Роль памятников истории и культуры в развитии познавательного интереса младшего школьника - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль памятников истории и культуры в развитии познавательного интереса младшего школьника

Чернова И.Д. 1
1"Воронежский государственный университет" Борисоглебский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения социально-экономической обстановки в стране оказали значительное влияние на снижение интереса обучающихся к получению новых знаний, а также на мотивацию обучения. Тенденция сокращения интереса к традиционному обучению актуализировало проблему развития познавательного интереса школьников.

Чтобы результат обучения был достаточно продуктивным, нужно стремиться выбирать подходящие методы обучения. Кроме того, от самого ребёнка требуется понимать, запоминать, воспроизводить полученные знания, а также оперировать ими и уметь пользоваться в практической деятельности. Эффективность преподавания находится в зависимости от уровня учебно-познавательной работы ученика. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: познавательная деятельность ребёнка не должна ограничиваться только слушанием и запоминанием и учебной дисциплины. Недавно приобретённые познания он сразу пытается использовать в мыслительной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося восполняется профессиональный запас. В этом и есть значительная роль стимуляции учебно-познавательной работы [1, c.25].

Родной край, его памятники истории и культуры служат тем образцом, к которому педагог может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в процессе формирования и развития познавательного интереса у детей.

Главное назначение такого преподавания заключается в следующем: предоставить детям возможность на известной им территории, в знакомой обстановке пронаблюдать историческое развитие своего города и итоги исследований применять на занятиях для формирования понятий на основе приобретённых настоящих представлениях. Вследствие чего устраняется отвлечённость понятий и автоматическое их усвоение [1, c. 118].

Многочисленные опыты показывают, что понятия об истории родного края крепко усваиваются в том случае, если их исследование ведётся обучающимися без посторонней помощи в реальной действительности. Более того, основываясь на определённые познания о родной местности, учащиеся обогащают собственные понятия вплоть до осмысления научных закономерностей [3, c. 78].

Изучение памятников истории и культуры даёт возможность объединить вместе большое количество вопросов различных дисциплин и применять их для практических целей [2, c. 30].

Что же такое памятники истории и культуры? Это произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, компоненты или структуры археологического характера, обладающие высокой универсальной значимостью с исторической, культурной или научной точки зрения.

Обучение – это наиболее значимый и проверенный метод осуществления систематического образования. Отражая все без исключения значительные качества преподавания, обучение кроме того обладает специфическими и характерными лишь для него чертами.

Познавательная работа – это целостность эмоционального восприятия, теоретического мышления и работы, осуществляемой на практике. Она исполняется на каждом этапе жизни учащегося, в абсолютно всех типах работы и его общественных отношениях, а также посредством исполнения разных наглядно-практических операций в учебном процессе. Однако лишь в ходе преподавания обучение обретает чёткое оформление в особенной учебно-познавательной деятельности, которая присуща только человеку [1, c. 125].

Накоплен уже немалый опыт по развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся при изучении памятников истории и культуры. Проблема снижения интереса к данному виду деятельности совсем не нова. Изучение данной проблемы дало толчок к розыску таких форм преподавания, способов и приёмов, которые дают возможность поднять эффективность усвоения исторических и краеведческих знаний на более высокий уровень, могут помочь найти в каждом ребёнке его характерные черты и, опираясь на них, развивать стремление к познанию и творчеству. Самый главный приём, который используется – это изучение истории и искусства через краеведение, формирование знаний об особенностях природы, населения и хозяйства своего родного края. А также использование нетрадиционных методов и средств, которые являются важным средством мотивации познавательного интереса.

В ходе планирования и исполнения учебно-познавательной работы, стимулировании и мотивации, надзирательства и самоконтроля педагоги в практике применяют нетрадиционные подходы к обучению, такие как экскурсии к памятникам, разъяснение посредством стихотворных произведений, кроссворды, интересный материал, нестандартные формы обучения на различных видах уроков.

Применение нестандартных способов обучения приводит к активизации познавательной работы на занятиях, дополняет, объединяет в систему и фиксирует полученные познания, способствует их осмысленному использованию в жизни [3, c. 20].

Обучающийся превращается в действующего, вовлечённого, полноправного участника обучения. У него совершается отклонение от стереотипного мышления, стандарта действий, что даёт возможность для формирования желания учиться, создаёт мотивацию к учёбе. Подобная деятельность на занятии и во внешкольный период играет огромную просветительскую, а также развивающую роль.

Использование оригинальных подходов в преподавании считается значимым орудием развития личности, гуманного отношения ко всему живому, креативного воспитания и развития.

Отсюда можно сделать вывод, что результат преподавания в конечном результате определяется отношением обучающихся к процессу познания, их желанию к познанию, осмысленным и самостоятельно полученным сведениям, умениями и способностями детей и их инициативностью.

Многочисленные исследования показывают, что традиционная методика обучения слабо стимулирует интерес учащихся к изучению любого предмета, в том числе памятников истории и культуры.

Список литературы

Борзова, Л. П. Методика преподавания обществознания в начальной школе / Л. П. Борзова. – М.: Владос пресс, 2004. – 220 с.

Сластёнин, В. А., Каширин, В. П., Психология и педагогика / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и методике обучения / А.В.Хуторской – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.

Просмотров работы: 46