ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ВЫТЫНАНКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕХНОЛОГИЯМ ВЫТЫНАНКИ

Торгашова А.М. 1
1ФГБОУ ВО БФ "ВГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вытынанки – это искусство вырезания из бумаги. Оно имеет давнюю историю, зародилось в 7 веке в Китае. Самые первые бумажные вытынанки появились в 19 столетии в Украине [3, с. 15]. Преимущественно внедрение произошло в Преднепровье, Подолье и Прикапарпатье. Кстати замечу, что искусство вытынанки известно и в других странах, таких как Белорусия, Польша, Чехия и Германия.

А вы можете представить, что даже существует музей вытынанки? Народный Музей Украинской вытынанки находится в городе Могилёве-Подольском в скромном особняке. Здесь в 18 веке находилась резиденция могилёвского полковника О. Гоголя – предка нашего любимого автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», памятник который стоит практически напротив. Перед самым входом можно сразу обратить внимание на белые и ажурные узоры.

Итак, вытынанка – искусство  вырезать ажурные бумажные узоры. Но в разных странах все равно называют это искусство по-разному. В России это называется вырезанка, выстриганка, или вырезка. А вы могли подумать, что снежинки, которые мы вырезали в школе, это целое искусство? Бумага складывалась несколько раз, отрезались некоторые части бумаги, разворачивалось – и снежинка была готова. А сколько было ликования, когда появлялось что-то ажурное и необычное. Но для этого нужно было, конечно, постараться.

Существуют различные разновидности вытынанки [1, с. 53]:

ажурные (объёмные);

силуэтные (плоскостные);

одинарные (одноцветные, из одного листа бумаги): прямоугольные, круглые, силуэты людей, тематические, объёмные игрушки;

сложные (многоцветные аппликационные): крупномасштабные, прорезные, накладные;

комбинированные (вытынанка, соединённая с росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста, возможно, освоить эту технику. На занятии «Ажурные вытынанки» решаются такие задачи: проявление творчества, развитие памяти, логики, концентрирование внимания.

Обычно для выполнения вытынанок используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов. Например, вырезать белоснежные зимние пейзажи из белой бумаги для пастели, белизна придает особый шарм вырезанной картине, а если подобрать удачный темный фон, то эффект просто невероятный. Для работы необходимы: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы. Намечают контуры эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.

На занятии со старшими дошкольниками можно познакомить с историей возникновения техники с помощью презентаций, продемонстрировать многообразие и виды вытынанок представив малышам образцы работ. Несложность технических средств, доступность и возможность создания бумажных шедевров могут сделать вытынанки любимым и увлекательным творчеством для детей. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, точного глазомера, внимательности; воспитанию трудолюбия, аккуратности, чувства прекрасного. Они развивают образно-творческое мышление, стимулирует желание вносить элементы творчества с учетом имеющихся знаний и умений, развивает воображение, мыслительный процесс, конструктивное решение, возможность экспериментировать. ознакомить детей с искусством народного промысла «вытынанка», его видами.

Ребят на занятии стоит научить развивать любовь к прекрасному; формировать желание научиться вырезать ажурные картины из бумаги; закрепить знания о технике безопасности работы с инструментами; закреплять элементарные навыки аппликации; закреплять навыки вырезания по форме, шаблону; учить детей вырезать изображения симметричного строения и вырезать из бумаги, сложенной несколько раз; развивать умение составлять несложные композиции; познакомить детей с разными видами бумаги (качество, цвет, фактура); развивать тактильное ощущение, моторику пальцев рук; приучать в конце занятия убирать свое рабочее место, приводить все в порядок;- воспитывать трудолюбие, умение ценить труд своих товарищей.

Особое значение в развитии опыта работы имеет кружковая деятельность. Следует отметить, что знание бумагопластики связано с такой актуальной сферой современной жизни, как дизайн. В наших руках сделать жизнь ярче. Творите сами, творите с детьми!

Список литературы

Гусакова М.А. Апликация. – М.: Просвещение, 1988. – с. 5.

История развития и возникновения бумажного листа. Вып. 12, 2009

Козвинина В.П. Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работ Н. ш. 11-2000

Программа воспитания и обучения «Радуга» . / Под ред. Дороновой Т.Н. – М.: 1993. – с. 5.

Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 5.

Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков. – М., 2003.

Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. – М., 2004 – с. 5.

Просмотров работы: 172