Регулирование автомобильных перевозок опасных грузов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Регулирование автомобильных перевозок опасных грузов

Исаева Е.И. 1, Шубин А.А. 1
1СГТУ им. Гагарина Ю.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Опасный груз – груз, являющийся опасным веществом, материалом, изделием, или отходом производства, который вследствие чрезвычайного происшествия, связанным с его транспортировкой, будет являться угрозой жизни, здоровья человека, а также окружающей среде и материальному имуществу. Из этого следует – перевозка опасных грузов – колоссальный риск.

Определенно самое главное в транспортировке опасных грузов - это обеспечение сохранности груза и безопасности перевозки. Правильное и грамотное решение такихзадач приведет к своевременной доставке таких грузов в место назначения, предоставить защиту работников, занятых в погрузке, разгрузке и транспортировке, участников дорожного движения, груз, транспортное средство и окружающую среду от высокой опасности.

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 год, доля опасных грузов, перевозимых по территории Российской Федерации, составила около 20% от общего грузооборота или, примерно, 800 млн тонн в год. Из них 65% пришлось на долю автомобильного транспорта, около 30% – на долю железнодорожного, примерно 5% – на долю морского и речного транспорта и около 0,1% – на долю авиации (рис. 1).

Рисунок 1 – Виды транспорта, задействованные в перевозке опасных грузов в РФ в 2018 г.

На долю нефтепродуктов приходится значительная часть перевозимых автомобильным транспортом опасных грузов — около 50%, на долю сжатых и сжиженных газов — 27%, кроме того уголь, органические перекиси и пестициды.

В целом, объем опасных грузов в общем объеме грузовых автомобильных перевозок составляет 20%.. Ежегодно случается 450–500 инцидентов при перевозке опасных грузов, при этом наибольшее число происшествий (72%) — в населенных пунктах. И при этом перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации не лицензируются [1].

В связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» лицензирование деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом отменено, и деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки опасных грузов, из сферы государственного регулирования исключена.

Мировая практика свидетельствует, что именно с автомобильным транспортом связан наиболее высокий процент аварий при перевозке опасных грузов (56% происшествий — при перевозках автомобильным транспортом, 32% — водным транспортом, 5% — железнодорожным транспортом и 1% — воздушным транспортом).

В последние годы существенно, в несколько раз, возрос объем перевозимых автотранспортом грузов повышенной опасности, основным критерием отнесения которых к данной категории, в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, является возможность их использования не по назначению, а в террористических и преступных целях, и, следовательно, возникновения реальной угрозы серьезных негативных последствий, таких как многочисленные людские потери или массовые разрушения.

Нормативное регулирование перевозки опасных грузов

Самое важное при организации перевозки опасных грузов – обеспечение сохранности груза и безопасности перевозки. Эффективное решение этих задач позволяет своевременно доставить такие грузы к месту назначения, защитить персонал, занятый в погрузке, разгрузке и транспортировке, участников дорожного движения, а также сам груз, транспортное средство и окружающую среду от чрезмерной опасности.

Для обеспечения безопасности перевозки опасных грузов соответствующими компетентными органами принимаются обязательные для исполнения участниками перевозки специальные технические и организационные мероприятия. Закрепленные законодательно специальные меры по обеспечению безопасности перевозки должны постоянно изменяться с учетом характеристик и опасных свойств вновь изобретаемых опасных грузов. Нормативно-правовые акты, регламентирующие перевозку опасных грузов, должны соответствовать современному уровню развития техники и технологий.

Регламентация перевозки опасных грузов направлена на предотвращение несчастных случаев с людьми, материального ущерба или ущерба окружающей среде, используемым транспортным средствам или другим грузам. В то же время правила составлены так, чтобы не препятствовать перевозке таких грузов, за исключением тех, которые слишком опасны для транспортировки. Цель нормативных актов, регламентирующих перевозку опасных грузов, заключается в устранении или сведении к минимуму риска при перевозке опасных грузов [2].

Кроме того, нормативно-правовые акты, регламентирующие перевозки опасных грузов, разрабатываются на основании следующих принципов:

экономическая целесообразность;

нейтральность в конкурентном отношении для всех участников перевозки опасных грузов;

необходимость международного одобрения норм и гармонизации с международными соглашениями;

возможность применения для различных видов транспорта.

