СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТА

Илюк А.Д. 1
1"Финансовый университет при Правительстве РФ" (Орловский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире видно, как Россия стремительно укрепляет свои позиции на мировой арене. Правительство и многие отечественные производители считают выход продукции Российской Федерации на внешний рынок перспективным направлением, которое необходимо для развития экономики, повышения статуса бренда «Россия» и создания новых экономических связей. Как показывает практика и мировой опыт ведущих промышленных стран и крупнейших транснациональных компаний без эффективного развития экспорта продукции невозможна полноценная интеграция в мировое экономическое пространство и эффективное развитие экономики страны.

Одним из важнейших аспектов внешней торговли является экспорт. Традиционно Россию можно назвать экспортером топливно-энергетических ресурсов и сырья.

Для начала определимся, что же обозначает термин «экспорт». Экспорт (от лат. еxporto) - в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны или государства. Покупателя таких товаров и услуг принято именовать страной или государством — «импортёром», тогда как внешнего продавца страной или государством — «экспортёром». Экспорт включает вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров [1].

Разберемся, что относят к отечественным и реэкспортным товарам. К товарам отечественного производства относятся, прежде всего, товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, которая изменяет основные качественные или технические характеристики товаров. Реэкспортными товарами называют товары, которые были ранее ввезены на территорию Российской Федерации, а затем вывезены с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

Необходимо сказать, что экспортировать страна может не только товары, но и услуги и капитал. Разграничим эти понятия:

1. Экспортом товаров называют вывоз материальных благ определённого свойства.

2. Экспортом услуг считается возмещаемое предоставление зарубежным партнёрам услуг производственного или потребительского характера.

3. Экспорт капитала — это инвестирование средств в целях организации собственного производства за рубежом.

Перейдем к анализу статистических данных товарооборота экспорта России. По данным таможенной статистики в январе-августе 2018 года внешнеторговый оборот России составил 445,4 млрд. долларов США и по сравнению с январем-августом 2017 года наблюдается увеличение на 20,8% [3]. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 129,5 млрд. долларов США, что на 61% больше чем в том же периоде за 2017 год.

Если рассматривать непосредственно экспорт товаров в России за январь-август 2018 года, то его показатель составил 287,5 млрд. долларов США. По сравнению с данными аналогичного периода 2017 года происходит увеличение на 28,0%. Необходимо сказать, что на долю стран дальнего зарубежья приходится 87,7% общего объема экспорта, на страны СНГ – 12,3%.

Экспорт из России за период 2013 - 2018 гг. в общей сумме составил $2286.1 млрд. (рисунок 1) [2].

Рисунок 1 - Динамика оборота экспорта за период 2013 - 2018 гг. [2].

Тем самым можно сделать выводы, что после кризиса и санкций 2014 года экспорт товаров до 2016 года имел тенденцию к снижению. В 2016 году оборот экспорта имеет самый низкий показатель. Однако, в 2017 году показатели вывоза товаров возросли, хоть и не достигли уровня 2013 года, и на данный момент Россия пытается стабилизировать и увеличить экспортную деятельность страны.

Если говорить о группах товаров в данный период времени (2013 - 2018 гг.), то в основном экспортировались «Минеральные продукты» (55% общего оборота экспорта) и «Скрытый раздел» (15% общего оборота экспорта). В структуре экспорта по странам в тот период времени на первом месте располагались Нидерланды (12%), на втором месте Китай (9%).

Далее рассмотрим более подробно динамику структуру экспорта России в 2010 - 2017 годах по отдельным видам товаров (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика структуры экспорта России в 2010 - 2017 годах по видам товаров (процентов от всего объёма экспорта) [4].

Зеленым цветом выделены самые высокие показатели экспорта для каждого вида товаров, а красным соответственно - самые низкие. Если проанализировать данные таблицы 1, то можно заметить, что самые высокие показатели РФ достигает по виду товаров «Минеральные продукты». От общего объема экспортируется более 60% минеральных продуктов, а в 2013 году этот показатель достиг 71,5%. Из этого следует, что Российская Федерация была и, к сожалению, остается сырьевой страной, используя лишь то, что досталось по географическому местоположению - природные ресурсы. На наш взгляд, это огромный пробел в экономике страны, который хотя и приносит деньги, но тормозит наше развитие. Ценности современного общества больше не позволяют строить производство лишь на потреблении и преобразовании природных ресурсов, как делает это Россия. Достаточно вспомнить такую высокотехнологическую страну как Япония и ее экономический взлет.

Наибольшие попытки сдвигов в структуре происходили в 2015 и 2016 годах (таблица 1). И на данный момент Россия старается выровнять долевое соотношение показателей и больше ориентироваться на несырьевой экспорт.

