ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ

Трифонова И.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитгорский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в связи с обострением валеологических проблем во всем мире ученые интенсивно ищут новые пути повышения уровня здоровья, обращая все больше внимания на реализацию здоровьесберегающих технологий, которые различаются целями, задачами, содержанием культуры воспитания здоровья, в частности предназначенных для детей дошкольного возраста, особенно набором форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, определяемых на основе сложившейся к настоящему времени совокупности психолого-педагогических установок.

На это же ситуацию обращается наше внимание законом РФ «Об образовании», в котором декларируются положения о ценности жизни и здоровья человека, о формировании общей культуры и полноценном развитии человека, а также о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста [Федеральный закон].

Однако специалисты замечают, что в настоящее время образование в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников не входит в общую систему образования как стратегия и ограничивается лишь привитием гигиенических навыков. «Одним из эффективных путей формирования основ здорового образа жизни дошкольников является работа по воспитанию ответственности за свое здоровье, мотивации к обучению основам здоровьесбережения» [Е.Б. Родионова: 2015, с.4].

Как видно, имеется противоречие между потребностью в сохранении и стимулировании здоровья дошкольников особенно в период 2 – 3 лет как приоритетным направлением образования, реальным уровнем их здоровья и недостаточной компетентностью родителей, педагогов в сфере культуры здоровья, множественностью подходов к определению педагогической технологии, неразработанностью путей реализации этой технологии.

Рассматривая пути решения проблемы реализации технологии сохранения и стимулирования здоровья применительно к детям 2 – 3 летнего возраста, мы опираемся на положение, выдвинутое и обоснованное Б.Т. Лихачевым, обозначившего указанный возрастной период как особенно плодотворный в детском развитии, подчеркнувшего высокую чувствительность детей этого возраста к движениям и формирование в это время у них приспособительных механизмов к реальным условиям жизни [].

Здесь возникает необходимость продумывания обеспечивающих реализацию технологии сохранения и стимулирования здоровья применительно к детям 2 – 3 летнего возраста таких условий, как:

– рациональная организация режима дня детей 2 – 3 лет;

– максимально допустимый (в соответствии с санитарными и эпидемиологическими правилами и нормами) объём образовательной нагрузки;

– благоприятные условия жизнедеятельности детей 2 – 3 лет;

– комфортность для двигательных, эмоциональных и психологических разгрузок в режиме дня;

– гуманный стиль общения всех взрослых с детьми;

– эмоционально благоприятный микроклимат гармоничного взаимодействия с семьями воспитанников [Е.Н. Казакова, 2014].

Здесь нельзя не заметить, что между семьей и детсадом нет однозначного понимания культуры здоровья, воспитательная позиция родителей и педагогов зачастую различна [11].

Зачастую родители не обращают внимания на причины, ухудшающие здоровье детей (особенно в период их активного роста): недостаточную двигательную активность, отсутствие тренировки систем кровообращения и дыхания, на соответствующий их возрасту комплекс оздоровительной физической культуры [Т.В. Ахутина, 2000; Г.В. Ильина, 2015 и др.].

Движения являются важным компонентом любого вида детской деятельности. Инструкторы дошкольных образовательных организаций в процессе занятий постоянно выявляют детей, которые быстрее и легче других добиваются спортивных успехов, но при этом важно видеть и всех других детей.

Так, в исследованиях Г.Н. Голубевой было установлено, что все дети по объему двигательной активности достаточно легко распределяются на три группы [4].

Кратко рассмотрим особенности детей по соотношению уровня двигательной активности и ее объема (см. табл. 3).

Таблица 1

Соотношение двигательной активности детей с ее объемом

Уровень двигательной активности детей

Объем самостоятельной активности

Объем организованной активности

Высокий

Значительный

Небольшой

Средний

Снижается

Увеличивается

Низкий (малоподвижные дети)

Незначительный

Играет большую роль

Реализация рассматриваемой технологии непосредственно связана и с изучением двигательных особенностей детей и организационно-педагогических условий сохранения и стимулирования их организованной и самостоятельной двигательной активности.

В целом здоровье детей определяется многими факторами (индивидуальными особенностями физического здоровья, условиями жизни конкретной семьи, санитарной грамотностью и гигиенической культурой населения).

Совместная деятельность специалистов дошкольного образования с родителями – необходимое условие успешности всей деятельности по формированию здоровых детей. К сожалению, многие родители собственных детей признают здоровыми только в одном случае, если у них нет какого-либо заболевания, а в качестве средств оздоровления – лишь лечебные и закаливающие мероприятия.