Правила перевозки опасных грузов

Во многих странах регулирование перевозки опасных грузов существенно затрудняется тем, что для каждого вида транспорта существуют свои правила, зачастую различающиеся между собой. В этой связи большую роль в вопросе создания системы снижения рисков в аварийных ситуациях при перевозке опасных грузов играют Типовые правила «Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов» или «Оранжевая книга». Эти правила обобщают в себе требования к перевозке опасных грузов, которые должны распространяться на все виды транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, морской, речной и авиационный.

В Российской Федерации, также как и в других странах, на каждый из видов транспорта приходится собственный законодательно очерченный свод норм и правил в части перевозки опасных грузов с реализацией международных требований и учетом присущих России национальных особенностей. Однако единого национального нормативного документа по правилам перевозки опасных грузов, который бы включал требования об их перевозке всеми видами транспорта, отсутствует, и по каждому виду транспорта действуют отраслевые нормы. В таблице 1 представлены основные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов в Российской Федерации в зависимости от применяемого вида транспорта на национальном и международном уровнях.

Таблица 1 – Перечень действующих в РФ международных и национальных нормативных правовых актов по перевозке опасных грузов различными видами транспорта

Область регулирования

Нормативно-правовая база

Автомобильные перевозки

Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов.

Типовые правила.

ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов. Издание с измененной структурой. Нью-Йорк и Женева. ООН. 2017 г.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

Временная инструкция «О перевозке опасных грузов автотранспортом» Министерства сообщения.

Перевозки железнодорожным транспортом

Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов.

Типовые правила.

Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 5 апреля 1996 г.) с изменениями и дополнениями.

Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

Перевозки морским и речным транспортом

Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов.

Типовые правила.

Международный морской кодекс по опасным грузам. Кодекс ММОГ.

РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

Транспортировка навалом согласно Приложению II Международной конвенции по предупреждению загрязнения вод с судов (MARPOL) и Международному кодексу перевозок опасных химических грузов наливом (IBC Code).

РД 31.11.01-92. Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов (Правила ННГ).

РД 31.11.21.18-96. Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом.

Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).

Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).

Авиационные перевозки

Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов.

Типовые правила.

Конвенция о международной гражданской авиации (Doc. 7300) (подписана в Чикаго 07.12.44 г.). Приложение 18 к Конвенции о международной гражданской авиации «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху».

«Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc. 9284 AN/905), действующее издание ИКАО. «Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах» (Doc. 9481 AN/928), действующее издание ИКАО.

Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», утвержденные приказом Минтранса РФ от 05.09.2008 г. № 141).

Правила перевозки опасных грузов ИАТА 58 издание.

В настоящее время единственным в России и крупнейшим в Восточной Европе производителем нитрила акриловой кислоты является предприятие Группы «ЛУКОЙЛ» общество с ограниченной ответственностью «Саратоворгсинтез», расположенное в г. Саратове.

Акрилонитрил является исходным сырьём для производства пластмасс, пластификаторов, каучуков, используется при изготовлении синтетических волокон, эфиров акриловой кислоты, а также средств химической защиты растений и т.д. Спрос на нитрил акриловой кислоты стабильно высок на протяжении многих лет. ООО «Саратоворгсинтез» планирует расширение мощностей по выпуску акрилонитрила со 170 тонн в год (в настоящее время) до 190 тонн в год в 2018 году.

Транспортировка акрилонитрила осуществляется в танк-контейнерах (рис. 2).

Рисунок 2 — Танк-контейнер

Хранение НАК в резервуареосуществляется под азотной подушкой с давлением (50-150) мм вод. ст. Каждый резервуар оборудован дыхательным и предохранительным клапанами, сброс от которых производится через сепаратор в свечу рассеивания. На трубопроводе выхода абгазов из сепаратора установлен огнепреградитель. В зимнее время огнепреградитель обогревается теплофикационной водой, во избежание замерзания [3].

В летнее время, во избежание нагрева НАК выше 30 0С, для снижения его температуры, предусмотрен холодильник. В качестве хладагента используется фильтрованная вода. При достижении температуры НАК в резервуаре 29 0С срабатывает световая и звуковая сигнализация.

