ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросамотмывания доходов, полученных преступным путем, уделяется внимание, как на международном уровне, так и в отечественном законодательстве.Это связано с тем, что легализация является неотступным спутником организованной преступности, терроризма и других преступных проявлений, представляет собой серьезную опасность экономической (финансовой) стабильности государств, национальной безопасности государств и мировому правопорядку в целом.

«Одним из первых документов, посвященных борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем были Рекомендации Комитета министров Европейского сообщества от 7 июня 1980 г. № Р/80/10 "Меры против перевода и хранения денежных средств преступного происхождения". В нем отмечалось, что банковская система способна играть весьма эффективную роль в предотвращении указанной преступной деятельности, причем сотрудничество банков может быть полезным при раскрытии соответствующих преступлений судебными властями и полицией». 1

Среди международных актов, затрагивающих аспекты противодействия легализации преступных доходов следует назвать Венскую Конвенции ООН «О противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988).2 Данный универсальный международный документ направлен на организацию взаимодействия различных стран в деле по борьбе с отмыванием доходов, полученных от преступлений. Именно ему отдается первенство в формировании понятий, характеризующих данное преступное явление.

Конвенцией государствам - участникам рекомендовано принять меры к признанию «легализации» («отмывание») преступным деяниям, при этом признаками такого деяния определены:

- конверсию или передачу собственности, если известно, что эта собственность получена в результате совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях, с целью сокрытия или маскировки незаконного источника происхождения собственности или содействия лицу, вовлеченному в совершение подобного преступления или преступлений, чтобы оно могло избежать юридических последствий своих действий;

- сокрытие или маскировка истинной природы, источника местонахождения, движения собственности или прав на собственность, если известно, что эта собственность получена в результате совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях.

Конвенция содержит указание и на основные меры, направленные на сокращение рисков совершения данного преступления и устранения его последствий. К таковым относятся меры по аресту банковских, финансовых и коммерческих документов, заморозке и аресту активов с целью конфискации доходов от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Под преступные деяния согласно положениям Конвенции подпадают и факты приобретения собственности или использование собственности, приобретенной ( полученной) в результате совершения преступлений, связанных с наркотиками.

Важным документом, направленным на противодействие легализации преступных доходов является Страсбургская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года.

Позже, в 2005 году появился еще один важный документ - Конвенции совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». 3

В Конвенции, государства призываются к тесному взаимному сотрудничеству в целях предупреждения и пресечения международного терроризма, закрепляются принципы такого сотрудничества. Особые рекомендации содержаться относительно такой меры как, конфискация имущества.  При этом обращается внимание, что меры, предусмотренные Конвенцией, могут не применяться государством, в случае, если это может привести к причинению ущерба суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам государства. Следует обратить внимание, что данная Конвенция ратифицирована Российской Федерации в текущем (2018) году.

Российская Федерация, следуя ратифицированным международным актам в области противодействия отмыванию преступных доходов внесла ряд изменений в действующее законодательство. Среди нормативных правовых актов Российской Федерации, служащих правовой основой в рассматриваемой сфере основным выступает Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»4, который приводит перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях, определяются перечень и компетенции государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 года № 1263  был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. В качестве задач Комитету Указом ставился сбор, обработка и анализ информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) указанных средств; осуществление взаимодействия и информационного обмена с соответствующими компетентными органами иностранных государств.5

Позже Указом Президента России от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»6 Комитет по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Постановлением Правительства от 7 апреля 2004 года № 1867 определены функции Федеральной службы, в частности к таковым отнесены сбор и анализ информации о сделках, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.

На службу также возложена обязанность по осуществлению контроля над юридическими и физическими лицами относительно выполнения требования Закона. Служба также наделена полномочиями привлекать нарушителей к ответственности.

Обозначенные Указ и Постановление Правительства утратили силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 13.06.2012 N 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».8 Этим Постановлением руководство деятельностью Росфинмониторинга передано Президенту, (ранее ведомство находилось в подчинении правительства).

К закрепленным ранее за Росфинмониторингом функциям прибавились и такие как оценка угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также по выработке мер противодействия этим угрозам.

«Помимо Росфинмониторинга в «антиотмывочную» систему Российской Федерации входят субъекты первичного финансового мониторинга (кредитные организации, ломбарды, микрофинансовые организации, риэлторы, адвокаты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, организации федеральной почтовой связи, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, операторы связи, страховые организации и др.), правоохранительные и надзорные органы, суды».9

Большая роль, в том числе превентивного характера, принадлежит уголовному законодательству. Российская Федерация, которое было приведено в соответствие с положениями Страсбургской конвенции. В частности, в УК РФ введена ст. 174, устанавливающая ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с финансовыми средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно за использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.10 Уголовная ответственность за преступления рассматриваемой направленности установлена и в ст. ст. 174.1 УК «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления». признаки указанных преступления разграничиваются как по субъектам

Большое значение для правильного применения указанных статьей принадлежит Постановлению Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23.11 В нем в частности раскрывается понятие

Имущества (вещи, деньги, ценные бумаги, так и имущественные права) с ссылкой на статью 128 ГК РФ.12 Предметом преступных деяний могут выступать и денежные средства, находящиеся на банковском счете, и бездокументарные ценные бумаги, и иные вещи, перечисленные в гражданском законодательстве в качестве объектов гражданского оборота. Основное требование применительно к вышеназванным статьям – то, чтобы эти объекты были добыты только преступным путем. Исключения, установленные в ч. 1 ст. 174 УК, обоснованы, поскольку в результате неуплаты налогов и т.д. незаконно удержанные средства не становятся преступно приобретенными.

Таким образом, в России ведется активная деятельность по противодействию легализации имущества, добытого преступным путем и в этих целях регулярно совершенствуется нормативная база, закрепляющая механизмы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Список литературы

Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М., 1994. С. 133 - 157

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) // Бюллетень международных договоров, N 4, апрель, 2018

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954, Российская газета, N 255, 14.11.2018

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета N 238-239, 08.12.1994, Российская газета, N 172, 04.08.2017.

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета, N 151-152, 09.08.2001

Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 18.06.2012, N 25, ст. 3314

Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) // Российская газета, N 217, 03.11.2001

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) //Российская газета, N 50, 12.03.2004 ( утр. силу)

Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 186 (ред. от 28.01.2011) // Российская газета, N 76, 13.04.2004. ( утр. силу)

О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, 2005.

Абдурагимова Д.А. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма//Научные труды КубГТУ, № 6, 2018 г.- С. 521- 527

Бокерия С.А., Новикова С.Н. Международно-правовое сотрудничество в противодействии отмыванию преступно полученных доходов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки,2002,№ 2.- С.94-103

1 Бокерия С.А., Новикова С.Н. Международно-правовое сотрудничество в противодействии отмыванию преступно полученных доходов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки,2002,№ 2.- С.94-103

2 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII.- М., 1994. С. 133 - 157

3 Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) // Бюллетень международных договоров, N 4, апрель, 2018

4 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета, N 151-152, 09.08.2001

5 Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) // Российская газета, N 217, 03.11.2001

6О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) //Российская газета, N 50, 12.03.2004 ( утр. силу)

7 Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 186 (ред. от 28.01.2011) // Российская газета, N 76, 13.04.2004. ( утр. силу)

8 Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 18.06.2012, N 25, ст. 3314.

9 Абдурагимова Д.А. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма//Научные труды КубГТУ, № 6, 2018 г.- С. 521- 527

10 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954, Российская газета, N 255, 14.11.2018

11 О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, 2005.

12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета N 238-239, 08.12.1994, Российская газета, N 172, 04.08.2017.

Просмотров работы: 105