Рассмотрим структуру российского экспорта за период август 2017-август 2018 гг. в таблице 2.

Таблица 2 - Основные экспортируемые группы товаров РФ за период август 2017-август 2018 гг. [2].

Исходя из приведенных в таблице 2 данных, можно сделать вывод, что больше всего Россия экспортирует все те же «Минеральные продукты» (доля экспорта - 51,5%). Второе и третье места занимают «Скрытый раздел» и «Металлы и изделия из них» (14,1% и 10,9%). Меньше всего доля экспорта «Пластмассы, каучука, резины» и «Транспорта» (1,2-1,5%).

Исходя из приведенных в таблице 2 данных, можно сделать вывод, что больше всего Россия экспортирует все те же «Минеральные продукты» (доля экспорта - 51,5%). Второе и третье места занимают «Скрытый раздел» и «Металлы и изделия из них» (14,1% и 10,9%). Меньше всего доля экспорта «Пластмассы, каучука, резины» и «Транспорта» (1,2-1,5%).

Рассмотрим в таблице 3 крупнейшие регионы России, упорядочив их по доле экспорта. Экспортером-лидером является Москва (доля экспорта - 43%). Доля экспорта других регионов составляет от 1,1% до 5,2%.

В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский Союз. Он является крупнейшим экономическим партнером нашей страны. На долю стран ЕС в январе-августе 2018 года приходилось 43,6% российского товарооборота (в январе-августе 2017 года – 43,0%), на страны СНГ – 11,9% (в январе-августе 2017 года – 12,4%), на страны ЕАЭС – 8,3% (в январе-августе 2017 года – 8,9%), на страны АТЭС – 30,5% (в январе-августе 2017 года – 30,5%).

Таблица 3 - Крупнейшие регионы России по экспорту [2].

Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2018 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 68,9 млрд. долл. США, Германия – 39,0 млрд. долл. США, Нидерланды – 30,3 млрд. долл. США, Италия – 17,4 млрд. долл. США, Турция – 17,3 млрд. долл. США, Соединенные Штаты – 15,8 млрд. долл. США, Республика Корея – 14,8 млрд. долл. США, Япония – 13,9 млрд. долл. США, Польша – 13,8 млрд. долл. США, Франция – 11,6 млрд. долл. CША (рисунок 2) [3].

Рисунок 2 - Товарооборот РФ с основными торговыми партнерами в январе-августе 2018 года (млрд. $).

Наибольший рост в экспорте России по результатам января 2018 года наблюдался в отношении Китая (за счет роста поставок пиломатериалов и рафинированной меди), Турции (за счет угля, стальных полуфабрикатов и лома из черных металлов, пшеницы и ячменя), Нидерландов (увеличение поставок рафинированной меди и алюминия), Польши (увеличение поставок каменного угля и плоского стального проката), Белоруссии (за счет металлоконструкций из черных металлов, плоского стального проката). Также наблюдался рост поставок нефти, нефтепродуктов и природного газа во все приведенные выше страны [6].

Наибольшее снижение российского экспорта наблюдалось в отношении Германии (снижение экспорта природного газа и грузовых гражданских самолетов), Латвии – из-за сокращения поставок нефтепродуктов и природного газа, Швейцарии (снижение поставок нефтепродуктов и необработанного золота) а также Бангладеш – за счет сокращения поставок носителей для записи, печатной продукции и пшеницы.

Из полученных данных можно сделать вывод, что внешняя торговля России концентрируется на экспортные отношения с Китаем, ставшего единственным крупным внешнеторговым партнером страны. Из бюллетеня Аналитического центра при Правительстве (АЦ) о динамике внешней торговли следует, что «географическая структура российской внешней торговли продолжает сдвигаться в сторону Азии».

Товарооборот России за июль 2018 составил $9.33 млрд., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +71.9%. Экспорт из России в Китай за июль 2018 составил $4.66 млрд., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +86.1%.

В основном экспортировались следующие товары [2]:

79% - Минеральные продукты: «нефть и нефтепродукты» (95%), «руды, шлак и зола» (5%).

6% - Древесина и изделия из нее: «древесина и изделия из нее; древесный уголь» (100%).

3% - Машины, оборудование и аппаратура: «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (95%), «электрические машины и оборудование; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (5%).

3% - Продукты животного происхождения: «рыба» (99%).

Текущий период обещает дальнейшее расширение сотрудничества между странами. На взаимную торговлю в лучшую сторону влияет режим санкций, при котором рост значения торговли с КНР растет.

Рассмотрим, перспективы развития экспорта России:

1. Необходимо начать с того, что АСИ и Фонд «Росконгресс» объявили 2018 год Годом национального бренда «Сделано в России».