Из резервуара нитрила акриловой кислоты, с помощью насоса перекачивается в цеха потребители и в танк-контейнеры. Перед началом залива танк-контейнера газовая фаза резервуара, из которого будет производиться залив, соединяется с газовой фазой танк-контейнера. Контроль заполнения танк-контейнера осуществляется по расходомеру, установленному на посту налива, который задействован с клапаном-отсекателем. После налива, набранного количества НАК на счетчике, клапан-отсекатель автоматически закрывается. Перед отправкой танк-контейнера с НАК взвешивается на весах, где может быть произведен частичный долив или слив до указанной на котле танк-контейнера грузоподъемности. Все операции по сливу-наливу танк-контейнера должны производиться при заземленном сливо-наливном стояке и заземленном  танк-контейнере.

Сбор аварийных проливов НАК из поддона резервуарного парка у резервуаров производится в вакуум-сборник. После получения результата анализа от производственной лаборатории о том, что собранный НАК соответствует требованиям ГОСТ он из вакуум-сборников насосом перекачивается в резервный резервуар хранения НАК. Перекачка НАК производится по жесткой перемычке, установленной между спускником на трубопроводе нагнетания и насоса. По окончании перекачки, жесткая перемычка должна быть снята, а на свободные фланцевые соединения спускников установлены торцевые заглушки.

Промывная вода, содержащая НАК, из поддона резервуарного парка у резервуаров вакуумируется в вакуум-сборник, а из него насосом перекачивается в емкость промывных вод. Также в емкость производится сбор промывной воды из емкости. Из данной емкости промывная вода насосом откачивается в Цех СК и НАК [4-5].

Для обеспечения безаварийной работы отделения, в резерве должен быть постоянно 1 резервуар хранения НАК со свободным объемом (рис. 3).

Рисунок 3 — Технологическая схема перекачки НАК

В качестве меры усовершенствования процесса залива акрилонитрила в танк-контейнеры на производстве реализовано техническое решение по замене центробежного герметизированного насоса 2ЦГ 100-80 К-37-5, осуществляющего перекачку продукта, на насос 2ЦГ 200-80 К-37-5 большей производительности.

Таблица 2 — Сравнительная характеристика оборудования

Показатель

Насос 2ЦГ 100-80 К-37-5

Насос 2ЦГ 200-80 К-37-5

Производительность

100 м3

200 м3

Напор

80 м вод ст.

80 м вод ст.

Мощность электродвигателя

37 кВт

37 кВт

Частота вращения

3000 об/мин

3000 об/мин

Конструктивные особенности герметичных насосов ЦГ:

Отсутствие сальников и других уплотнений вращающихся частей;

Насосы могут обогреваться или охлаждаться с помощью "рубашки" или встроенного/выносного холодильника;

Смазка и охлаждение насосов могут осуществляется перекачиваемой жидкостью;

Моноблочная конструкция, насосная часть со встроенным асинхронным двигателем;

Наличие тонкостенной гильзы, для защиты обмотки статора и ротора от контакта с перекачиваемой средой;

Могут изготавливаться во взрывозащищенном исполнении;

Рабочее колесо одностороннего входа с щелевым уплотнением, исключающее возможность попадания в электродвигатель случайных частиц;

конструкция насосов обеспечивает разгрузку от осевых сил, возникающих в процессе работы.

Конструкция насоса и специальные материалы обеспечивают:

полную герметичность технологического процесса;

практическое отсутствие шума и вибрации.

отсутствие утечек;

долговечность, надежность и экономичность в эксплуатации;

высокие антикавитационные качества;

сохранение стерильности и чистоты перекачиваемого продукта;

широкий диапазон производительности;

безопасность персонала и окружающей природной среды;

Данное решение позволяет увеличить скорость залива нитрила акриловой кислоты в два раза.

Название класса 3 охватывает вещества и изделия, содержащие вещества этого класса, которые являются жидкостями и имеют давление паров при температуре 50°C не более 300 кПа (3 бара) и не являются полностью газообразными при температуре 20°C и нормальном давлении 101,3 кПа и имеют температуру вспышки (означает самую низкую температуру жидкости, при которой ее пары образуют легковоспламеняющуюся смесь с воздухом) не выше 60°C [6].

