Современные проблемы исправительных воздействий пенитенциарных систем. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Современные проблемы исправительных воздействий пенитенциарных систем.

Петухов П.А. 1
1Международный Юридический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы пенитенциарной системы волнуют сегодня многих, поскольку гуманизация общества предполагает соответствующую систему наказаний. Исторический опыт показал, что основным направлением в пенитенциарной политике царской России было приобщение арестантов к труду. Исследования М.Н. Гернета, C.B. Познышева, М.Г. Деткова подтверждают эти выводы. Причем характерным для того периода времени являлось то, что труд осужденных расценивался как фактор «воспитательного, морализующего значения» и лишь потом как основа для самообеспечения экономического состояния места заключения. В советский период на первое место уже выдвигалась задача производственно-хозяйственная, где производительному труду осужденных придавало большое значение. И в настоящее время, несмотря на провозглашение главной задачей исправительных учреждений - исправление осужденных, роль и значимость труда не стала менее важной. Вновь, как и прежде, УИК РФ провозглашает принцип обязательности труда для осужденных. Основным перспективным направлением совершенствования уголовно-исполнительного законодательства России является организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных, в рамках которой планируются: формирование условий, необходимых для качественной трудовой занятости осужденных с учетом специфики конкретных видов исправительных учреждений; улучшение производственно-хозяйственной деятельности УИС и повышение экономической эффективности труда осужденных в качестве одного из основных способов их ресоциализации; оптимизация системы оплаты труда лиц, осужденных к лишению свободы, в целях получения возможности компенсации ущерба от их преступлений в отношении потерпевших граждан и государства; обеспечение работающих осужденных лиц социальными гарантиями, связанными с их трудовой деятельностью; осуществление своевременного и достоверного пересмотра расценок по оплате труда осужденных в зависимости от стабильности и вариативности производственного процесса на территории исправительного учреждения; корректировка размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного; определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям работ и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда; совершенствование и развитие систем начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, а также их оптимизация с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан. В условиях нестабильной экономической обстановки в России реализация поставленных задач затруднена, однако результаты их решений объективно имеют перспективную направленность.

Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р "Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г." (с изм. от 31 мая 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544. В рамках реализации поставленных задач был проведен анализ данных, предоставленных учреждениями и органами УИС России в научно-исследовательский институт ФСИН России, по результатам которого были выявлены основные проблемные вопросы организации труда осужденных лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Первостепенно представляется целесообразным рассмотрение порядка учета общего трудового стажа, в котором на сегодняшний день неурегулированным остается вопрос своевременной выдачи трудовых книжек осужденным. С одной стороны, в соответствии с частью четвертой статьи 173 УИК РФ администрация исправительного учреждения должна принять меры по получению трудовых книжек при освобождении осужденного, а с другой - согласно статье 66 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) , трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В этой связи записи в нее о выполняемой работе, переводах по местам работы, увольнении, а также основаниях прекращения трудового договора должны производиться в исключительном соответствии с формулировкой, установленной законодательством, и со ссылкой на соответствующую статью нормативного акта.

В этой связи представляется необходимым закрепить на законодательном уровне для исправительных учреждений правила заполнения и выдачи осужденным лицам справки об учете их трудового стажа, а также регламентировать сроки архивного хранения карт учета рабочего времени осужденных.

Кроме того, замечены противоречия в части второй статьи 78 УИК РФ, из которой следует, что перевод в колонию-поселение возможен только для положительно характеризующихся осужденных. Если в колонии общего режима осужденные должны обязательно состоять в облегченных условиях, то в колонии строгого режима, где содержатся осужденные за более тяжкие преступления, они не должны состоять в облегченных условиях. Таким образом, необходимо пункт "г" указанной части изложить в следующей редакции: "г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания; осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания". Также наблюдается несоответствие требований УИК РФ специальной норме, регламентирующей порядок учета времени работы осужденных. Так, в соответствии с указанием Минсоцзащиты РФ от 2 ноября 1992 г. N 1-94-У "документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительного учреждения". Вместе с тем в УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительных учреждений принимает меры по ее получению осужденными лицами. С целью правильной трактовки законодательства необходимо исключить слова "трудовой книжки" в указанном предложении

Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством не определен порядок приема осужденных на работу и увольнения с работы. В части первой статьи 103 УИК РФ отсутствуют основания увольнения осужденных в части порядка их приема и увольнения при привлечении к труду, например при водворении осужденного в штрафной изолятор (ШИЗО), переводе в помещение камерного типа (ПКТ), единые помещения камерного типа (ЕПКТ), так как в этом случае осужденный прекращает работать не по собственному желанию. При увольнении осужденного и издании соответствующего приказа возникает вопрос об указании конкретной ссылки в основании увольнения на нормативный правовой акт или правовую норму.