Осуществление межличностного взаимодействия с родителями дошкольными организациями проходит эффективнее, если оно обеспечивается психологически, а именно: родителям постоянно оказывается внимание, проявляется терпение, все вопросы решаются деловито и неторопливо. Родителей необходимо не только знакомить с содержанием технологии, но и важно вовлекать их в деятельность по сохранению и стимуляции здоровья собственных детей в условиях дошкольной организации [В.И. Анферова, 2012; Г.В. Ильина, 2015; Г.Н. Голубева, 2012; Е.Ф. Желобкович, 2012; Г.В. Александрова, В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, 2011 и др.].

Рассмотрим содержание технологии сохранения и стимуляции здоровья детей, ее составные компоненты.

Технология сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Рассмотрим, как может быть реализована технология сохранения и стимуляции здоровья детей и ее составные компоненты, предлагающиеся для применения в течение одного дня в дошкольной организации (см. табл. 2).

Таблица 2

Реализация технологии сохранения и стимуляции здоровья

(на примере одного дня)

Утром

1. До занятий

внимание уделяется каждому ребенку.

Важно создать радостное настроение и вызвать желание заняться интересной двигательной деятельностью.

1. Для занятий можно использовать (выборочно):

– дорожки для повышения двигательной активности;

– точечный массаж и дыхательная гимнастика;

– пальчиковые игры;

– зарядку;

–во время занятий физкультминутки;

– между занятиями динамические паузы.

2. 2. Во время прогулки:

– провести индивидуальную работу;

– организовать совместную двигательную деятельность (одну подвижную игру со всей группой и с 2 – 3 подгруппами детей);

– провести упражнения, подготовительные для новых основных движений; – поиграть в несложные игры для закрепления двигательных навыков;

– организовать сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений; спортивные игры и упражнения (катание на санках, лыжах, велосипеде, скольжение и т. д.).

После сна

Создать положительное эмоциональное настроение и организовать активный отдых детей.

Для этого можно использовать:

– гимнастику;

– закаливание;

– полоскание горла;

– оздоровительных упражнения для горла;

– самомассаж;

– различные тренажеры;

– спортивные праздники и развлечения.

Вечером

Обеспечить условия для малоподвижных игр, дыхательных упражнений, игр со спортивным инвентарем.

Использовать это время для деятельности специалистов с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей;

привлечь родителей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям детсада.

Таким образом, в дошкольный период важно создать прочную основу для развития основных физических качеств детей, необходимых для повышения их двигательной активности. Создание такой основы становится, возможно, главным условием для физического воспитания детей в этот период и для реализации их прав на полноценное физическое развитие

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Анферова, В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3 – 4 лет / В.И. Анферова. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – С. 18 – 21.

Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения, индивидуальный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. – № 2. – С. 21 – 28.

Гайдадина, И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5 – 6 лег на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дис. … кандидата педагогических наук. / И.И. Гайдадина. Краснодар, 2010. – 23 с.

Голубева, Г.Н. Педагогическая система формирования активного двигательного режима ребенка до 6-ти лет средствами физического воспитания / Г.Н. Голубева. – LAMBERT Academic Publishing (IISBN 978-3-8473-7710-8). – 2012. – 156 с.

Гунн, Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья. [Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб. – 2000. – 192с.

Желобкович, Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. 2-я младшая группа. / Е.Ф. Желобкович. – М. : 2012. – С. 28 – 30.

Ильина, Г.В. Теории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие – М. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 191 с.

Казакова, Е.Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации / Е.Н. Казакова: автореферат дисс. … кандидата педагогических наук. – М., 2014. –

Лободин, В.Т. В стране здоровья. [Текст]: программа эколого-биологического воспитания дошкольников / В.Т. Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

Параничева, Т.М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. – М., 2012. – С. 68 – 78.

Родионова, Е. Б. Социально-культурные условия формирования основ здорового образа жизни дошкольников средствами игровых технологий / Е.Б. Родионова: автореферат дисс. … кандидата педагогических. – Тамбов, 2015. – 29 c.

Савинова, С.В. Как воспитать здорового ребенка / С.В. Савинова // Воспитатель ДОУ, 2011. – № 3. – С. 7.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

Хусаенова, Г.М. Роль управления дошкольного образования в охране и укреплении здоровья детей / Г.М. Хусаенова // Современный детский сад. – 2010. – № 3. – С. 28.

Просмотров работы: 3