История железнодорожного сообщения Москва-Пушкино - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

История железнодорожного сообщения Москва-Пушкино

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Круто изменилась тихая провинциальная жизнь тех сел и деревень, оказавшихся вблизи от строящейся железной дороги. Первоначально она протянулась от Москвы до Сергиева Посада, затем до Ярославля и дальше – до Архангельска, порта на Белом море.

В мае 1859 года было учреждено “Общество Московско-Ярославской железной дороги” высочайше утвержденное царем Александром II. Это была первая дорога в России, где в строительстве не участвовал иностранный капитал.
     В правление общества вошли Федор Чижов, Иван Мамонтов (владелец контрольного пакета акций, отец знаменитого мецената Саввы Мамонтова) и Николай Рюмин.
     Спустя всего два года и три месяца, 31 августа 1862 года при большом народном торжестве, в присутствии митрополита Московского и Коломенского Филарета (1782-1867 гг.), была открыта линия (70 км), связывающая Москву и Сергиев Посад. Только в пределах границ нынешнего Пушкинского района было построено пять железнодорожных мостов и тридцать семь водоотводных труб.
     Примечательно, одновременно со строительством дороги, по обе стороны ее высаживались многокилометровые аллеи из лип. “Потомков” тех деревьев и сегодня можно увидеть на перегоне от платформы Строитель до станции Пушкино.
     Несмотря на дороговизну (билет первого класса стоил три копейки серебром, а третьего – одна четвертая копейки серебром, столько же стоил провоз одного пуда багажа), только за 1863 год было перевезено без малого четыре тысячи пассажиров

Для верующих стал утрачивать свое значение мощеный камнем Троицкий тракт, ведь от Москвы до Лавры можно было добраться всего за два часа. Первоначально было четыре промежуточные станции: Мытищи, Пушкино, Талицы и Хотьково. Постепенно, в связи со строительством фабрик (в основном текстильных) и возведением дачных строений, появились и другие полустанки. Открытие полустанка Тарасовка относят к 1903 году, Талицы (ныне Софрино) к 1862 г., Спасская (с 1931 г. Зеленоградская) к 1897 г., Мамонтовка к 1898 г., Братовщина (с 1931 г. Правда) к 1898г., «Хутор» (ныне Клязьма) к 1900 г., Строитель к 1930 г. (здесь располагался кирпичный завод), Заветы Ильича к 1935 г., Челюскинская к 1936 г. (в то время поселок “Старых большевиков” еще только строился, причем, на болотистой местности). Тогда же в Черкизово возникла Станционная улица.


     Поезда ходили на паровозной тяге, зимой курсировало два пассажирских поезда, а летом три. На первую высокую ступеньку вагона люди забирались кто как мог. Кроме того, были и грузовые поезда (осенью 1897 года начал работать Мытищинский вагонный завод, председателем правления которого был избран Савва Иванович Мамонтов), которые, в основном, перевозили лес и дрова.
     Появление поезда собирало толпы любопытствующего народа. Помните, “Попутную песню” Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника, написанную по случаю пуска в 1851 году железной дороги Санкт-Петербург - Москва:


…Веселится и ликует весь народ
Веселится и ликует весь народ
Поезд мчится, мчится поезд
Поезд мчится в чистом поле…

     В то время у станций были построены водонапорные башни. Иногда случалось на перегоне заканчивалась в паровозе вода, машинист просил местных жителей натаскать воды, и состав, пыхтя парами, двигался дальше. У Черкизово стоял путевой знак для машиниста “Открой поддувало!”, а в Клязьме, почему-то, “Закрой сифон!”.


     Платформы были сосредоточением культурной жизни дачников, особенно в воскресные дни. Помимо дачников из ближайших деревень шли и ехали на лошадях селяне. Ждали поезда. Кто-то встречал, кто-то провожал в дорогу близких. Поезд останавливался и быстро уходил, а народ еще долго не расходился, разговаривали, обсуждали насущные вопросы.


     В Клязьме даже играл духовой оркестр. Люди прогуливались, знакомились, танцевали, заводили романы.
     Забавный случай произошел в 1904 году в поезде с Ф.И. Шаляпиным как раз у Черкизово. Вот отрывок из его письма: ... «В Пушкино, к Карзинкиным недавно ехал, высунулся в окошко, у меня панама и улетела. Двадцать пять рублей заплатил...»

     Платформы освещались керосиновыми лампами, подметались, регулярно очищались от снега. В тридцатых годах на платформах стали устанавливать деревянные павильоны. В них размещались касса, парикмахерская, буфет, газетный киоск с обязательной “Правдой” и зал ожидания. За порядком и чистотой в вагонах следил кондуктор. Поезда стали называть “трудовыми”, так как большинство пассажиров ехало на работу в Москву. Двери в вагонах открывались вручную, так что самые отчаянные, ближе к дому, спрыгивали на ходу. Зимой павильон отапливался голландской печью, истопником, как правило, был уборщик платформы. Ныне существующий, открытый всем ветрам павильон построен в Черкизово в 1978 году.

     В тридцатые годы над платформами соорудили мостовые переходы.

После того как 17 августа 1977 года произошла трагедия в Пушкино (рухнул мостовой переход), по всей дороге начали строить подземные переходы.
     Московско-Ярославская (Северная) железная дорога в 1929 году была электрифицирована до Мытищ, а в июле 1930 года первая электричка пришла в Пушкино. Поначалу электрички оснащались немецкими моторами, неприспособленными к зиме, поэтому нередко останавливались. Приходилось на станциях держать дежурные паровозы. Встала электричка, паровоз подцепит ее и тащит до ближайшей станции. Круглосуточно до 60-х годов все мосты через речки охраняла военизированная охрана.

     Во время войны медные электрические провода на железной дороге были сняты для нужд фронта.
     В 30-50–е годы паровозы, тянувшие пассажирские вагоны, имели названия, начиная от “Иосифа Сталина” и заканчивая “Климентом Ворошиловым”, т.е. все Политбюро ВКП(б).

     В 1985-87 гг. от Москвы до Пушкино был проложен третий железнодорожный путь.
     Что касается однопролетного железнодорожного моста через реку Клязьма, в Черкизово, из документов известно, что построен он в 1861 году, заменялся в 1939 г., 1951 г. и в октябре 2002 г. Длина моста в 1861 году была 44,8 м., в 2002 г. – 52,5 м. Вес моста – 128 тонн, высота насыпи – 7,7 м. Современный мост изготовлен на Воронежском заводе металлоконструкций.  

Список литературы

История Пушкино и района – URL: https://pushkino-2009.livejournal.com/12181.html

Просмотров работы: 47