Еще одним нерешенным вопросом организации труда в исправительных учреждениях остается правовое регулирование порядка и норм образования осужденных, в частности, возраст обучаемых граждан, находящихся в местах лишения свободы. Положениями УИК РФ установлена возрастная категория осужденных, которые обязаны получать общее образование, - до 30 лет. Таким образом, администрация исправительного учреждения не имеет права обязать осужденных в возрасте старше 30 лет получать начальное образование и, как следствие, трудоустроить их на рабочее место, требующее наличия навыков письма и чтения. Практика показывает, что часть трудоспособных осужденных, не обученных чтению и письму, этапируются в исправительные учреждения в возрасте старше 30 лет. Вместе с тем одним из основных средств исправления осужденных является получение общего образования и профессиональное обучение (пункт второй статьи 9 УИК РФ). Кроме того, пункт первый статьи 103 УИК РФ предусматривает обязанность лиц, осужденных к лишению свободы, трудиться в местах и на работах, назначаемых администрацией исправительного учреждения, в связи с чем представляется целесообразным увеличить возраст обучаемых в зависимости от возраста, установленного трудовым законодательством.

Рассматривая порядок и нормы исчисления заработной платы осужденным, отметим, что в части ее начисления также имеется ряд недочетов, которые нуждаются в устранении. В первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о внесении корректировок в пункт четвертый статьи 99 УИК РФ, в котором сказано, что осужденные, получающие заработную плату и (или) пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, за исключением стоимости специального питания и специальной одежды. Кроме того, с осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. В случае отсутствия денежных средств на лицевых счетах указанные расходы по ходатайству администрации исправительного учреждения удерживаются в судебном порядке, но при условии, если будет с чего удерживать: ведь многие из осужденных не желают зарабатывать и не имеют денежных средств, что в свою очередь усугубляет трудовую мотивацию и влечет снижение их собственной заинтересованности в трудоустройстве. В данном случае целесообразно урегулировать вопрос удержания денежных средств с неработающих осужденных граждан и предусмотреть ужесточение штрафных санкций, применяемых к ним в случае отказа от работы по неуважительным причинам

Кроме того, законодательством не регламентирован порядок исчисления доплат осужденным, привлекаемым к труду в ночное время суток (с 22 часов вечера до 6 часов утра). Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время суток (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада), рассчитанной за каждый час работы в ночное время. В то же время, в соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы", размер указанной доплаты в отношении гражданского персонала учреждений УИС определен из расчета 35% часовой ставки за каждый час работы в ночное время. Объективность указанного показателя не вызывает сомнений, однако справедливости ради необходимо установление определенного единого размера доплаты осужденным, привлекаемым к труду в ночное время суток (с 22 часов до 6 часов).

Следует отметить, что наблюдаются противоречия и в части начисления заработной платы осужденным к лишению свободы. Таким образом, для осужденных, получающих заработную плату, и осужденных, получающих пенсию, предусмотрено возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, а с осужденных, не трудоустроенных на оплачиваемых работах, удержания не производятся, что в свою очередь снижает мотивирующую составляющую у трудоустроенных. В данном случае целесообразно внести изменения в часть четвертую статьи 99 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции: "4. Осужденные возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости специального питания и специальной одежды, посредством удержания средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в текущем месяце".

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что в условиях специфики деятельности исправительных учреждений и граждан, находящихся в них, не рекомендуется выплата авансов, ввиду того что осужденный, получив аванс, может его не отработать по различным причинам, в том числе по причине его перевода в другое учреждение, помещения в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и т.п.

Что касается заработной платы, то на сегодняшний день действующим законодательством не закреплено применение к оплате труда осужденного процентной надбавки за его работу на территории исправительного учреждения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 315 ТК РФ определяет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В этой связи, а также с учетом того, что осужденные привлекаются к труду не по трудовому договору, а на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда, требуется внести дополнение в статью 105 УИК РФ в части законодательного определения неприменения к оплате труда осужденных процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, представляется целесообразным законодательно закрепить порядок стимулирования правопослушного поведения осужденных, которые в течение всего срока отбывания наказания добросовестно трудились на работах с вредными или опасными условиями труда, применив в качестве поощрительной меры льготное исчисление срока отбывания наказания.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в рамках развития общества на разных уровнях, включая обще социальный, правоохранительный и организационный, успешное проведение реформы УИС возможно, однако во многом будет зависеть от разработки ее теоретических основ с учетом апробации в практической деятельности. При этом важное значение имеет выделение внешних и внутренних целей реформирования УИС: формирование новых отношений в сфере исполнения наказаний, основанных на инновационных и иных методах воздействия на осужденных. В конечном счете, предлагаемые меры приведут к формированию новой пенитенциарной культуры, и будут способствовать ее перспективному благоприятному воздействию на лиц, осужденных к лишению свободы.

Литература

1. Жиляев Р.М., Первозванский В.Б., Медведева И.Н. Совершенствуя законодательство в отношении мигрантов // Миграционное право. 2015. N 2. С. 3 - 6.

2. Марченко Д.Э., Яворский М.А. К вопросу об организации обеспечения права осужденных на свободу вероисповедания в исправительных учреждениях УИС России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 17 - 20.

3. Морозов П.Е. Пути преодоления несовершенства трудового законодательства о социально-трудовых отношениях // Российская юстиция. 2015. N 2. С. 25 - 28.

4. Спасенников Б.А., Голодов П.В. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства // Вестник Пермского института ФСИН России. 2015. N 1(16). С. 35 - 39.

5. Швецова М.В. Дискриминация в области труда и занятий в Российской Федерации в свете Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1. С. 33 - 37.

Просмотров работы: 514