Государственный финансовый контроль - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Государственный финансовый контроль

Полникова Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Курский Государственный Университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Осуществление экономической политики государства происходит с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов управления. Финансовым контролем называют проводимую субъектами контроля по проверке финансов и связанных с ними действий и операций государственных органов, предприятий, организаций совокупность мероприятий, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Государственный финансовый контроль, являющийся инструментом финансовой политики, обеспечивает соблюдение бюджетного законодательства РФ; содействует сбалансированности потребностей финансовых ресурсов и размеров денежного фонда страны; способствует эффективному использованию денежных фондов, а также выявляет рост финансовых ресурсов. [3]

В экономической литературе представлены различные подходы к определению государственного финансового контроля. Анализируя мнения разных авторов, можно сделать следующие выводы: государственный контроль – это деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства; контроль осуществляется с помощью специфических приемов и методов; целью контроля является проверка законности, целесообразности и эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств. 

Актуальность темы финансового контроля не исчерпается, пока что не устранится отсутствие комплексного эффективного механизма финансового контроля, недостаток организационных и правовых возможностей для должного развития финансового контроля. Данная проблема всегда была вопросом, волнующим государство. Тема финансового контроля особенно актуальна в настоящее время ввиду нестабильной политической ситуации в мире. Государству следует, мобилизовав все усилия, развивать эффективную систему функционирования государственного финансового контроля.

Финансовый контроль, охватывающий все сферы жизни общества, должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование ресурсов, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, выявление финансовых правонарушений ;принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению),а также недопущению впредь.

Представим действующую структуру органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ. На федеральном уровне бюджета субъектами финансового контроля в представительной власти являются: Госдума РФ;Совет Федерации РФ; Счетной палата РФ. Здесь же субъектами ФК в исполнительной власти являются : Главное контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ ;Центробанк России ;Министерство финансов РФ ;Федеральное казначейство РФ ;Департамент государственного ФК и аудита ;Федеральная налоговая служба (ФНС РФ); Федеральные министерства и ведомства ;Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) ;Внебюджетные фонды. На региональном уровне бюджета субъектами финансового контроля в представительной власти являются: Законодательная власть региона РФ ;Региональная счетная палата. Данный уровень включает в себя следующие Субъекты ФК в исполнительной власти : Финорганы региона России; Территориальные управления: казначейства; ФНС; ФТС; министерств и ведомств; внебюджетных фондов; Главные распорядители и распорядители средств бюджета регионального уровня. Муниципальный уровень бюджета включает в себя такие субъекты ФК в представительные власти, как Муниципальные представительные органы; Муниципальная счетная палата. К субъектам ФК в исполнительной власти здесь относится :Отдел финуправления при муниципальном образовании; Главные распорядители и распорядители муниципального бюджета; Местные отделения казначейства, налоговой и таможенной служб; Муниципальные представительства министерств и ведомств; Местные отделения внебюджетных фондов.

В 2018 году приняты новые Стандарты государственного финансового контроля и новые стандарты внутреннего финансового контроля и аудита: (Приказ Минфина России от 29.12.2017 №1401 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2016 года №822»;
Приказ Минфина России от 29.12.2017 №1394 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 7 сентября 2016 года №356»; приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2017 г. № 269н «Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля», «Проверка бюджетной (бухгалтерской) отчетности»; приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2017 г. № 268н «Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля», «Проверка предоставления из федерального бюджета и (или) использования субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям»).

Подготовлены изменения в Правила осуществления ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193) в части:

— «увязки» осуществления ВФК и ВФА с необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

—  применения риск-ориентированного подхода по определению проверяемых данных и используемых в их отношении методов аудита в целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности;

— анализа бюджетных рисков.

Подготовлены поправки в Бюджетный кодекс РФ, направленные на повышение эффективности деятельности органов госфинконтроля. Изменения касаются:

— расширения сферы государственного (муниципального) финансового контроля;

— формирования федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

— совершенствования порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;

— развития внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Цель нововведений – обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного (муниципального) финансового контроля, систем внутреннего финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита в целях снижения вероятности нарушений бюджетного законодательства, выявления финансовых (бюджетных) правонарушений и их пресечения.

