Игровые технологии на уроках математики в начальной школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Игровые технологии на уроках математики в начальной школе

Дмитриева А.М. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся по изучению базового материала. То есть, если мы проведем урок с элементами игры, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учеников.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Среди   разнообразных  направлений  новых  педагогических технологий,  на   мой   взгляд, наиболее универсальными  являются обучение  в сотрудничестве, метод  проектов, игровые  технологии  и дифференцированный подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что – то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке, существует такое эффективное педагогическое средству, как занимательность.

Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.

Можно приводить много примеров ведущих педагогов и психологов о великом значении игры в детском возрасте. Главное подтверждение необходимости играть в этом возрасте имеет исторические корни, люди с древних времен через игру передавали свой жизненный опыт, учились принимать роль, выполнять её, следуя установленным правилам, ошибаться и высказывать своё мнения, корректировать поведение в игре друг друга и т.д.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные для личности школьника переживания. 
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

 Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Вот некоторые правила проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. Необходимо учитывать особенности детей при выборе правил игры. Они должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Приведем примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

1. Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, лабиринтов, ребусов, игр на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, «Молчанка» .

2. Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. Например, «Аукцион знаний». На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

3. Можно провести игру-соревнование «Самый умный», «Брейн-ринг». Например: Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?

4. Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например: 3 кг яблок стоят 9 р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок? За 4 ч автомат закрывает 8 банок. За сколько времени он накроет 12 банок? 9 л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок? После того как Таня прочитала 10 страниц книги, ей осталось прочитать на 5 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

5. При закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Вот некоторые из дидактических игр.

Игра“Назови соседей числа”.

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Игра “ Старик Хоттабыч”.

Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.

Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)

Найдите “ лишнее” число.

Выпишите чётные, нечётные числа.

Составьте равенства и неравенства.

Увеличьте числа на2.

Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг

Добрый джин – наш старый друг.

Кто решит всё без подсказки, 

Тех возьмёт с собою в сказку.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремленна. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости; не повторяться; не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра. 

Нравятся ребятам игры: «Рыбалка», круговые примеры, «Кто быстрее?», «Найди фигуру», «Найди ошибку», «Не дописанный пример», «Закодированный ответ», «Игра в снежки», «Собери картинку», «Кто больше составит примеров?», «Кто лучше считает?» и др.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов. Например: Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на четыре изумруда меньше. Сколько все изумрудов получит в подарок Белоснежка?

Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. На основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальные вариант решения задачи. Такие игры способствуют развитию деловых и практических качеств учащихся.

В игровой форме проводятся такие уроки, как: Урок-сказка, Урок-КВН, Урок-кроссворд, Урок-смотр знаний.

Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов, продавцов.

Очень интересны игры-путешествия.  В этих играх ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда скучное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе . Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для детей ведущей деятельностью. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Ш. А. Амонашвили сказал: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». А в этом нам помогут игровые технологии.

Список литературы:

1. Аргинская И. И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005. № 22.

2. Асмолов А. Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.

3. Бобровская Т. П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. с. 25.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996. 671с.

5. Голованова Н.Ф. Педагогика.- Издательство: Академия, 2013.- 240с.

6. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.

7. Карева Г.В. Игровые технологии формирования гностических качеств будущего специалиста.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- № 4 / 2011.- С. 30-33

8. Лаврова Е. А. Игра как средство повышения мотивации обучения современного младшего школьника.// Проблемы и перспективы развития образования в России.- № 20.- 2013.- 79-82

9. Мижериков В.А., Крившенко Л.П., Юзефавичус Т.А. Педагогика. Учебник для бакалавров. ВУЗ.- Издательство: Проспект, 2015.- 488с.

10. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2009.- 268 с.

11. Митина А. Рефлексивно-игровая технология обучения.// Высшее образование в России.- № 4 / 2013.- С. 86-89

12. Первушина Е. В. Способности ребёнка. Как выявить и проявить? СПб.: Изд-во «Вектор», 2007. 287с.

13. Пугач О. И., Добудько Т. В. Интерактивные технологии обучения: вопросы внедрения.// Известия Самарского научного центра Российской академии наук.- № 2-1 / том 14.- 2012.- С.56-59

14. Сальникова Ю. И. Игра как один из методов обучения младших школьников на уроках окружающего мира.// Проблемы и перспективы развития образования в России.- № 23.- 2013.- С. 149- 152

15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2014.- 608с.

16. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2010.

17. Чобанова Е.О. Роль игры в учебном процессе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/igra-kak-metod-obuchenija.html

18. Шапиева А. С., Магомедова П. К. Применение игровых технологий в процессе обучения.// Евразийский Союз Ученых.- № 10-4 (19) .- 2015.- С. 70-73

Просмотров работы: 1502