Народные игрушки имели особое место в жизни наших предков. Изначально они служили предметом старинных обрядов, затем их функцией явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. Приобщение дошкольников к народным игрушкам в дошкольном учреждении происходит путём показа образцов народных промыслов, изучение альбомов определенной тематики. Рассматривая их, дети сумеют проникнуться мастерством и стилем людей, которые их изготовили.[1,79]
Последнее время большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания. Осуществить подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – знакомство ребёнка с культурой своего народа. Самым действенным способом в таком случае является игра.
Основной элемент игровой деятельности – игрушка. Большинство ныне существующих игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Одним из возможных путей разрешения противоречия является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо воссоздать связь времён, возвратить утраченные ценности. Чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать дошкольников в национальных традициях, нужно обратиться к началам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.[3,601]
Народная игрушка считается одним из продуктивных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она содействует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Исследованием возможностей русской народной игрушки как продуктивного средства патриотического воспитания дошкольников занимались: Е.А. Коссаковская, Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина, В.Б. Шапкина. Авторы наблюдают, что русская народная игрушка создает замечательные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) акцентировала внимание на том, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне влияет на развитие его чувств, ума и характера. Автор называла народную игрушку «живой», потому что она представляет народное искусство в жизни детей и по её мнению, будет жить вместе с сегодняшними игрушками.[2,91]
Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (Н.А. Гусакова, Т.С. Комарова, Л.А. Кузнецова, В.С. Мухина, С.Н. Новикова).;[1,108]
Исследователи отмечают, что обучение детей изначально должно строиться на родной почве, чтобы они были плотно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в их души родной семьёй. Имеют большое значение и те игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они углубляют их первые представления, развивают память и внешние чувства.
Несомненно, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.
Взаимодействуя с народной игрушкой, ребёнок прикасается к истории и культуре своего народа. Не удивительно, что спустя столетия образ народной красавицы куклы остаётся актуальным среди взрослых и детей.
Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости. Помогает формированию эстетического вкуса, развитию творчества и фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Именно народная игрушка способствует социально-эмоциональному развитию, развитию личностной сферы; облегчит социальную адаптацию дошкольников и интеграцию в современное общество.[2,43]
Список литературы
1. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / Новицкая М.Ю. – М., 2003. – 189 с.
2. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова – М., 2001. – 140с
3. Суслова, М.В., Чеботарева, Н.П., Головина, Ю.А. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М.В.Суслова // Молодой ученый. – 2016. – № 29. – С. 600-603.