Проблемами государственного финансового контроля в РФ являются :

- проблема создания единой концепции государственного финансового

контроля, как единой системы с общепринятыми взглядами на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля.

- отсутствие соответствующих мер к нарушителям бюджетного законодательства является одной из существенных проблем эффективного проведения государственного финансового контроля. Ответственность за нарушения в области законодательства в бюджетной сфере устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений законодательства в бюджетной сфере, и Кодексом об административных правонарушениях РФ, который предусматривает 3 состава нарушений законодательства в бюджетной сфере. Поскольку в Бюджетном кодексе РФ понятия «бюджетного правонарушения» нет, привлечение виновных лиц за бюджетные нарушения невозможно.[2]

- громоздкая структура органов государственного финансового контроля, что является серьезным препятствием для успешного осуществления экономических реформ. Задачи, которые должны выполнять органы государственного финансового контроля сформулированы размыто, а их деятельность контролируется слабо.

Необходимо укрепить правовой статус уже существующей Счетной палаты РФ.Необходимо разработать систему стандартов (правил) осуществления финансового контроля. Данную разработку необходимо возложить на Министерство финансов РФ, которое имеет опыт в регулировании аудиторской деятельности и в разработке стандартов для независимых аудиторов. Важно отметить, что на сегодняшний день наблюдается необходимость разработки единого типового перечня операций внутреннего финансового контроля, содержащего минимальный набор внутренних операций бюджетных процедур, в отношении которых необходимо осуществление внутреннего финансового контроля, а также необходимость разработки типовых (рамочных) внутренних стандартов органов исполнительной власти .

Также одной из важных проблем была и остается на данный момент подготовка кадров контрольных органов. Постоянно меняется нормативно-правовая база, что в свою очередь обуславливает необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня работников контрольных органов.

Исходя из вышеуказанных проблем, можно предложить следующие меры, направленные на улучшение государственного финансового контроля:

- разработка и утверждение концепции государственного финансового контроля, которая должна стать фундаментом при создании и совершенствовании законодательной базы контрольной деятельности и основой для принятия Федерального закона «Об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации»;

- нужно разработать и внедрить общие стандарты осуществления контрольных мероприятий для всех органов государственного контроля, завершить процесс стандартизации;

- необходимо создать единую систему информационного обеспечения органов государственного финансового контроля;

-через подготовку, повышение квалификации и профессионализма работников, которые осуществляют контрольную работу, необходимо улучшить кадровое обеспечение государственного контроля;

- усилить взаимодействие органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами. [1]

Таким образом, разработка и внедрение концепции системы планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере позволит сформировать единый подход к планированию и проведению контроля, обеспечит более эффективное и глубокое осуществление контрольных мероприятий, позволяющих сосредоточить внимание контролирующих органов на, так называемых, проблемных подконтрольных субъектах. Это, в свою очередь, повлечет и оптимизацию бюджетных средств, выделяемых на контрольные мероприятия, экономию времени и трудоресурсов, затрачиваемых на проверки.

Итак, решение вышеуказанных проблем должно позволить обеспечить эффективное и целевое использование бюджетных средств, уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, которые связаны с использованием государственных средств и имущества. От своевременного решения указанных проблем, а также от улучшения нормативной-правовой базы контроля, успешного внедрения результатов научных исследований зависит успешный результат организации и построение единой и эффективной системы государственного контроля. Поэтому только путем решения всех вышеперечисленных проблем возможно получить успешный результат в построении системы государственного финансового контроля, также необходимо решительно устранить первейшие источники криминализации в экономике, в том числе коррупцию, хищение бюджетных средств и другие источники криминализации. Создание на территории Российской Федерации единой системы государственного финансового контроля, которая будет регулироваться соответствующей единой системой нормативно-правовых актов, является решающей задачей для устранения всех этих проблем государства.

Список литературы

Государственный финансовый контроль и пути его совершенствования. Григорьев Е. К.Лаборатория книги. 2009 г.- 118 с.

Скобара В. В., Телепнева А. В., Ткаченко В. А. Анализ возникновения и развития государственного финансового контроля в России // Известия МААО. 2012. Вып. 14. 2012 г. Т. 2.-280 с.

Шуляк П. Н., Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Финансы:учебник. Издательство – торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.-383 с.

Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru свободный.

Просмотров работы: 16