Классификация засечек в шрифте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Классификация засечек в шрифте

Ушакова В.И. 1
1 Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для начала ответим на вопрос, что появилось раньше? Шрифты с засечками или без? Гротески или антиквы? При всей очевидности, когда задается такой вопрос, мнения разделяются на две равные части. Большинство думают, что антиквы появились первые. Многие привыкли так думать, потому что прочитав большинство литературы по типографике, складывается именно такое мнение. Даже слово «антиква» — переводится как «древний». А «гротеск», ближе всего означает от «необычный» до «уродливый», что подразумевает новизну таких шрифтов. Действительно современные гротески появились совсем недавно, но это не значит, что антиквы (если коротко — шрифты с контрастом или засечками) появились раньше рис.1.

Рис1. Греческое капитальное письмо. 5-4 в. до Н.Э. Засечки отсутствуют. Форма букв соответствует геометрическим фигурам. Буквы моноширинные.

Сразу видны недостатки. Буквы имеют одинаковые пропорции, из-за чего отсутствует ритм, а соответственно и удобочитаемость. Но главное — греческий капитальный шрифт не держит строку. У букв неравномерные окончания штрихов и сами буквы расположены достаточно хаотично. Тут пока формата. Некоторые штрихи букв слишком длинные, другие наоборот слишком короткие. Такой хаос не подходил римлянам, когда с расцветом своей империи они позаимствовали греческую письменность и алфавит. И вот тогда для уравновешивания формы букв и придания им законченной формы, они придумывают первые засечки. Первые засечки имели клиновидную форму и повторяли угол окончания штриха. Эта форма засечек лично мне напоминает шумерскую клинопись, 3000 до н.э.[1], хотя вряд ли она как-то могла повлиять на римлян. Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света :

Антиква (с засечками)

Гротеск (без засечек)

Рукописные (имитирующие человеческий почерк)

Акцидентные (для заголовков и плакатов)

Антиква

Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный
Применение: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация

Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки — накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.

Антиква старого стиля

Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность.

Переходная антиква

Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве

Антиква нового стиля

Отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками.

Брусковая антиква

Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например:

Гротеск

Стиль:современный, легкий, нейтральный, функциональный.
Применение:деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.

Это, несомненно, шрифтовой север — минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью. Гротескные шрифты — это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука — гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA.

Старые гротески

Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом. Примеры: Franklin Gothic, Akzidenze Grotesk

Новые гротески

Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста. Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica, Univers.

Гуманистические гротески

Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером). Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

Геометрические гротески

Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм. Пример: Futura, Geometria.

Рукописные шрифты

Стиль: поэтический, художественный, декоративный.

Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.

Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы. В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь — в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.

Формальные рукописные

Чаще всего это курсив, с большим количеством вензелей, эдакое шрифтовое барокко.

Неформальные рукописные

Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком. Примеры: Mistral и Brush.

Акциндентные шрифты

Стиль: декоративный, народный, фантазийный.

Применение: реклама, вывески, логотипы, заголовки.

Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте. Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен. Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах — вот ареал обитания этой группы.

Вывод: в процессе написания работы мы узнали, какие бывают виды шрифтов, их написание, значение, а также их применение. Исследование в корне изменило наше представление о шрифтах.

Список литературы:

1) https://puzinas.ru/zachem-nuzhni-zasechki/

2) http://uxguide.ru/dizajn/klassifikaciya-shriftov/

3) http://mag-union.ru/wp-content/uploads/2015/09/2_3_klassifikacia_shriftov.pdf

Просмотров работы: 229