Название класса 3 охватывает также жидкие вещества и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 60°C, которые предъявляются к перевозке или перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной их температуре вспышки или превышающей ее. Эти вещества относятся к № ООН 3256.

Название класса 3 охватывает также жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества. Жидкие десенсибилизированные взрывчатые вещества – это взрывчатые вещества, растворенные или суспендированные в воде или других жидких веществах для образования однородной жидкой смеси с целью подавления их взрывчатых свойств [7].

Таблица 3 — Классификационный код

Классификационный код

Расшифровка

F

Легковоспламеняющиеся жидкости без дополнительной опасности

F1

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не выше 60°C

F2

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки выше 60°C, перевозимые или предъявляемые к перевозке при температуре, равной их температуре вспышки или превышающей ее (вещества при повышенной температуре)

FT

Легковоспламеняющиеся жидкости, токсичные

FT1

Легковоспламеняющиеся жидкости, токсичные;

FT2

Пестициды

FC

Легковоспламеняющиеся жидкости, коррозионные

В случае аварии или чрезвычайной ситуации, которые могут иметь место или возникнуть во время перевозки, члены экипажа транспортного средства должны принять следующие допустимые с точки зрения безопасности и практической возможности меры:

включить тормозную систему, выключить двигатель и отключить аккумуляторную батарею, приведя в действие главный переключатель, когда это применимо;

держаться в удалении от источников возгорания, в частности не курить и не включать какое-либо электрооборудование;

информировать соответствующие аварийные службы, сообщив им как можно более подробную информацию об инциденте или аварии и соответствующих веществах;

надеть аварийный жилет и установить соответствующие предупреждающие знаки с собственной опорой;

поместить транспортные документы в место, легкодоступное для прибывших сотрудников аварийных служб;

не наступать на разлившиеся/просыпавшиеся вещества и не вступать в контакт с ними, а также, оставаясь с наветренной стороны, не вдыхать газы, дым, пыль и пары;

в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать огнетушители для тушения небольших/первоначальных очагов возгорания на шинах, в тормозной системе и моторном отсеке;

члены экипажа транспортного средства не должны принимать никаких мер в случае пожара в грузовых отделениях;

в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать имеющееся на борту оборудование для предотвращения утечек в водную окружающую среду или канализационную систему и для локализации пролившихся/просыпавшихся веществ;

удалиться от места аварии или чрезвычайной ситуации, рекомендовать другим лицам также удалиться от этого места и следовать инструкциям сотрудников аварийных служб;

снять всю загрязненную одежду и использованное загрязненное защитное снаряжение и удалить их безопасным образом.

Таблица 4 Дополнительные указания для членов экипажа транспортного средства в отношении характеристик опасных свойств опасных грузов

Знаки опасности и информационные табло

Характеристики опасных свойств

Дополнительные указания

Легковоспламеняющиеся жидкости

Риск пожара. Риск взрыва. При нагреве емкости могут взорваться.

Укрыться в убежище. Избегать низких мест.

Токсичные вещества

Риск отравления при вдыхании, соприкосновении с кожей и проглатывании. Опасность для водной окружающей среды или канализационной системы.

Использовать маску для аварийного покидания транспортного средства.

Устройства защиты от статического электричества, молниезащиты и вторичных проявлений молнии предназначены для предотвращения во взрывопожаро- и пожароопасных зонах появления электрических искр, возникших вследствие накопившихся зарядов статического электричества или зарядов, наведенных грозовыми облаками, а также вследствие протекания токов, индуктированных при разряде молнии [8].

Устройства защиты от статического электричества, молниезащиты и вторичных проявлений молний должны быть выполнены в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок», «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», «Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» (СО 153-34.21.122-2003), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

Устройства защиты от искрообразования на участках сооружений с ЛВЖ и ГЖ, расположенных вблизи электрифицированных железных дорог, должны быть выполнены в соответствии с техническими указаниями на проектирование этих устройств.

Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования должны быть заземлены независимо от того, применяются ли другие меры защиты от статического электричества.

Металлические вентиляционные короба и кожухи термоизоляции трубопроводов и аппаратов в пределах цеха (установки) должны быть заземлены через каждые 40-50 м с помощью стальных проводников или путем присоединения непосредственно к заземленным аппаратам и трубопроводам, на которых они смонтированы.

Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы, вентиляционные короба и кожухи термоизоляции трубопроводов и аппаратов, расположенные в цехе, а также на наружных установках, эстакадах и каналах, должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах цеха (отделения, установки) должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках.

Фланцевые соединения трубопроводов, аппаратов, корпусов с крышкой и соединения на разбортовке имеют достаточное для отвода зарядов статического электричества сопротивление (не более 10 Ом) и не требуют дополнительных мер по созданию непрерывной электрической цепи, например, установки специальных перемычек. В этих соединениях запрещается применение шайб из диэлектрических материалов и шайб, окрашенных неэлектропроводными красками.

Присоединению к контуру заземления при помощи отдельного проводника независимо от заземления соединенных с ними коммуникаций и конструкций подлежат: аппараты, емкости, агрегаты, в которых происходит дробление, распыление, разбрызгивание продуктов; футерованные и эмалированные аппараты (емкости); отдельно стоящие машины, агрегаты, аппараты, не соединенные трубопроводами с общей системой аппаратов и емкостей.

Открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и выкрашены в черный цвет. У мест ввода заземляющих проводников в здания и сооружения должен быть предусмотрен опознавательный знак.

Резервуары и емкости объемом более 50 м3, за исключением вертикальных резервуаров диаметром до 2,5 м, должны быть присоединены к заземлителям с помощью не менее двух заземляющих проводников в диаметрально противоположных точках.

Наливные стояки эстакад для заполнения железнодорожных цистерн, танк-контейнеров должны быть заземлены. Рельсы железнодорожных путей в пределах сливо-наливного фронта должны быть электрически соединены между собой и присоединены к заземляющему устройству, не связанному с заземлением электротяговой сети.

Автоцистерны, танк-контейнеры, а также железнодорожные цистерны, находящиеся под наливом и сливом сжиженных горючих газов и пожароопасных жидкостей, в течение всего времени заполнения и опорожнения должны быть присоединены к заземляющему устройству. Контактные устройства для подсоединения заземляющих проводников от автоцистерн, танк-контейнеров должны быть установлены вне взрывоопасной зоны.

Гибкие заземляющие проводники сечением не менее 6 мм2 должны быть постоянно присоединены к металлическим корпусам автоцистерн (танк-контейнеров) и иметь на конце струбцину или наконечник под болт М 10 для присоединения к заземляющему устройству. При отсутствии постоянно присоединенных проводников заземление автоцистерны (танк-контейнера) должно производиться инвентарными проводниками в следующем порядке: заземляющий проводник вначале присоединяется к корпусу цистерны (или танка), а затем к заземляющему устройству. Места присоединения инвентарных заземляющих проводников должны быть очищены от краски либо окрашены электропроводной краской. Открывание люков танков, авто- и железнодорожных цистерн и погружение в них шлангов должно производиться только после присоединения заземляющих проводников к заземляющему устройству. Резиновые (либо другие из неэлектропроводных материалов) шланги с металлическими наконечниками, используемые для налива жидкостей в танки, железнодорожные цистерны, автоцистерны, и другие передвижные сосуды и аппараты, должны быть обвиты медной проволокой диаметром не менее 2 мм (или медным тросиком сечением не менее 4 мм2) с шагом витка не более 100 мм. Один конец проволоки (или тросика) соединяется пайкой (или под болт) с металлическими заземленными частями продуктопровода, а другой – с наконечником шланга.

Молниеприемники и токоотводы жестко закрепляются, так чтобы исключить любой разрыв или ослабление крепления проводников под действием электродинамических сил или случайных механических воздействий (например, от порыва ветра или падения снежного пласта).

Заземлители устройств защиты от статического электричества и молниезащиты должны иметь четкую маркировку в соответствии со схемой в паспорте.

