Характеристики и тенденции развития адресной социальной помощи в Ростовской области - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Характеристики и тенденции развития адресной социальной помощи в Ростовской области

Пшеничный Д.В. 1
1Филиал ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная защита населения на сегодняшний день – одна из важнейших звеньев в системе социального управления обществом, оказывающее влияние как на общее самочувствие общества, так и на происходящие в нем экономические и политические процессы [1, с. 413]. Если мы обратимся к данным Росстата, то 20 млн. человек, а это 13,6% от населения страны имеют доходы ниже прожиточного минимума [2]. Тем самым, статистические данные указывают на актуальность борьбы с одними из наиболее негативных явлений в обществе, таких как бедность и социальное неравенство. И к одним из наиболее эффективных инструментов в социальной поддержке населения относят адресную социальную помощь.

Согласно законодательству Ростовской области, адресная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, в том числе, на основании социального контракта, натуральной помощи, адресных социальных выплат [3].

Объем финансовых средств на оказание адресной социальной помощи устанавливается ежегодно областным законом об областном бюджете. Один из основных действующих видов адресной социальной помощи – адресное социальное пособие. В Ростовской области на основании закона «Об адресной социальной помощи» осуществляется выплата адресных социальных пособий за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области.

Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия, за исключением лиц, попавших в экстремальную ситуацию, определяется как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина, но не может быть менее 10 процентов базовой суммы, установленной федеральным законом для определения размера социальных выплат. Динамика установленного прожиточного минимума и среднедушевых расходов в Ростовской области представлены на рисунках 1,2.

Рисунок 1 – Прожиточный минимум в Ростовской области за 2013-2017 гг., рублей [5]

Рисунок 2 – Среднедушевые денежные доходы населения Ростовской области за период 2013-2017 гг., рублей [6]

Размер адресной социальной выплаты определяется по формуле (в рублях) [4]:

РАСВ = (ТВС * Увс - КДвс) * ФПКвс + (ТВО * Уво - Кдво) * ФПКво,

где РАСВ - размер адресной социальной выплаты;

ТВС - тариф в сфере холодного водоснабжения, установленный для организации коммунального комплекса, оказывающей услуги в муниципальном образовании (в рублях на 1 куб. м с учетом НДС);

Увс - уровень платежа граждан за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, установленный по муниципальному образованию;

КДвс - критерий доступности платы за холодную воду (в рублях на 1 куб. м с учетом НДС);

ФПКвс - фактическое потребление холодной воды, исходя из показаний приборов учета холодной воды на одно жилое помещение (в куб. м), а в случае их отсутствия - по установленным в муниципальном образовании нормативам потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, умноженным на количество потребителей услуг, проживающих в данном жилом помещении, но не более социальных норм потребления холодной воды, умноженных на количество потребителей, проживающих в жилом помещении;

ТВО - тариф в сфере водоотведения, установленный для организации коммунального комплекса, оказывающей услуги в муниципальном образовании (в рублях на 1 куб. м с учетом НДС)

Уво - уровень платежа граждан за коммунальную услугу по водоотведению, установленный по муниципальному образованию

КДво - критерий доступности платы за отведение сточных вод (в рублях на 1 куб. м с учетом НДС);

ФПКво - фактический расход отведения сточных вод, исходя из показаний приборов учета воды на одно жилое помещение (в куб. м), а в случае их отсутствия - по установленным в муниципальном образовании нормативам потребления данной коммунальной услуги, умноженным на количество потребителей услуг, проживающих в данном жилом помещении, но не более социальных норм потребления данной коммунальной услуги, умноженных на количество потребителей, проживающих в жилом помещении.

Далее на рисунке 3 представлена сумма средств адресной социальной помощи в виде адресной социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области, выделенных за 2013-2017 годы.

Рисунок 3 – Оказание адресной социальной помощи в виде адресной социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области за 2013-2017 гг., тыс. рублей [4]

Исходя из данных вышеприведенной таблицы можно заметить, что количество семей-получателей адресных выплат в период с 2013 по 2014 заметно вырос, однако с 2014 по 2017 годы число получателей держится практически на одном уровне – то убывая (до 78653 семей в 2015), то возрастая (до 80414 семей в 2016). Если же обратиться к сумме, выделяемой на социальные выплаты, очевидно, что с каждым годом она возрастает (средний темп роста на 2017 год относительно 2013 составил 10,93%).

