Особенности организации физической культуры в ДОУ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности организации физической культуры в ДОУ

Умарова М.Ж. 1
1МГТУ им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В организации физической культуры дошкольный возраст – это важный период для формирования двигательной активности. Как никогда, дети стараются удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте имеют богатое творческое воображение. При правильном подходе к физическим упражнениям это помогает им овладеть и лёгкой, и сложной учебной программой по развитию движений. В период, когда пора идти в школу, у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки спортивных упражнений и игр, навыки ходьбы, прыжков, бега, метания, лазания. Если вдруг какое-либо двигательное качество у ребенка недостаточно развито, то снижается его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательная активность. Поэтому необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Детей дошкольного возраста отличает интерес ко всему новому, яркому, у них проявляется высокая эмоциональность, познавательная активность. Поэтому во время занятий должна быть дисциплина, четкая организация детей, основанная на точном соблюдении заданий, указаний воспитателя. Однако не стоит забывать, что детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, которые стимулируют их творчество и инициативу. При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников. При организации двигательной активности одним из основных условий ослаблен­ного ребенка является систематическое использование циклических упражне­ний.

Учитывая мнения специалистов по возрастной физиологии, считающих, что для достижения здорового долголетия, основа которого закладыва­ется в период роста и развития, необходимы циклические физические упражне­ния, которые повторяются многократно и систематически, становится ясно, что такие упражнения должны быть одним из основных средств в физическом воспита­нии детей.

Ю.Ф. Змановский считает, что равномерно повторяющиеся циклические упражнения (быстрая ходьба, бег, прыжки,  ходьба на лыжах) способствуют увеличению умственной и фи­зической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноцен­ному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

При разработке плана-режима двигательной активности учитывается соотношение времени на проведение режимных моментов, организованную и самостоятельную деятельность детей. Режим составляется с учетом обеспечения благоприятных условий для здоровья детей и предусматривает четкую ориентацию на возрастные, физические и психологические особенности детей, специфику группы. При составлении режима важное требование выдвигается соблюдению объема учебной нагрузки в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Основные движения - это прикладные двигательные действия, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Эти движения можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Недаром педагог, анатом П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично». Нужно не забывать, что физкультурное занятие - форма работы, благодаря которой детям обеспечивается передача целесообразного опыта и здоровьесберегающего выполнения движений.

Детям характерна повышенная потребность в двигательной активности в любой возрастной период. Активная мышечная деятельность является необходимым условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. И важнейшая задача теории и практики физического воспитания - овладеть законами физического развития.

Оздоровительный комплекс включает в себя оздоровительную физкультуру. При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возраста и характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо повышать уровень их двигательной активности.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с нормативными документами в области дошкольного образования и физической культуры. Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреждении.

Каждому ребенку необходимо как можно чаще бывать на свежем воздухе. Например, прогулка, благодаря которой взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказать о жизни самых различных растений и животных. Тем более, это можно делать везде и в любое время года. Правильно организованная и интересная прогулка не только несет развивающее и воспитательное значение, но и вносит неоценимый вклад в здоровье наших воспитанников и подтверждает народную истину, что «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Список использованных источников

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе- M.: Просвещение 2007.- 230с.

2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.. «Физическое воспитание дошкольников». Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 220с.

3. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с.

Просмотров работы: 59