблюдать режим тренировок, сна и питания.

При изучении и анализе данных современных литературных источников и интернет-форумов можно условно выделить несколько приоритетных особенностей функционального тренинга [8, 9]:

универсальность – этот вид физических нагрузок подходит для каждого человека в соответствии с его потребностями и именно поэтому данная система тренировок так популярна;

доступность – в функциональных тренировках отсутствуют упражнения, требующие специальной физической подготовки (тяжелая атлетика, бодибилдинг и др.);

вариативность – это разнообразие тренировочных программ разной направленности, при котором существует огромный выбор выполнения комплексов физических упражнений;

приемлемость – одно из преимуществ системы тренировочных занятий, при котором тренировки можно проводить в любом месте, как в тренажерном зале, так дома или на улице.

С физиологической точки зрения, функциональная тренировка значительно отличается от других систем физических упражнений своим комплексным воздействием на работу организма в целом, а не только его отдельных частей. Имитация привычных бытовых движений улучшает силу всей цепи мышц, которые участвуют в данном процессе. Эффективно прорабатывать всю мышечную структуру позволяет одновременное и равномерное распределение физической нагрузки на туловище, верхние и нижние конечности [4]. В работу вовлечено большое количество мышечных групп, создается оптимальная нагрузка на всю костную систему организма и связочный аппарат, что способствует развитию мышечной, сердечно-сосудистой, нервной и опорно-двигательной систем одновременно. При этом отсутствует излишнее напряжение в суставах, позвоночнике, уменьшается вероятность появления травм и негативных последствий, связанных с неестественным положением частей тела во время выполнения физической нагрузки.

Заключение. Таким образом, в системе физического воспитания функциональный тренинг становится более популярным и востребованным. Данная система тренировочных занятий приемлема не только для студентов, но и для людей разного возрастного контингента с различным уровнем физической подготовленности и мотивацией. С помощью систематических занятий функциональной тренировкой оптимально развиваются основные физические качества, совершенствуются двигательные способности человека, а также ускоряются метаболические процессы и повышаются адаптационные перестройки функциональных систем организма. Следовательно, данная система занятий актуальна и может быть применима как физическая нагрузка с оздоровительной направленностью, так и с тренировочной.

Список литературы:

Береснев, Е.А. Функциональный тренинг: раздаточный материал для семинара по функциональному тренингу / Е.А. Береснев. – Москва : [б.и.], 2011. – 17 с.

Иванов, В.А. Направленность деятельности вуза по физическому совершенствованию студентов к сдаче норм комплекса ГТО / В.А. Иванов, С.П. Голубничий, В.А. Зайцев // Двигательная активность учащейся молодежи в современном образовательном пространстве: Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). 222 материалы всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) / Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола, 2015. – С. 71-73.

Информационные организационно-дидактические технологии в системе физического воспитания студентов экономического университета / С.Ю. Витько, К.Э. Столяр, Е.Г. Стадник, М.Ю. Точигин, Р.Р. Пихаев // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 16-18.

Кныш Е.А. Функциональный тренинг и его значение в развитии физических качеств // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. Ст. По мат. XXIII междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 12(23). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/12(23).pdf (дата обращения: 5.11.2018).

Подоруев, Ю.В., Пихаев Р.Р., Заппаров, Р.И. Система фитнеса в процессе физического воспитания студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №9 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-fitnesa-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya-studentov (дата обращения: 03.12.2018).

Шутова, Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 2. – С. 116-122.

Функциональный тренинг [Электронный ресурс]. – URL: http://sportwiki.to.(Дата обращения: 5.11.2018).

Функциональный тренинг основные принципы и особенности [Электронный ресурс]. – URL: http://gripboard.ru/funktsionalnyj-trening-osnovnye-printsipy-i-osobennosti (Дата обращения: 5.11.2018).

Функциональный тренинг, что это такое, особенности, преимущества, оборудование для функционального тренинга [Электронный ресурс]. – URL: http://www.inflora.ru/fitness/fitness231.html (Дата обращения: 5.11.2018).

Просмотров работы: 111