Прирост суммы средств адресной социальной помощи в виде социальной выплаты представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Темп прироста1 суммы выделенных средств на адресную социальную помощь в виде социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области относительно 2013 года, %

На рисунке 8 представлен прогноз суммы выплат адресной социальной помощи в виде адресной социальной выплаты Ростовской области до 2020 года.

Рисунок 8 − Прогноз суммы выплат адресной социальной помощи в виде адресной социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области до 2020 года, тыс. рублей

Согласно прогнозу, сумма выделяемых средств будет возрастать и достигнет уровня 205587,8 тыс. рублей в 2020 году.

На рисунке 9 указана корреляция между среднедушевым доходом и суммой выделенных средств адресной социальной помощью виде адресной социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области.

Рисунок 9 − Корреляция между среднедушевым доходом и суммой выделенных средств адресной социальной помощью виде адресной социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области

Согласно полученному уравнению регрессии, каждый год сумма средств адресной социальной помощи возрастает на 7,18%. Коэффициент корреляции составил 0,92, что говорит о тесной прямой связи между ростом среднедушевых доходов и средств адресной социальной помощи. Значимость коэффициента корреляции составила 7,15, что говорит о существенности корреляции. Можно предположить, что данная прямая зависимость обусловлена тем, что с ростом доходов населения (выраженных номинально, т.е. зарплаты все еще продолжают расти, вместе с ростом цен на большинство потребляемых товаров и услуг и увеличением налоговой нагрузки), следовательно, государству приходится соответственно выделять больше средств.

Корреляция между прожиточным минимумом и суммой выделенных средств адресной социальной помощью виде адресной социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 − Корреляция между прожиточным минимумом и суммой выделенных средств адресной социальной помощью виде адресной социальной выплаты за холодное водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающих в муниципальных образованиях Ростовской области

Согласно полученному уравнению регрессии, каждый год сумма средств адресной социальной помощи возрастает на 16,53%. Коэффициент корреляции составил 0,89, что говорит о высокой прямой взаимосвязи между размером прожиточного минимума и суммой средств адресной социальной помощи. Значимость коэффициента корреляции составила 6,11, что говорит о существенности корреляции.

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования, можно заключить, что в целом сумма средств адресной социальной помощи в форме социальных пособий в Ростовской области будет возрастать, и особое влияние на нее оказывает, и будет оказывать как размеры среднедушевых доходов населения, так и изменение размера прожиточного минимума.

Однако на сегодняшний день в региональной практике организации адресной социальной существуют следующие недостатки: отсутствие единой методики определения финансовой уязвимости, анализа и мониторинга персональной информации об участнике программы адресной помощи и отсутствие инновационных технологий финансирования социальных услуг, реализуемых в соответствии с принципом «деньги следуют за потребителем», что снижает эффективность управления финансовыми ресурсами в системе социальной защиты населения.

Список источников и литературы

1. Малеванная А.А. Социальная защита семей с детьми, проживающих на территории РФ [Электронный ресурс] / А.А. Малеванная // Аллея науки. – 2016. – №4 – С. 413-416. –URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=27808328

2. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2018 года [Электронный ресурс] – URL:http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/182.htm (Дата обращения 14.12.2018)

3.Ростовская область, Законы, Об адресной социальной помощи в Ростовской области [Электронный ресурс]: областной закон [№ 174-ЗС от 22.10.2004 в ред. 22.04.2017]. – URL:http://www.donland.ru/documents/Ob-adresnojj-socialnojj-pomoshhi-v-Rostovskojj-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=794 (Дата обращения 14.12.2018)

4. Правительство Ростовской области Постановление от 30 декабря 2011 № 311 «О порядке предоставления адресной социальной выплаты, а также о порядке расходования средств областного бюджета на ее предоставление» URL:http://www.donland.ru/documents/O-poryadke-predostavleniya-adresnojj-socialnojj-vyplaty-a-takzhe-o-poryadke-raskhodovaniya-sredstv-oblastnogo-byudzheta-na-ee-predostavlenie?pageid=128483&mid=134977&itemId=20286

5. Прожиточный минимум в Ростовской области [Электронный ресурс] – URL:http://mintrud.donland.ru/Default.aspx?pageid=57903 (Дата обращения 14.12.2018)

6. Среднедушевые денежные доходы [Электронный ресурс] –URL:http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/standards_of_life/ (Дата обращения 14.12.2018)

1 Темп прироста – это отношение прироста величины экономического показателя за определенный период времени к его исходному уровню

Просмотров работы: 2