Таблица 5 – Минимальная энергия воспламенения различных веществ

Вещества, входящие в состав смеси

Минимальная энергия воспламенения, Дж·10-3

Акрилонитрил

0,16

Акролеин

0,175

Бутилен

0,24

Ацетилен

0,011

Ацетальдегид

0,376

Дигидропиран

0,56

Рисунок 4 — Минимальная энергия воспламенения различных веществ

Для предупреждения возникновения опасных искровых разрядов с поверхности оборудования, перерабатываемых веществ, а также с тела человека предусматриваются следующие мероприятия, обеспечивающие стекание возникших зарядов статического электричества:

- отвод зарядов с помощью уменьшения удельных объемных и поверхностных электрических сопротивлений;

- нейтрализация зарядов с помощью использования индукционных нейтрализаторов и др.;

- отвод зарядов с помощью устройства заземления оборудования и коммуникаций.

Среди мероприятий по защите от статического электричества наиболее широкое применение получило заземление, которое применяется совместно с вышерассмотренными мерами. Заземлению подлежат наливные стояки эстакад для заполнения цистерн, трубопроводы, резервуары (подземные, наземные). Заземляющие устройства для защиты от статического электричества объединяют с защитными или грозозащитными заземляющими устройствами. При этом предельно допустимое сопротивление заземляющего устройства, предназначенного исключительно для отвода статического электричества, должно быть не больше 100 Ом. Неметаллическое оборудование будет являться электрически заземленным, если сопротивление любой его точки относительно контура заземления не превышает 107 Ом. При малой емкости сопротивление растеканию тока заземляющего устройства может быть выше 107 Ом.

Акрилонитрил на заводе заливают в танк-контейнер емкостью 23 000 литров. Производительности насосной установки наливного стояка составляет до 200 м3/ч. Скорость электризации нитрила акриловой кислоты Ач*с/л. Необходимо обеспечить безопасность от возможных разрядов статического электричества [7].

Общий разряд (заряд), передаваемый электризованным бензином цистерне, составит:

Потенциал на корпусе цистерны с электрической емкостью 10-9 Ф к концу налива составит:

При данном разрядном потенциале в случае разряда энергия искры между танк-контейнером и землей составит:

Тогда как для воспламенения акрилонитрила достаточно искры с энергией ,:

Следовательно, потенциал на цистерне должен быть не более:

;

Для уменьшения потенциала до допустимой величины необходимо предусмотреть заземление, величина сопротивления которого составит:

При этом время полного разряда:

Так как, во взрывоопасной среде постоянная времени релаксации , необходимо иметь заземляющее устройство с сопротивлением:

Значение не превышает допустимое значение , следовательно, условие безопасности при наливе танк-контейнера будет обеспечено.

Поскольку перевозки опасных грузов совершаются не только по территории РФ, но в международном сообщении, проблема обеспечения безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом является международной. 

Перевозка опасных грузов представляет собой единый технологический процесс, обеспечивающий доставку опасного груза от изготовителя до потребителя. Транспортировка осуществляется при взаимодействии промышленных предприятий изготовителей и потребителей продукции. В процесс перевозки вовлечены транспортные, операторские и транспортно-экспедиционные компании; организации, осуществляющие содержание и эксплуатацию транспортных средств, сооружений, технических устройств и транспортной инфраструктуры. На любом этапе, на любой плановой операции технологического процесса перевози нарушение требований безопасности значительно повышает вероятность возникновения аварийной ситуации и может привести к тяжелейшим последствиям для населения и окружающей природной среды.

Список используемой литературы

1. ГОСТ Р 57478-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Грузы опасные. Классификация (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.05.2017 № 454-ст).

2. Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (ред. от 12.01.2018)

3. ГОСТ 11097-86 Нитрил акриловой кислоты технический. Технические условия.

4. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. – М.: МАДИ, 2014. – 204 с.

5. Паспорт безопасности химической продукции нитрила акриловой кислоты технического (внесен в Реестр Паспортов безопасности 30.06.2017)

6. Инструкция СНЕВ-Т-1 аппаратчику подготовки сырья, отпуска полуфабрикатов и продукции по обслуживанию узла НАК, АЦН отделения ЛВЖ и подготовки цистерн цеха СНЕВ ООО «Саратоворгсинтез» (утв. 06.05.2016)

7. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (утв. Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 №96, с изменениями от 26.11.2015)

8. Безопасность перевозочного и технологического процесса на автотранспорте: учеб. пособие / Горшенина Е.Ю., Муравьева Н.А., Соколов В.Н., Феклин Е.В., Игнатов А.В. – С.: СГТУ, 2017. – 137 с.

Просмотров работы: 159