Вопрос воспитания у дошкольников любви к природе родного края очень актуален в наши дни. Человек и природа тесно связаны между собой. Можно даже сказать, что он является неотъемлемой частью природы. Окружающая среда является источником, который питает силами человека, наполняет его эстетическими эмоциями. Ребенок и окружающая его среда выступают в диалектическом единстве. Его духовная жизнь связана с материальным миром, который делится на природу и рукотворный мир, или «мир вещей».
Изобразительная деятельность дошкольников – деятельность, которая отражает и в образах передаёт объекты природы, выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания природы.
Природа всегда являлась и является источником вдохновения в изобразительной деятельности, в музыке, в литературе. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой насыщает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.
Стремление передать образы природы изобразительной деятельности приводит к улучшению знаний о природных объектах и явлениях. С этим расширяется содержание детского творчества образами природы. В рисунках детей (лепке, аппликации) появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей формируются психические процессы, которые лежат в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.
Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и природу) в образах, преобразует её (С.Т. Котенков, Е.А. Чарушин, народное декоративное искусство). Но чтобы её преобразить, её надо познать. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества».
Познание родного края имеет особенную структуру, специфику. Знакомство следует начать с малого. Сначала ребенку нужно рассказать о своем доме, обычаях, истории. Затем, постепенно расширяя кругозор, можно говорить о малой родине, о ее природе, красоте, особенностях.
Что доступно ребенку дошкольного возраста, что ему может быть интересно? Самое главное это место, где он родился и живет. Для каждого, воспоминания детства связаны местами, где мы родились и выросли, где ходили гулять с друзьями, катались на горке и играли в прятки. Поэтому большую роль играет знакомство детей с историческим, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Знакомясь с достопримечательностями родного края, дошкольник приобщается к богатствам национальной культуры. Воспитатель должен способствовать развитию у детей чувство любви к родному месту, желание беречь его красоту, проявлять заботу о нем. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его окружение. Постепенно дошкольник знакомится с родным детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со всей страной, её столицей и символами. Задача воспитателя – выбрать из большого количества впечатлений, получаемых ребенком те, которые ему наиболее доступны и которые ему дают природа и мир животных, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Поэтому, перед тем как начать работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель должен сам хорошо знать его. Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью человека и жизнью всех людей – вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств [1, 469 с.].
Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой) показывают, что красота любого явления в окружающей природе вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и когда ему предлагают изобразить какое-либо явление, он с удовольствием соглашается. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стараются обратить на них внимание взрослых.
Старшие дошкольники с радостью берутся за задание воспитателя нарисовать природные явления, объекты родного края. Занимаясь данной деятельностью, дети детально изучают окружающую природу, прорисовывая каждую веточку дерева, каждый цветочек, каждый листик.
Самый главный метод в ознакомлении детей и родного края является наблюдение. Оно должно быть целенаправленным, осмысленным, эмоциональным и не однократно повторяться.
Старшие дошкольники уже могут целенаправленное и активно воспринимать явление, видеть за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, редкие признаки, показывать это в изобразительной деятельности. При постоянной работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более трудные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: близко к нам, далеко, справа, слева. В наблюдениях с детьми можно развивать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно изобразить, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подобрать. В момент наблюдения лучше спланировать будущий рисунок. Например, тема «Одуванчики на лугу» или «Весенний цветущий луг». Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное.
Благодаря изобразительной деятельности у дошкольников можно развить любовь к родному краю. Ребенок увидит всю красоту окружающей его природы, научится видеть то, что незримо невооруженным глазом и осмыслит, что родной край – это самое важное, что есть в жизни.
Список литературы
Еропова И.В. Привитие любви к родному городу – одна из ступеней нравственно-патриотического воспитания // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 469-471.
Погодина С.В.Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с.