НАРОДНАЯ ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАРОДНАЯ ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Заякина Т.В. 1
1Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня считается многостороннее гармоническое формирование личности детей. 

Известные ученые, такие как В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, Б.Т. Лихачев отмечают, что самое главное в педагогическом процессе – это раскрытие у ребенка богатств его внутренней духовной культуры. Поэтому большое значение приобретает формирование у дошкольников эстетических качеств. Особенно актуально формирование личности и эстетической культуры в дошкольном возрасте. Так как ощущение прелести естества, находящихся вокруг людей, вещей формирует в ребенке специальные чувственно- психологические состояния, вызывает прямую заинтересованность к жизни, обостряет любопытство, формирует психологические движения.

Одно из средств эстетического воспитания – народная игра. Она содержит познавательную, развивающую, забавляющую, находящую, исправляющую и прочие воспитательские функции. Игра может являться одним из средств приобщения ребенка к общенародным обычаям, то что предполагает значимый подход воспитания духовности, развития концепции морально-художественных, общечеловеческих ценностей. Народные игры считаются основной составляющей международного, художественного и физиологического обучения дошкольников. Что находит отражение в народных сказаниях, песнях, движениях танца и играх.

Игра – это школа воспитания, в которой свои «учебные предметы». Одни – формируют скорость, гибкость, мощь, точность; другие – обучают мудростям жизни, чести и порядочности, влюбленности и долгу, доброму делу и справедливости. Высокую нравственность формирует игра.

Игра, как творчество, ярко отражает внутренний мир человека.

Опытные педагоги отмечают, что за последние годы произошли определенные изменения в играх дошкольников. Наиболее явное изменение заключается в том, что дети стали меньше играть, особенно сократились ролевые игры. Большинство современных дошкольников все же играют в народные игры, но они уже становятся не такие, какие были у детей предыдущих поколений [2, с. 96].

Детская игровая культура в настоящее время во многом утрачена. Детские игры становятся все чаще однотипные. На игру современного ребенка значительное влияние оказывает теле и видеопродукция. В собственных играх большая часть детей отображают сюжеты мультиков, телесериалов и передач, такие как «Человек – паук», «Сейлор Мун», «Черепашки-ниндзя» и другие. Теряется творческая природа игр.

Все без исключения народные игры согласно собственному содержанию строго лаконичны, выразительны, легкодоступны ребятам. Детвора отображают собственные жизненные эмоции и волнение в относительно-игровой форме, содействующей перевоплощению в облик («Гуси-лебеди», «У медведя во бору», « Олени и пастухи»).

Игра «Гуси-лебеди».

Правила забавы: Гуси-лебеди обязаны летать в области всей площадки. Волк способен вылавливать их только лишь после того, как скажет фразу: «Ну, бегите же домой».

Участники игры избирают волка и хозяина. Остальные участники – это гуси – лебеди. На одной стороне площадке находится дом, где живет хозяин и его гуси, на другой стороне – живет волк. Гуси ходят от дома довольно далеко, когда они бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные гуси выходят из игры. Заканчивается игра тогда, когда почти все гуси будут пойманы.

Игрыудерживаютсобственную художественную привлекательность, эстетическую значимость и составляют ценнейшее, уникальное,игровоеустное народное творчество.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (формируется эмоциональная сфера, укрепляются внимание и произвольная память, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе, развивается мышление). Поэтому, педагог может решать разнообразные задачи при помощи одной и той же игры, расставив по-новому игровые акценты.

Традиционные игровые тексты – одно из самых главных звеньев игры.

Ролевые фразы, считалки, заклички, распевки, гораздо лучше соответствуют потребностям дошкольного раннего возраста. Для детей они обладают волшебным значением и поддерживают эмоции игры. «Дошкольник, произносящий считалку, чувствуетсебепрактическиволшебником, творящимзаклятие». В связи с интонацией и громкостью произнесения, а также контекста использования, игровые фразы уже сами согласно для себя имеют все шансы унимать, стимулировать, завораживать, то есть проявлять сильное чувственное и психокоррекционное влияние.

«Дошкольное детство – период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками».

Прекрасный материал для этого предлагают игровые песенки и считалки. Говоря жизнерадостные, зачастую малопонятные фразы, дошкольник приобретает власть над языком. Язык перестает быть для него необъятным монолитом, состоящим из огромного количества не допускающих искажения слов, а превращается в забавную вещь, которую можно перевернуть вверх тормашками, покатить, попробовать на вкус. Благодаря этому дети активно и творчески овладевают речью, формируется их речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь. Большинство народных игр относится к играм с правилами. 

Важным условием забавы считается выполнение правил абсолютно всеми играющими. Чем более они контактируют по поводу игры, тем стремительнее обнаруживают наилучшие формы действия и разрешения конфликтных обстановок. В случае потребности обучаются подчинять эгоистичные стремления увлечениям группы.

Игра – непосредственная форма ребяческого бытия. И наиболее непосредственный подход к достижению взаимопонимания с ребенком лежит путем игрового действия. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Однако, неправильным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с ребенком запрашивает от старшего значительного мастерства, пробуждения множества возможностей и талантов.

Таким образом, народные игры наряду с другими воспитательными средствами представляют собой базу первоначальной стадии развития гармонично сформированной, энергичной личности, сочетающей в себе внутреннее богатство, нравственную аккуратность и физиологическую безупречность. Игры формируют основу с целью формирования его моральных, художественных чувств сознания и последующего проявления их в социально нужной и созидательной деятельности.

Список литературы

Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей – М.: АРКТИ, 2013. – 64 с.

Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.

Просмотров работы: 61