КОНСТИТУЦИЯ КАК ВЫСШИЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОНСТИТУЦИЯ КАК ВЫСШИЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Губанова И.С. 1, Малащенко Т.С. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции. Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса. Конституция - это выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Конституция была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %.

Конституция выполняет служащие функции:

Юридическая функция – Конституция РФ представлена главным Законом государства и базой для всего действующего законодательства.

Политическая функция – определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие в стране.

Учредительная функция – закрепляет основные базисы организации и развития государства.

Ограничительная функция – заключается в правовом ограничении государственной власти на всех уровнях.

Стабилизирующая функция – обеспечивает устойчивость государственных институтов с помощью норм Конституции.

Воспитательная функция – формирование у граждан уважения к Конституции РФ, к личности и праву, к суду, власти, обществу и государству.

Внешнеполитическая функция – является базисом внешнеполитической деятельности государства.

Структура Конституции - ее внутреннее строение, подразделение на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения.

Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским, она состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены:

утверждение прав и свобод человека;

утверждение гражданского мира и согласия в РФ;

сохранение исторически сложившегося государственного единства;

возрождение суверенной государственности России;

утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;

обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, но, несмотря на это Преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения Преамбулы:

служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия;

закрепляют общие обязательства государства перед гражданами;

имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства;

преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Глава 1 «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России;

принципы гражданства в России; система гражданских (т.е. личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;

гарантии прав и свобод; основные (т.е. конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя». Нормы данной главы характеризируют:

полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации,

конституционныйстатус Российской Федерации и ее субъектов,

взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют:

статус Президента как главы государства;

порядок вступления в должность Президента РФ;

полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения;

порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют:

статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;

порядок формирования Федерального Собрания и его структуру;

компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента;

нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены:

порядок формирования, структура Правительства;

компетенция Правительства;

порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены:

судебная система в России;

статус судей, принципы судопроизводства;

порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет:

систему местного самоуправления в Российской Федерации;

функции местного самоуправления в Российской Федерации;

гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей).

Особенностью Конституции является то, что она принимается особым субъектом или от имени этого субъекта – народа. Конституционно-правовые нормы обладают особым, учредительным характером. Конституцию отличает всеохватывающий предмет конституционно-правового регулирования.

В заключение можно сказать то, что в отличие от существующих обычных законов, Конституционные положения отличаются долговечностью и стабильностью. Данные характерные черты предписаний, содержащихся в документе, обусловлены рядом обстоятельств. В первую очередь стоит отметить, что, вследствие абстрактного содержания положений Конституции, они не подвержены постоянным изменениям. Кроме этого, в качестве гаранта жизнеспособности и долговечности выступает порядок утверждения и внесения поправок в Основной Закон.

Литература:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/104540/ (дата обращения 24.12.2018)

Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.

Просмотров работы: 780