«Повышение репутации бренда «Россия» на внутреннем и внешнем рынках благодаря формированию репутации отдельных российских брендов», — так звучит официальная миссия образованной в 2009 году Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР) — одним из инициаторов создания и со-президентов которого является управляющий партнер Depot WPF Алексей Андреев. Концепция Национального бренда «Сделано в России» включает в себя продвижение всех секторов экономики. В ее рамках могут быть успешно реализованы все ранее предложенные инициативы, такие как: «Год предпринимательства», «Год театра», «Год народного единства» и другие.

В рамках года планировалось создание Национальной коммуникационной стратегии в целях продвижения производственного, экспортного, культурного, туристического и человеческого капитала Российской Федерации, а также информирование общества о достижениях и успехах в этих сферах с целью привлечения внимания и его активного вовлечения во все отрасли экономики.

2. Премьер-министр России Дмитрий Медведев отметил в статье «Россия-2024: стратегия социально-экономического развития», что страна может занять более высокие позиции в мировом экспорте услуг. Например, национальный проект в сфере здравоохранения ориентирован на рост российского экспорта в этой области к 2024 году в четыре раза — до $1 млрд.

3. На развитие несырьевого экспорта до конца 2024 года в России планируют выделить почти 1 трлн. рублей. Соответствующая сумма предусмотрена в проекте национальной программы «Международная кооперация и экспорт». По словам Медведева, российский несырьевой экспорт должен вырасти с $134 млрд до $250 млрд в 2024 году.

Он отметил, что предполагается «снять регуляторные барьеры при перевозках, либерализовать валютный контроль при экспорте, упростить на взаимной основе визовый режим для туристов, распространить нулевую ставку НДС при экспорте на товары, используемые при сооружении объектов за рубежом».

4. До конца 2018 года должно быть принято новое положение о деятельности правительственной комиссии по импортозамещению. Она будет заниматься вопросами международной конкурентоспособности промышленных товаров и их выводов на внешние рынки. Для развития экспорта агропромышленной продукции к концу 2020 года предполагается внедрить систему маркирования и учёта животных.

5. В мае Путин поручил обеспечить вхождение России в пятёрку крупнейших экономик мира до 2024 года.

6. Россия начала экспорт солнечных панелей в Европу, в частности, с Новочебоксарского завода, сообщил журналистам первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер. По его словам, поставки солнечных панелей идут пока в небольших объемах.

«Мы сейчас производим более 200 МВт солнечных панелей в год и это производство будет расширяться с применение самых современных технологий. У нас правда нет большого резерва свободных мощностей, потому что в основном наши мощности рассчитаны на внутренний рынок, на программу поддержки использования возобновляемых источников энергии — ред.), которая в настоящий момент реализуется», — сообщил он [7].

В настоящее время в России действует программа поддержки «зеленой» энергетики, в том числе строительства электростанций, которые выбираются на конкурсном отборе.

Таким образом, на основе произведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Во-первых, под влиянием режима санкций намечен восходящий тренд торговли России со странами АТЭС, особенно увеличение товарооборота наблюдается с Китаем. Такая статистика свидетельствует о развитии торговых отношений со странами Дальнего Востока, поднятия их на новый уровень, но также можем видеть, что ЕС по-прежнему занимает ведущее место во внешнеэкономической деятельности РФ.

Во-вторых, главными экспортируемыми товарами России можно абсолютно признать товары группы «Минеральные продукты». Наблюдается зависимость России от сырья, которая имела место как 5 лет назад, так и сейчас. Однако стоит сказать, что все-таки власти понимают данную проблему и стараются увеличить несырьевой экспорт, выделяя на это денежные суммы и разрабатывая новые проекты.

Тем не менее, увеличение объёма экспорта России в 2017-2018 гг. после 2016 года свидетельствует о принятии Правительством мер для поступательного развития внешнеторговых отношений страны. Основным приоритетом экспортной внешнеэкономической политики является преодоление экспортно-сырьевой направленности отечественной экономики. Хочется надеяться, что Россия станет более активно развивать производство, научные технологии, которые позволять экспортировать не только имеющееся сырье, но и продукты высокотехнологичных производств отечественной промышленности.

Список использованных источников:

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 26.10.2018).

Экспорт и импорт России по товарам и странам [Электронный ресурс]. – URL: http://ru-stat.com/analytics/(дата обращения: 26.10.2018).

Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 26.10.2018).

Внешняя Торговля России [Электронный ресурс]. – URL: http://russian-trade.com/ (дата обращения: 26.10.2018).

Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – - URL: http://legalacts.ru (дата обращения: 26.10.2018).

О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в 2018 г. в части внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/ (дата обращения: 26.10.2018).

РИА Новости. Экономика [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/economy/ (дата обращения: 26.10.2018).

Просмотров работы: 26