Актуальность темы определяется тем, что российский рынок является особым экономическим механизмом, который через конкуренцию влияет на объем и структуру производства, способствует рациональному распределению ресурсов, подталкивает потребителя выбирать рациональную систему потребления, формирует цену, спрос и предложения, и, в конечном итоге, оздоровляет экономику России, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. Социально-ориентированная рыночная российская экономика требует поиска новых вариантов при моделировании множества переменных, главные из которых это спрос, предложения и рыночная цена. Поэтому актуальность выбранной проблемы обусловлена важностью изучения.
Сложность формирования спроса и предложения на рынке обусловлена быстрой изменчивостью, трудностями точного определения учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, связанными с кризисами и падением производства потребительских товаров. Традиционно категория взаимодействия спроса и предложения встречается только в условиях экономики рынка, механизм которого, сводит вместе предъявителей спроса и продавцов — отдельных физических и юридических лиц, обеспечивающих предложение необходимой массы товаров и услуг. Иными словами, как на рынке любого государства, так и на российском рынке покупатели формируют спрос на товар, способный удовлетворять потребительские потребности.
Спрос и предложение, пожалуй, самое фундаментальное понятие, и оно является основой рыночной экономики. Спрос — это то, сколько (количество) товара или услуги желают приобрести покупатели. Объем спроса является количеством товара, которое люди готовы купить по определенной цене. Предложение показывает, сколько товара рынок может предложить. Объем предложения значит сколько товара производители готовы поставить по определенной цене. Основным фактором, определяющим спрос и предложения, является цена.
Между ценой и спросом существует обратная зависимость. Кроме цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей.
Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. Известно, что количество купленных товаров зависит от цены. Эта зависимость в экономике представляет закон спроса. При неизменности всех прочих параметров снижения цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Иначе говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса, при которой чем больше мы будем требовать денег за товар, тем меньше у нас будем покупателей и наоборот. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше количество людей, которые согласится купить данный товар, т. е. меньше уровень спроса при определенном уровне доходов, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор. В цене товара фокусируются материальные интересы всех участников рынка. Спрос может моментально нарастать и мгновенно падать.
Что же касается переложения, то оно менее динамично, так как оно напрямую связано с производством. А производство моментально изменить нельзя, требуется некоторое время.
Взаимодействие спроса и предложения приведет к установлению рыночной цене. Когда предложение превышает спрос, возникает излишек. Для покупателя это выгодное положение. Такая позиция называется рынок покупателя. Когда спрос превосходит положение, такое положение выгодно для продавца – это рынок продавца. Из этого следует, что рынок объединяет производителя и потребителя; в точке, где стремления продавца и покупателя совпадает, устанавливается равновесная цена и объем продаж.
Исходя из вышесказанного можно прийти к выводу, что важными категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение, которые подчиняются определенным законам. Согласно закону спроса: покупатель готов приобрести большее количество товара по низкой цене, при высокой же наоборот. В свою очередь закон предложения: производитель готов производить по высокой цене, продавать большее количество товара, чем по низкой.
Список использованных источников и литературы
1.Наровлянская Т.Н. Экономическая теория (политическая экономия) [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Наровлянская Т.Н., Щепачева Н.П., Сазонова Е.О.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 267 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61428.html.— ЭБС «IPRbooks»
2.Курс по экономической теории [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65265.html.— ЭБС «IPRbooks»
3.Кобзева Т. Я., Ястин М. Д. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 397-402. — URL
4.Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ А.И. Балашов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 527 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66309.html.— ЭБС «IPRbooks»
5.Зубко Н.М. Экономическая теория [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Зубко Н.М., Каллаур А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28304.html.— ЭБС «IPRbooks»